Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла



2019-10-11 215 Обсуждений (0)
Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Философское понятие добровольного обмана


План

 

Введение

1. Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла.

2. Обман. Отношение моралистов к этому понятию. Почему люди лгут.

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

С тем, что мораль характеризует не только сознание, но и поведение людей, никто сейчас не спорит. Человеческие поступки обладают определенными свойствами, которые обнаруживаются тотчас, как только эти действия начинают рассматриваться с точки зрения их значения для кого-либо или для чего-либо, в том числе с точки зрения их моральной ценности. Поэтому мораль есть определенное свойство или сторона человеческой активности. Нравственные отношения – это прежде всего отношения между людьми. Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающееся на мировоззренческие убеждения и чувства совести.

В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложью, понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности.

Человек всегда на пути поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.

Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. В морали мы можем преодолеть свою несовершенную человеческую природу: добрым может быть и любой человек.

 


Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла

 

Добро одно из наиболее общих понятий морального сознания и одно из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопостановления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценки (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродеяния, добродетели, справедливости. Этика подвергает добро как понятие морального сознания теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение. Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли и разума бога, придавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид божественного закона. Тот же смысл имеют различные объективно-идеалистические теории добра, выводящие его либо из некой недоступной познанию «сущности», либо из космического закона или мировой идеи.

Нравственное добро определяется по разуму как правда, или как должное отношение ко всему. Добро, как идеальная норма воли фактически не совпадает с благом как предметом действительного желания.

1. Добро есть должное, но не все желают того, что должно.

2. Между желающими добра не все оказываются способными одолеть ради него дурные стремления своей природы, и , наконец.

3. Немногие люди, достигшие победы добра над злом в себе самих, - люди добродетельные, праведники или святые – бессильны победить своим добром зло.

Понятие о добре и зле существует в человечестве. На какой бы низкой ступени умственного развития ни стоял человек, как бы ни были затуманены его мысли всякими предрассудками или соображениями о личной выгоде, он считает все-таки добром то, что полезно обществу, в котором он живет и злом то, что вредно этому обществу.

Мыслители по разному объясняли понятия добра и зла. Религиозное объяснение звучит так: «Если человек способен различать между добром и злом, значит Бог внушил это понимание. Полезны или вредны такие-то поступки – тут нечего рассуждать: человек должен повиноваться воле своего творца. Конечно это объяснение плод страха и незнания первобытного человека. Другие (Гоббе, например старались объяснить нравственное чувство в человеке влиянием законов. «Законы, - говорили они, - развили в человеке чувство справедливого и несправедливого добра и зла» - Но закон чаще извращал чувство справедливости, чем развивал его.

Следующее понятие – обман. Что лучше: доброжелательный обман или недоброжелательная правда? Оправдана ли вообще ложь как средство достижения цели? На что ориентироваться: на «возвышающий обман» или на «низкую истину»? В сложном, противоречивом процессе человеческой деятельности применение небезупречных средства может находить определенное оправдание, однако моральная санкция не должна слепо следовать за политической, экономической и т.п. необходимостью поведения. Вынужденное зло не превращается в добро, какую бы хитроумную систему «защитной мотивации» мы не выстраивали. «Если бы придавая безусловное значение правилу не лги, как не допускающему никаких исключений ни в каком случае, под ложью разумели противоречие правде в полном смысле этого слова, т.е не только правде реальной и формальной, но также и преимущественно правде индивидуальной или чисто нравственной, то это было бы совершенно верно и бесспорно, ибо ясно, что правда перестает быть правдой, если может быть правдой, если может быть хоть один случай, в котором позволительно отступить от нее. Никаких вопросов тут не могло бы и возникнуть, по крайней мере между людьми, понимающими, что дважды два четыре и А равно А. ( И. Л. Зеленкова. Этика. Минск., 1998. с. 223)

«Когда кто-нибудь, не имея других средств помешать убийце преследующему свою невинную жертву, скроет преследуемого у себя в доме и на вопрос убийцы, не находиться ли здесь такой-то, ответить отрицательно, а для большей убедительности обманет, указав на совсем другое место, то одно из двух солгавший таким образом, он поступил или согласно с нравственным долгом, или противно ему.

В первом случае – оказывается позволительным нарушать нравственную заповедь не лги, чем отнимается у нравственности ее безусловное значение и открывается дверь для оправдания всякого зла, в во втором случае – если этот человек погрешил своим вымыслом, то выходит, что нравственный долг правдивости обязывал его на деле стать решительным пособником убийцы в его злодеянии, что одинаково противно и разуму и нравственному чувству.(В.Соловьев. Сочинения. Москва. 1990. с. 197). Середины же при постановке долга не может быть. Так как отказ этого человека в ответе или уклончивый ответ только подтвердил бы предположение убийцы и выдал бы ему жертву.

 



2019-10-11 215 Обсуждений (0)
Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие добра и зла. Мыслители и их отношение к понятиям добра и зла

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)