Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебники и книги для чтения



2019-10-11 178 Обсуждений (0)
Учебники и книги для чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В занятиях учащихся вообще и в самостоятельном (внеклассном) чтении в особенности огромная роль принадлежит книге. Отмечая это, Чернышевский обращал внимание на тот факт, что большинство учебников и книг для чтения, которыми пользовалась тогда школа, являлось неудовлетворительным , зачастую явно порочным.

Главные недостатки и пороки большинства учебников и книг для чтения заключалось, по мнению Чернышевского, в том, что, во-первых, они были пусты, бессодержательны, во-вторых, они были насыщены нравственными сентенциями , имеющими своей целью укрепить в детях ложную, вредную верноподданническую мораль; в-третьих, события и факты освещались в них часто искаженно и, как правило, языком сухим или слишком водянистым, но тоже бесцветным.

Более или менее удовлетворительных книг, официально рекомендованных, было крайне мало. К ним Чернышевский относил, например, “Руководство начальной геометрии” Остроградского, которое , по его мнению, отличалось тем, что содержание материала соответствовало современному уровню науки, что изложено оно ясно и стройно.

Само собой понятно, что новое образование нуждалось в новых учебниках и книгах для чтения. С точки зрения Чернышевского, учебники и книги для детского и юношеского чтения должны отличаться новым идейным содержанием. По цензурным условиям он не мог прямо и откровенно говорить, что это означало. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 69-70/.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мнению Чернышевского учебники и книги для чтения, независимо от того, какой предмет явление или событие освещают, не должны допускать какого бы то ни было отступления от истины.

Много внимания уделял Чернышевский языку учебников и детских книг. Он осуждал всякие ненужные длинноты, фигурные выражения, всякую неточность в выражениях, а также допускаемые иногда под предлогом доступности упрощенство и вульгаризацию литературного языка.

 В учебниках и книгах для чтения каждое событие, каждый факт, каждое имя должны, по Чернышевскому, занять то место, какое по праву принадлежит им в науке, в жизни. Создание новых учебников и книг для чтения, охватывающих различные области знания - дело очень важное и полезное, но довольно сложное и не всякому автору доступное. Чернышевский считал, что успех в этом деле могу обеспечить те люди, которые имеют твердые и непогрешимые убеждения, в совершенстве владеют своим предметом, хорошо понимают педагогическое назначение своего труда и умеют писать грамотно, интересно, просто и доступно для детей. / Там же. - С. 71-72/.

 

 

Об учителе

 

Чернышевский хорошо понимал, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения (и воспитания), все же главную роль играет учитель. В своих сочинениях он посвятил немало прекрасных строк раскрытию назначения и характера педагогического труда, тех качеств, которыми с его точки зрения, должен обладать учитель, и, наконец, защите материально-правового положения учителя, особенно сельского.

Предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны. Выполнить эти задачи по-настоящему сможет только хороший учитель, т. е. такой, который имеет высокие и обширные познания (общие и специальные) и по своим общечеловеческим качествам является тем, кем хочет сделать своего воспитанника , или по крайней мере искренно и всеми силами к этому стремится. Если всякому порядочному работнику, то тем более учителю надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда не пользоваться негуманными мерами воздействия на него.

Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству учителя. Он хотел, чтобы каждый учитель думал и работал в том направлении дабы в каждом своем занятии обеспечить такой уровень совершенства как со стороны содержания, так и со стороны формы, когда все учащиеся занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой.

Обучение и воспитание подрастающего поколения является главной, но не единственной обязанностью учителя. Чернышевский считал, что учитель, правильно понявший свое назначение, как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний и просвещения среди населения.

На своем примере работы в Саратовской гимназии он показал, что учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо классных и внеклассных занятий с гимназистами, он выступал перед взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, он пытался и в условиях суровой царской цензуры распространять полезные знания и передовые идеи.

Чернышевский настаивал на изменении отношения к учителю, на коренном улучшении его материального и правового положения и, наконец на предоставлении ему как можно большей самостоятельности в проводимых с детьми занятиях. Он был враг всего того, что сковывало здоровую творческую инициативу учителя. / Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - С. 72 - 74/.

 

 

                  

 



2019-10-11 178 Обсуждений (0)
Учебники и книги для чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебники и книги для чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)