Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое направление арттерапии



2019-10-11 224 Обсуждений (0)
Педагогическое направление арттерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

Тема: Арттерапия – использование художественного творчества с терапевтической целью


Содержание

 

Введение

1 Понятие и сущность арттерапии

2 Педагогическое направление арттерапии

2.1 Арттерапия – лечение искусством

2.2 Технология оздоровления детей посредством искусства

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве. Как отметил Выготский Л.С. особое значение в формировании субкультуры личности ребенка представляется средствам искусства. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание и оздоровление детей художественной культурой. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, являются актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптационных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

Арттерапия – использование художественного творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью.

Техники арттерапии показали свою высокую эффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.

Цель данной работы: определить понятие и сущность арттерапии, охарактеризовать направления арттерапии в целях коррекционной педагогики, а также технологические приемы оздоровления детей посредством искусства.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 15 страниц.


1 Понятие и сущность арттерапии

Целительные способности искусства были осознаны задолго до того, как «психотерапевты придумали психотерапию», и связывались они, прежде всего, с катарсисом - очищением. Катарсис может достигаться и через выражение, и через восприятие. Выразить что-то одолевающее - значит, освободиться от него или, по крайней мере, уменьшить его интенсивность.

Можно вы-говорить, вы-петь, вы-рисовать, вы-играть, вы-танцевать переживания. Что мы сплошь и рядом все делаем. Можно освободиться, вынеся переживание из себя и перенеся его на что-то вовне - музыку, рисунок, картину, танец, стихотворение… и вынести из себя, перенеся на что-то - разглядеть, расслышать, понять.

Искусство и творчество в психотерапии используется осознанно и направленно в качестве метода, инструмента. Важен не столько вид или род занятий, выбираемый самим человеком и зависящий во многом от его склонностей, сколько творческий характер занятий, то есть помогающий человеку творить самого себя - открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром.Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов. Понятие «арттерапия» имеет несколько значений:1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;2) как комплекс арттерапевтических методик;3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики;4) как метод арттерапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами.Арттерапия - специализированная форма психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологий психокоррекционного лечебного применения.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления.Различные варианты арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Основные функции арттерапии:- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния);- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Преимущества арттерапевтического метода:

- арттерапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

- через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами искусства развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

- арттерапия находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

- арттерапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

- интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно - искусство жить, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.

 


Педагогическое направление арттерапии

2.1 Арттерапия – лечение искусством

Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. Важно найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления. Средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это арттерапия.

Идею о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии выдвинул немецкий психиатр А.Кронфельд. Назначение арттерапии видится в обращении к сильным сторонам личности, во внутренней поддержке и восстановлении целостности личности. Педагогическое направление арттерапии связано с укреплением психического здоровья учащихся и выполняет психогигиенические и коррекционные функции. Благодаря совместной игре в учебном театре, хоровому или оркестровому исполнению произведения, танцу, происходит формирование конструктивных межличностных взаимоотношений и связей.

В последние годы интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка неуклонно растет. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные и нравственные аспекты и воздействуют на нравственные и духовные становления личности.

Большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушение способности к установлению контактов. Для установления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или более функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым, например, относятся: неврозы, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка, трудности взаимоотношений с окружающими, депрессии, стрессовые ситуации (в т.ч. семейные).

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: собственно арттерапию (визуальные виды искусства), изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями).

Изотерапия - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. В современной изотерапии выделяют два направления:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпритации пациентами;

- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Иммаготерапия - в театральной студии лечебное воздействие происходит через образ. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Следует использовать драматизацию детских сказок и потешек, которые позволяют учится невербальному выражению эмоциональных состояний, развивать психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику.

Музыкотерапия - является целым психокоррекционным направлением. Музыка воздействует на нервно-психическую сферу, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.

Кинезитерапия - этот вид терапии основан на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Движение под музыку обеспечивает также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповом танце.

Особое место можно отвести хореотерапии (использованию танцев). Терапия танцем - это использование физических и эстетических аспектов танца в качестве терапевтического средства. Эта методика часто используется для профилактической работы с обычными и очень часто с дефектными детьми.

В результате воздействия названных форм арттерапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции.

 



2019-10-11 224 Обсуждений (0)
Педагогическое направление арттерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое направление арттерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)