Сущность и виды управленческих ролей руководителя. Стиль руководства
Управленческая роль руководителя Введение В современных условиях хозяйствования особое внимание стало уделяться вопросам эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Необходимость изучения подходов к роли руководителя и стилю руководства обусловлена тем, что именно за счет «человеческого ресурса» можно достигнуть высоких результатов в бизнесе, не прибегая к дополнительным финансовым издержкам. Объектом исследования выбрано торговое унитарное предприятие «Универсальная база» Гродненского Облпотребсоюза, занимающееся оптовой торговлей. Предметом исследования являются управленческие роли руководителя данной организации. Целью исследования является изучение и оценка управленческой роли руководства, администрации ТУП «Универсальная база» Гродненского Облпотребсоюза. Также значительное внимание уделяется теоретическим аспектам данного вопроса. Общими методами исследования, применяемыми в работе, выступают системный подход к изучаемым процессам, анализ и синтез, позволяющие сформировать наиболее существенные черты изучаемых процессов. При написании работы использовалась литература отечественных и зарубежных авторов. Сущность и виды управленческих ролей руководителя. Стиль руководства Определяя цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый руководитель предстает в особой профессиональной роли. Существует несколько типологий управленческих ролей, среди которых наибольший интерес представляют две. Первая из них - психологическая ролевая типология, созданная Л.Д. Кудряшовой. Она включает восемь ролевых типов: 1. «Регламентатор» - стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы. 2. «Коллегиал» - ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля. 3. «Показушник» - приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры. 4. «Объективист» - ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы. 5. «Формалист» - перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов. 6. «Максималист» - ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований. 7. «Организатор» - ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение. 8. «Диспетчер» - стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства. [8, c.73-74] Необходимо отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящие руководители, подчиненные, руководители других подразделений и т.д. Совершенно иначе выглядит управленческая ролевая типология, созданная Г. Минцбергом. В основу этой типологии положено представление о видах социальных ролей. Среди всего разнообразия социальных ролей Г. Минцберг выделяет: - межличностные роли, характеризующиеся формой контактов и способом построения отношений; - информационные роли, характеризующиеся степенью активности в коммуникации; - функциональные роли, связанные с принятием решений. На основе определения видов социальных ролей выделяются следующие роли руководителей: 1. Межличностные роли: - руководитель - «первое лицо», - лидер, - связующее звено. 2. Информационные роли: - собиратель информации, - распространитель информации, - эксперт. 3. Функциональные роли: - предприниматель, - корректор, - распределитель ресурсов, - переговорщик. Рассмотрим функциональные роли руководителя более подробно. На основе выделения управленческих (функциональных) ролей выделяются следующие роли руководителей [12]: 1. Предприниматель (инициатор)
2. Устранитель проблем (стабилизатор)
3. Распределитель ресурсов
4. Ведущий переговоры (посредник)
По мнению Г. Минцберга, руководители часто меняют свои роли в зависимости от актуальных требований ситуации и в разные периоды своей деятельности. Можно сказать, что освоение этих ролей представляет собой систему профессиональной адаптации руководителей. Американские специалисты Р. Блейк и Дж. Мутон предположили, что характер ролевого самоопределения руководителей связан с двумя факторами. Этими факторами являются внимание к человеку (персоналу) и внимание к производству (результату). Индивидуальный набор ролей конкретного руководителя и особенности их исполнения характеризуют управленческий стиль. В психологию понятие «стиль» впервые попало из концепции К. Левина. Именно он предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на три типа: авторитарный, демократический, анархичный. Одна из концепций стилей управленческой деятельности представлена разработками университета штата Огайо (США). Работы сотрудников этого учреждения показали, что для определения стиля руководства необходимо оценить два независимых друг от друга фактора - стимулирование и предупредительность. Стимулирование предполагает систему активного воздействия на сотрудников, ориентирующего их на конкретные формы поведения. Предупредительность представляет ориентацию на систему ограничений деятельности при предоставлении сотрудникам права самостоятельно определять формы деятельности с учетом заданных ограничений. Американские психологи Роберт Блейк и Джейн Моутон предложили двухпараметрическую модель стилей руководства. Эта модель, называемая также сеткой (решеткой) стилей руководства и уточненная в 1985 г., учитывала две главные, по мнению авторов, стороны в руководстве: заботу о производстве и заботу о людях. [1, c.61] Танненбаум и Шмидт в своей работе в отличие от Блейка и Моутона предложили иной подход к объяснению стиля руководства. Их подход заключается в том, что применяемый стиль руководства определяется четырьмя параметрами: 1) «руководитель» - его личность и предпочитаемый им стиль; 2) «подчиненные» - их потребности, отношения и навыки; 3) «задание» - требования и цели работы, которую надо выполнить; 4) «ситуация» - организация, ее ценности. [1, c.64] Отметим, что существует и ряд иных концепций. В заключение вопроса еще раз подчеркнем, что каждый руководитель в процессе своей деятельности предстает в особой профессиональной роли, выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Изучение этого вопроса ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме. Поэтому существует ряд концепций управленческих ролей руководителя и стиля руководства.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |