Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование рынка и его сегментация



2019-10-11 168 Обсуждений (0)
Исследование рынка и его сегментация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В маркетинговой практике обычно подробно рассматривают два основных вида рынков: потребительский рынок и промышленный рынок.

Потребительские рынки — те, которые связаны со всеми индивидуумами и домашними хозяйствами, приобретающими товары для личного потребления.

Промышленные рынки состоят из всех индивидуумов и организаций, приобретающих товары и услуги, которые используются для производства других товаров и услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим. В сравнении с потребительским рынком, являющимся «конечным», это «промежуточный рынок».

Существует множество важных отличий между данными двумя видами рынков. Ниже приведены наиболее важные из них:

промышленные рынки имеют меньше покупателей и продавцов;

промышленные покупатели имеют большую покупательную способность, чем индивидуумы;

спрос на промышленные продукты зависит от спроса на потребительские товары и, следовательно, является производным в том смысле, что спрос на автомобильные детали зависит от конечного рынка автомобилей;

промышленные покупатели являются «профессионалами» и часто работают командами. Исследование рынка — это источник информации для принятия эффективных маркетинговых решений.

Исследование рынка, как процесс, строится по традиционной схеме:

Выявление и характеристика проблемы объекта исследования;

Разработка плана исследования;

Систематический сбор, обработка и анализ данных;

Интерпретация данных обо всех проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг;

Подготовка рекомендаций и передача выводов заинтересованным лицам (потребителям информации).

Исследование рынков проводится по ряду направлений:

1. Изучение самого рынка:

определение емкости рынка и возможной доли продаж;

структурный анализ рынка;

острота конкуренции, уровня монополизации;

определение торгово-политических и экономико-географических особенностей;

конъюнктура рынка.

2. Изучение товара:

новизна и конкурентоспособность товаров и услуг;

способность удовлетворять потребности потенциальных покупателей;

выявление неудовлетворенных потребностей и необходимости модификации товара;

изучение развития товара под влиянием научно-технического прогресса.

3. Изучение конкурентов:

основные конкуренты, владеющие рынком;

особенности товаров, предпочтительные для покупателей;

ценовая политика;

формы и методы сбытовой деятельности;

сведения о НИОКР;

коммерческие данные.

4. Изучение покупателей:

определение характера требований и потребностей потенциальных и реальных потребителей к товарам;

выделение групп возможных потребителей с одинаковыми требованиями;

анализ побудительных мотивов при выборе товаров и факторов, формирующих потребительские предпочтения;

принятие решений при покупке и способы совершенствования покупок;

влияние НТП на развитие потребностей.

5. Изучение сбытовой деятельности:

анализ причин роста или снижения сбытовых мероприятий;

коммерческий анализ мероприятий по формированию спроса;

оценка деловой активности по сбыту.

Наиболее объемным и длительным этапом процесса маркетинга являются маркетинговые исследования.

Маркетинговое исследование включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетинга посредством определения необходимого круга данных, систематического сбора, анализами отражения данных о проблемах, стоящих перед предприятием, а также о путях решения в связи со сложившейся маркетинговой ситуацией.

Маркетинговые исследования проводятся, чтобы подготовить исходную информацию и рекомендации для принятия управленческих решений в сфере планирования для достижения целей маркетинга, и в итоге — целей предприятия. Поэтому, исходя из процесса принятия управленческих решений, процесс маркетинговых исследований следует разбить на следующие этапы: определение проблемы и целей; отбор источников информации; анализ собранной информации; выработка рекомендаций; предоставление полученных результатов.

По мере роста конкуренции продавцу приходится выявлять покупателя перед тем, как выходить на рынок, поскольку покупатели уникальны, непредсказуемы, невозможно найти двух людей, реагирующих на продукт совершенно одинаково.

Предприятию необходимо найти способ разбить общий рынок таким образом, чтобы суметь удовлетворить потребности групп покупателей, имеющих общие черты, а также понять покупателя и определить сферу его интересов. Такая работа проводится на основе специальных обследований, в частности, сегментации рынка и типологии потребителей.

Сегментация рынка включает разделение общего рынка на отдельные и идентифицируемые подгруппы, каждая из которых может иметь свои собственные специальные требования к продукту или услуге и каждая из которых, вероятно, будет демонстрировать различные привычки и характеристики.

По нашему мнению, следует указать, что нет никакого наилучшего метода сегментации рынка. Выбор метода сегментации связан с потребностью людей в продукте или услуге, использованием продукта или услуги и отношением к продукту или услуге.

В литературе по маркетингу постоянно упоминается модификация известного принципа Парето: 20 % сегментов данного рынка обеспечивают, как правило, 80 % доходов и прибылей фирмы. Сказанное, конечно, не следует воспринимать буквально, в качестве рецепта.

На решение о сегментации воздействует множество переменных, связанных с характеристиками индивидуумов, групп, организаций или продуктов.

Предприятие должно внимательно анализировать всевозможные переменные, каждая из которых (или их комбинация) может быть выявлена маркетинговыми исследованиями по ключевому фактору или факторам, на которых следует концентрироваться.

Покажем переменные сегментации на потребительских и промышленных рынках.

Переменные сегментации на потребительских рынках:

географические переменные (регион, плотность населения, плотность рынка);

демографические переменные (пол, возраст, супружеский статус, образование, профессия, доход, социально-экономический класс);

психографические переменные (стиль жизни, личность, социальные и психологические стремления, мотивы, собственный имидж);

переменные выгоды (выгоды продукта, удовлетворенные потребности покупателя, чувствительность к цене, лояльность к торговой марке, ожидание выгод).

Переменные сегментации на промышленных рынках: вид отрасли, спецификация продукта, количество/частота закупок, частота поставок, требуемая скорость, метод закупки, индивидуальные покупатели, требуемый уровень послепродажного сервиса, размер покупателя, частота использования покупателя, географическое положение, конечное использование.

После того, как предприятие определило переменные, используемые для выявления его сегмента рынка, на котором оно должно фокусировать свою маркетинговую деятельность, и восприятие, которое оно хотело бы связать со своим продуктом, оно может разрабатывать соответствующую маркетинговую смесь (продукт, цена, место, продвижение). Данные элементы являются ключевыми факторами, связанными с выбором рынка.

Таким образом, ключевыми элементами выбора рынка являются: сегментация (выбор переменных и определение сегментов), выбор целей (какие цели следует ставить и когда), позиционирование (определение позиции продукта в сознании потребителя).

Для определения эффективных сегментов рынка предприятие должно соблюдать критерии сегментации:

измеряемость — выявление и точное количественное определение потенциала каждого сегмента;

доступность— воздействие на каждый сегмент определенной смесью и наличие эффективной (по стоимости) связи;

надежность — каждый рассматриваемый сегмент не подорван конкуренцией и в его отношении имеется свежая информация;

жизнеспособность — каждый сегмент достаточно существенен, чтобы его можно было рассматривать как отдельный рынок. Когда соблюдаются указанные критерии, предприятие может пользоваться преимуществами сегментации рынка:

лучшее понимание покупателей и конкурентов;

продукты и услуги более точно «настроены» на потребности рынка;

лучшее удовлетворение покупателя;

более эффективное размещение ресурсов.

Необходимо заметить, что данных преимуществ можно достигнуть только в том случае, если предприятие эффективно исследует рынок для выявления соответствующих сегментов рынка.

Не каждое предприятие может надеяться, входя в какой-либо сегмент рынка, вести в нем успешную работу. Большинство предприятий вначале концентрируют свои усилия на продаже в одном подсегменте рынка, затем, когда рынок насыщен или достигнута определенная доля рынка, предприятие может двигаться в другой, связанный с предыдущим, подсегмент, поэтому после сегментации рынка предприятие должно выбрать свою маркетинговую стратегию относительно целевого рынка.

Приведем три основных варианта:

Первая стратегия. Нацеливание на весь рынок, игнорируя отдельные сегменты и предлагая всем одну и ту же маркетинговую смесь. Данный одноименный подход свидетельствует об ограниченных ресурсах и целях. Он называется «недифференцированный маркетинг». Этот подход сковывает движение и зачастую применяется предприятиями с узким взглядом на мир и плохим пониманием характеристик рынка и его видов.

Вторая стратегия отражает взгляд на мир, признающий существование различных сегментов рынка, но нацеливание производится только на один из них с использованием маркетинговой смеси. Целью данной двумерной стратегии является завоевание большей доли рынка при концентрации ресурсов на достижение превосходства на ограниченном рынке. Данный подход, также известный как концентрированный маркетинг, позволяет предприятию нацелиться на определенную группу покупателей через высококвалифицированную массовую программу, что дает возможность компаниям с ограниченными ресурсами конкурировать с более крупными организациями.

Третья стратегия, известная как дифференцированный маркетинг, включает нацеливание на два или более сегмента широкого рынка со многими переменными и предложение уникальной маркетинговой смеси для каждого сегмента.

 

4. Анализ, планирование и контроль рыночной деятельности предприятия

 

Процесс анализа, планирования и контроль маркетинговой деятельности предприятия состоит из пяти взаимосвязанных этапов.

На первом этапе основным предметом анализа является предприятие и его вся производственно-хозяйственная деятельность (производство, снабжение, сбыт, финансовое состояние, кадровая политика, информационное, правовое и техническое обеспечение), внешняя среда (потребители, конкуренты, посредники, поставщики), возможности предприятия.

Анализ возможностей предприятия производится в целях получения исчерпывающих представлений о рыночных условиях деятельности предприятия (внешние условия) и о реальных его возможностях (внутренние условия). В первом случае используются приемы и методы «комплексного исследования рынка», во втором — так называемый «ситуационный анализ». Комплексное исследование рынка — первый этап и одновременно база для составления программы и планов маркетинга. По мнению специалистов, без проведения таких исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю, информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Ситуационный анализ представляет собой «добросовестную попытку проанализировать потенциалы фирмы и пределы их возможного использования». Это своего рода внутренняя ревизия деятельности предприятия, рассчитанная на всестороннюю оценку своих возможностей.

Определение целей развития основывается на осознании намерений предприятия с учетом внешних и внутренних возможностей. Данный этап — это своего рода маркетинговый синтез, предусматривающий выдвижение целей, их оценку, построение иерархии задач и т. п.

Выдвижение целей определяется, прежде всего, внутренними потребностями и внешними связями предприятия, а не требованием механического обеспечения выполнения плана, установленного сверху. При разработке целей развития решается главный вопрос: каким путем следует идти, чтобы обеспечить зарабатывание денег для нужд экономического и социального развития предприятия? Целями могут быть и рост продажи, и освоение доли рынка, и повышение престижа предприятия, и др. Однако во всех случаях главным остается обеспечение выбора для потребителя.

Стратегическое планирование в маркетинге направлено на достижение целей с ориентацией на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия. Оно отвечает на вопрос: как нужно действовать, чтобы достичь поставленных целей?

В основе стратегии маркетинга лежит ряд принципов, которыми могут руководствоваться предприятия в своей деятельности. Основные из них:

Рынок дифференцирован, каждая его часть (сегмент) имеет свою специфику, свой потребительский стереотип. Не существует такого предложения товаров, которое удовлетворяло бы всех покупателей;

Предприятие может ориентироваться на один или несколько рыночных сегментов. Однако во всех случаях речь идет об обеспечении возможно более полного лидерства в сфере выбранных сегментов;

Предприятие может действовать на рынке самостоятельно или в сотрудничестве с другими. В первом случае оно должно в большей мере полагаться на собственный опыт, иметь достаточно хороший торгово-сбытовой аппарат, глубоко исследовать рынок сбыта своей продукции и т. п. Во втором — уменьшается степень риска рыночной Деятельности, поскольку объединяются ресурсы, опыт, действует авторитет предприятия-партнера и др.;

Выбор средств маркетинга (средства маркетинга — это элементы системы продвижения товара от производителя к потребителю) в значительной мере определяется конкретной ситуацией на рынке. Обычно речь идет не об отдельных средствах, а об их сочетании. Применяются различные агрегированные и дезагрегированные комбинации таких средств, как ассортимент и функции товара, их упаковка и цена, система каналов товародвижения и место продажи товаров, связи с потребителями, реклама и т. д.;

Выход предприятия на рынок предполагает всесторонний учет экономической ситуации, общей конъюнктуры рынка и торговой конъюнктуры, позиции конкурентов и других факторов, которые могут усилить или наоборот ослабить возможности предприятия в реализации своей продукции.

План маркетинга является основополагающим документом, который устанавливает, кто, что, когда, где и каким образом должен делать. Тактическое планирование охватывает разработку конкретных заданий на ближайший период в области ассортиментной, торговой, ценовой, рекламной, финансовой, кадровой политики предприятий.

Планирование ассортимента продукции включает, в частности, определение потребности в товарах и групп потенциальных покупателей, увязку технических и потребительских параметров изделий (выявление преимуществ для потребителей), оценку конкурентоспособности изделий, обновление ассортимента и модификацию товаров и др.

Планирование сбыта и распределения предполагает выбор каналов сбыта (товародвижения), оценку потребности в хранении, транспортировке, пересортировке товаров, определение мест продажи товаров (фирменная торговля), планирование товарооборота, размера товарных запасов и др., послепродажное обслуживание.

Планирование рекламы и стимулирование продажи включает проведение таких работ, как выбор рекламных средств, определение методов стимулирования продаж и поощрения покупателей, оценка способов воздействия на конкурентов.

Планирование финансовых показателей включает, в частности, планирование расходов на маркетинг (объем в процентах к обороту, структура поэлементно в процентах к затратам), планирование цены (спрос, издержки, конкуренты), планирование доходов от маркетинговых мероприятий («затраты — результаты»),

Планирование кадрового обеспечения — это расстановка руководящего персонала и специалистов, подготовка и переподготовка кадров, привлечение консультантов, организация изучения опыта других предприятий и др.

Маркетинговый контроль осуществляется в 3 формах: стратегический контроль, ежегодный плановый контроль, контроль прибыльности. Стратегический контроль — это периодическая, всесторонняя и объективная проверка маркетинговой деятельности предприятия в целях выявления соответствия выбранной стратегии реальным процессам, протекающим на рынке. Ежегодный плановый контроль представляет собой текущий контроль. Достижения намеченных целей (объемы продаж, доля занимаемого рынка, отношение потребителей к товарам и др.). Контроль прибыльности проводится на основе баланса прибыли и убытков, соотношения затрат и полученных результатов.

Каждый из этапов: ситуационный анализ, стратегическое и тактическое планирование, контроль, обладая внутренней логикой, способствует оптимальным решениям в сфере маркетинговой деятельности.


Список литературы

 

1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.

3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.

4) Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.

6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.



2019-10-11 168 Обсуждений (0)
Исследование рынка и его сегментация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование рынка и его сегментация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)