Абу Райхан Беруни о содержании образования.
На современном этапе общественного развития особое значение приобретают вопросы формирования всесторонне развитой гармонической личности. Неотъемлемая часть этой большой программной задачи - совершенствование содержания образования. Эффективность решения этой проблемы в определенной степени зависит и от того, насколько умело и творческие используются прогрессивные идеи педагогических систем прошлого. Одна из главных задач состоит в том, чтобы из огромного фонда общественных идей, нравственных норм и культурных традиций отобрать то, что может и должно быть использовано для более качественного воспитания подрастающего поколения. Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о науке, содержании образования и воспитания. Мысли Беруни об обучении, его путях и значении встречаются во многих произведениях, они как бы разбросаны по страницам его книг. По нашему мне6нию Беруни об обучении следует рассматривать в следующей классификации: 1)сознательность обучения; 2) наглядностью; 3)системность и последовательность; 4) обоснованность; 5_ связь Теории с практикой; 6)требования к учебнику. Объективность и беспристрастность ученого, наблюдения, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию – вот характерные черты и основы научного метода Беруни. Для его эпохи этот метод был огромным достижением и представлял большую научную ценность. Сам Беруни, руководствуясь этим методом, добился огромных успехов в научной деятельности о сознательности обучения. Анализ сравнение, логические операции и другие мысли ученого правильны и для настоящего времени, так как в основе обучения современной школы лежит осознанное овладение знаниями. Это значит, что ученик должен иметь не только фонд научных знаний, но и уметь добывать их самостоятельно, а это достигается с помощью мыслительных операций. Подчеркивая необходимость соединения теории с практикой, Беруни пишет, что врачи имеют наибольшие права на уважение за усилия в совершенствовании своей науки, за то, что они не только «поднимают ее на крыльях теории, но и применяют на практике». Сочинение Беруни являются учебным пособием по математике, астрономии, географии и другим предметам, предназначенным для первоначального обучения этим наукам. О последовательности изучаемых предметов в книге «Наука о звездах» Беруни дает следующее объяснения: «Я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочета, кто полностью изучил эти четыре науки»[6] Беруни подчеркивал важность наглядности в обучении.По его мнению, наглядность делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. В «Науке о звездах» многие понятия, определения снабжены наглядными чертежами, рисунками и удобными для пользования таблицами. Говоря о необходимости наглядности в процессе обучения, Беруни писал: «Когда привыкнешь представлять себе видимое, легко постепенно перейти мыслимому». Помимо наглядности, большое значение ученый придает последовательности и систематичности в изложении материала и при его передачи. Так, он считал, что научная деятельность человека бессмысленна без знания первоначал наук: «Однако люди не поручают дела тому, кто лучше с ним справляется. Они восхищаются собой, ныряя за крупицами какой-нибудь науки, и полагают, что смогут (овладеть) остальной ее частью, (исходя) не из ее основ и начал. Великий ученый считал, что обучение всегда должно строиться на строгой научной основе о научной строгости и точности сведений Беруни упоминает в своих произведениях» Хронология» он подчеркивает, что надо воздерживаться от сообщения неточных сведений, пока не удастся узнать их все, и не добавлять к несомненному сомнительное, а к известному неизвестное. В другом труде, «Минералогии», Беруни говорит о радости познания: «Истинное наслаждение доставляет лишь то, стремление к чему возрастает тем больше, чем больше человек этим владеет. И таково состояние человеческой души, когда он познает то, чего не знал ранее». Беруни пишет также о мотивах обучения, наглядных и практических методах, о роли проверки и оценки выполненного труда и полученных знаний, приводя при этом большое количество примеров и высказываний. Таким образом, Беруни считал, что основу обучения должна составлять строгая научность. Процесс обучения следует строить на принципах наглядности, последовательности и системности. Особое значение в процессе обучения он придавал целенаправленности. Ценны и мысли Беруни о требованиях к учебникам и учебным пособиям: научность, ясность, доступность. Так как в научном наследии бурении нет специальных трудов,характеризующих его педагогические взгляды, их выявление и систематизация представили большую сложность. Идеи Беруни о содержании образования позволяют утверждать, что во времена ученого они, несомненно, имели огромное прогрессивное значение, а многие из них лежат и в основе современной дидактики.
§ 2.2. Идеи Беруни о морали и нравственном воспитании. Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И далее продолжает о том, что даром запоминания люди обладают по-разному, «одни люди им наделены, а другие лишены, поэтому последние едва ли могут достигнуть в этом пределы, возможно, разве только путем усердия и напряженных занятий. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет. Великий мыслитель учил, что достичь совершенства можно в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки: Беруни был глубоко убежден, что знания направляют людей на правильный путь. Однако «достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла. Интересна и важна, с современной точки зрения, мысль Беруни о том, что мало просто быть образованным человеком, знать правила «благородного» поведения, главное - уметь применять эти знания на практике. Это мнение ученого фактически близко тому, о чем пишет психолог М. Г. Давлетшин: «Необходимым условием нравственного поведения является знание не обеспечивает соответствующий уровень нравственного поведения. Более того, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведении я приводит к возникновению так называемого «нравственного формализма», выражающегося в разрыве между моральными знаниями и моральным поведением человека».[7] Огромное значение придавал Беруни Трудовому воспитанию. По мнению ученого, необходимым условием для правильного развития молодого человека является труд. Именно труд – главный фактор создания материальных ценностей. Беруни не представлял жизни и счастья без труда, считая, что воспитание трудом - основа жизни человека. Говоря о воспитании трудом, Беруни отмечает большое значение воли. О своем упорстве в достижении поставленной цели и приобретении знаний Беруни пишет, например: « Я упорно трудился в прошлом над соединением метода Птолемея. В книге «География», с аль-Джейхани и других». Человеку в процессе обучения не все интересно, но благодаря напряжению воли он учится преодолевать трудности. Изучение творчества Беруни показывает, какое важное значение он придавал таким вопросам нравственности, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. Видя вокруг себя невежество обман, вражду, несправедливость, отрицательно сказывающиеся на воспитании молодежи, великий просветитель выступал за нравственное воспитание народа. Беруни учил молодежь быть доброй, чуткой и внимательной к людям, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Много прекрасных строк посвятил ученый раскрытию смысла слов «добро», «справедливость», «правда»: «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой»,- Пишет Беруни. Большое значение уделял Беруни вопросам Дружбы и товарищества, которые считал « драгоценнейшим даром жизни».Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки. Для достижения наибольших успехов в воспитании Беруни рекомендует также методы убеждения, поощрения, наказания, различные беседы на этические и эстетические темы. Все это утратило своего значения и в настоящее время.
Заключение.
Изучение научного наследия великого ученого Абу Райхана Беруни показало, что всесторонний анализ его идей возможен лишь при условии освещения той эпохи, в которой он жил и творил, своеобразие и противоречия которой отразились на мировоззрении ученого, его научной деятельности. Время Беруни – это период острых социальных столкновений и междоусобных войн. Великий ученый был не только свидетелем, но и активным участником событий исторической важности. Величайший гений раннесредневековой науки откладывал свои астрономические инструменты, книги и письменные принадлежности ученого, когда интересы родины требовали от него, чтобы он стал политическим деятелем. Бурные политические события не смогли воспрепятствовать появлению огромных достижений в области науки и культуры, во многом определивших становление личности великого ученого. Беруни был прежде всего естествоиспытателем поэму в его произведениях нет стройного учения в области общественных наук. Однако во многих его замечательных трудах содержатся интересные мысли по вопросам философии социологии, педагогике, психологии и других наук. Большой научный интерес представляют мысли Беруни о процессах познания и мышления, зрительного восприятия и запоминания. Важное значение ученый придавал речи, ощущениям, разуму. По мнению Беруни, знание вопросов психологии необходимо воспитателю, учителю, родителям. Одна из огромных заслуг ученого- выработанный им научный метод изучения природы. Объективность и беспристрастность ученого, наблюдение, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию вот характерные черты и основа научного метода Беруни, ставшего для эпохи большим достижением и представлявшего научную ценность. Руководствуясь этим методом, Беруни добился огромных успехов в своей научной деятельности. В трудах Беруни много идей, свидетельствующих о его отношении к процессу обучения. По мнению Беруни, обучение должно строиться на строгой научной основе. В своих произведениях «Хронологии», «Индии», «Геодезии» ученый неоднократно упоминает о научной строгости и точности сведений. Серьезный научный интерес представляют идеи Беруни и о воспитании. Большое значение он придавал таким вопросам, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. У Беруни можно встретить много высказываний о нравственном воспитании народа. Анализ творчества Беруни показывает, что он не оставил себе цели передать знания отдельным ученикам. Он был убежден, что школа – не единственный источник знания и воспитания подрастающего поколения; есть еще один – книга. Научная школа Беруни оказала большое влияние на развитие науки и просвещения средневекового Востока. На идеях Беруни учились и воспитывались ученые последующих поколений: Омар Хайям, Насир ад-Дин ат-Туси, Улугбек, ал-Каши, Мирим Челеби и многие другие. Мы исследовали и обобщили лишь один из аспектов богатейшего научного наследия выдающегося ученого. Абу Райхан Беруни стал всемирно известным не только благодаря своим выдающимся научным достижениям, но и передовым по тому времени идеям и убеждениям. Многие из них, в том числе и педагогические, сохраняют свое значение и в наши дни.
Библиография.
1. Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.- Ташкент, Фан.1972. 2. Давлетшин М.Г. Психологические основы нравственного воспитания.-Ташкент:1975. 3. Насыров А. Список трудов Бируни - великий ученый средневековья.-Ташкент.1950. 4. Насыров А. Список трудов Бируни - великий ученый средневековья.-Ташкент.1950. 5. Нурутдинова З. Г. Педагогические идеи Абу Райхана Беруни.- Ташкент. Изд. «Фан».1989. 6. Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Автореф.дис.пед.наук. Ташкент.1964. 7. Шарипов А. Великий мыслитель Беруни.-Ташкент, Узбекистан.1972 [1] Шарипов А. Великий мыслитель Беруни.-Ташкент, Узбекистан.1972 [2] Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.- Ташкент, Фан.1972. [3] Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Автореф.дис.пед.наук. Ташкент.1964. [4] Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.С.80. [5] Насыров А. Список трудов Бируни - великий ученый средневековья .-Ташкент.1950.с.144-155. [6] Беруни. Наука о звездах.с.21. [7] Давлетшин М.Г. Психологические основы нравственного воспитания.-Ташкент:1975.с.52-53.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |