ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
1. Предоставление потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому прав, перечисленных в пп. 1—6, гарантирует соблюдение их личных прав и законных интересов, способствует обеспечению всесторонности, полноты и объективности проведения экспертизы по уголовному делу и реализации принципа состязательности в целом. Нарушение перечисленных прав, в зависимости от существенности, может повлечь признание заключения эксперта не имеющим силы доказательства. При назначении экспертизы и ее производстве потерпевший, подозреваемый, обвиняемый имеют право: 1) до проведения экспертизы знакомиться с постановлением о ее назначении и получать разъяснение принадлежащих им прав, о чем составляется протокол; 2) заявлять отвод эксперту или ходатайство об отстранении от производства экспертизы органа судебной экспертизы. Разъясняя участнику процесса его права заявлять отвод эксперту, лицо, ведущее уголовный процесс, должно ознакомить его с основаниями для отвода эксперта, предусмотренные ст. 96 УПК РК, и предупредить, что отвод должен быть мотивированным; 3) ходатайствовать о назначении в качестве экспертов указанных ими лиц или сотрудников конкретных органов судебной экспертизы, а также о проведении экспертизы комиссией экспертов. При рассмотрении ходатайства лицо, ведущее уголовный процесс, обязано проверить компетентность предлагаемой кандидатуры эксперта и отсутствие иных оснований для ее отвода. При решении вопроса о проведении экспертизы комиссией экспертов необходимо установление оснований, предусмотренных ст. 249 УПК РК; 4) ходатайствовать о постановке перед экспертом дополнительных вопросов или уточнении поставленных. При рассмотрении ходатайства лицо, ведущее уголовный процесс, должно оказать содействие в формулировании вопросов, если они входят в круг специальных научных знаний эксперта и содействуют правильному разрешению дела; 5) с разрешения следователя присутствовать при производстве экспертизы, давать объяснения эксперту. Присутствие может иметь место только при проведении экспертного исследования, но не при обсуждении его результатов и формулировании выводов. Вопросы эксперту задаются только в присутствии лица, ведущего уголовный процесс, и фиксируются в протоколе допроса; 6) знакомиться с заключением эксперта либо сообщением о невозможности дать заключение после его поступления к следователю, представлять свои замечания, заявлять ходатайства о допросе эксперта, назначении дополнительной или повторной экспертизы, а также проведении новых экспертиз. 2. Перечисленными правами обладают также свидетель, подвергнутый экспертизе, и лицо, в отношении которого ведется производство по применению принудительных мер медицинского характера, если это позволяет его психическое состояние. 3. Если экспертиза была проведена до признания лица подозреваемым или привлечения в качестве обвиняемого, следователь обязан ознакомить его с постановлением о назначении экспертизы, с заключением эксперта и разъяснить ему его права и обязанности, перечисленные в части первой настоящей статьи. 4. Экспертиза потерпевших и свидетелей производится только с их письменного согласия. Если эти лица не достигли совершеннолетия или признаны судом недееспособными, письменное согласие на проведение экспертизы дается их законными представителями. Указанное правило не распространяется на случаи обязательного проведения экспертизы. 5. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, следователь, соответственно, изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы. При отказе от удовлетворения ходатайств, он выносит мотивированное постановление, которое объявляется под расписку лицу, заявившему ходатайство. ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ Классификация судебных экспертиз является моментом, играющим существенную роль при их назначении, производстве, а также оценке заключений эксперта. В зависимости от целевого назначения классификация может быть произведена по многим основаниям. Как для уголовного судопроизводства, так и для организации деятельности органов судебной экспертизы главную роль играет классификация экспертиз по предмету исследований. В действующем законодательстве предусматривается также классификация экспертиз по иным основаниям: количеству участвующих экспертов (единоличные и комиссионные); характеру используемых специальных знаний (комплексные); объему проводимых исследований (основные и дополнительные); последовательности проведения (первичные и повторные). ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ К видам экспертиз, выделяемым по процессуальным основаниям, относятся: единоличные и комиссионные, однородные и комплексные, первичные и повторные, основные и дополнительные. Закон Республики Казахстан "О судебной экспертизе" и УПК РК предусматривают регламентацию указанных видов экспертиз (ст. 8 Закона и ст.ст. 249, 250, 255 УПК РК). Единоличная экспертиза производится одним экспертом. Комиссионная экспертиза имеет следующие отличительные черты: 1) она производится несколькими экспертами одной специальности (специализации);^) ее производство имеет место в случае значительного объема исследований, особой сложности или значимости экспертизы по делу. УПК РК предусматривает обязательный комиссионный порядок производства повторных экспертиз, а также судебно-пси-хиатрических экспертиз по вопросу о вменяемости лица. Если в постановлении (определении) о производстве экспертизы указывается на ее комиссионный характер, данное требование является обязательным для руководителя органа судебной экспертизы. Он вправе также самостоятельно организовать производство комиссионной экспертизы, когда считает это целесообразным. При поручении экспертизы комиссии на одного из них руководитель органа судебной экспертизы возлагает функцию координации деятельности иных экспертов, разработку общего плана производства экспертизы, руководство заключительным совещанием экспертов. Однако указанные полномочия носят исключительно организационный характер. При производстве комиссионной экспертизы члены комиссии вправе совещаться между собой. По окончании исследований члены комиссии совместно анализируют полученные результаты и, придя к общему мнению, подписывают единое заключение. При возникновении разногласий между экспертами каждый из них либо часть экспертов дают отдельное заключение или формулируют свое мнение в выводах отдельно. Однородная экспертиза характеризуется однородностью используемых в процессе ее производства специальных знаний. Особенностью комплексной экспертизы является необходимость для установления одного обстоятельства исследований на основе различных областей специальных научных знаний и, следовательно, привлечения экспертов различных специальностей. Характерными правовыми признаками комплексной экспертизы являются: 1) участие в производстве экспертов различных специальностей и вытекающее из этого различие их функций; 2) дача заключения на основе исследований, проведенных не только лично, но и другими экспертами. Комплексная экспертиза чаще всего имеет место при решении новых интеграционных задач, которое обеспечивается применением теоретических и методических положений нескольких видов (родов) экспертиз на уровне промежуточных, по отношению к основной, задач. На первом этапе сложные интеграционные задачи, направленные на установление существенных элементов механизма -анализируемого события, реализуются путем производства комплексных экспертиз, затем, по мере отработки технологии и формирования соответствующей судебно-экспертной отрасли, переходят в разряд экспертиз, базирующихся на одной области судебно-экспертного знания. Иллюстрацией к сказанному является возникновение и развитие криминалистической экспертизы материалов, веществ и 7 изделий, созданной на базе задач по установлению единого ис-;-„ ТОчника происхождения и факта контактного взаимодействия ^'объектов. Подобным же образом интеграционная задача по установлению общего механизма контактной ситуации при столкновении транспортных средств явилась предпосылкой для формирования судебной транспортно-трасологической экспертизы [б]. Производство комплексной экспертизы, порученной судеб-но-экспертной организации, организует ее руководитель. Он же, выявив комплексный характер экспертизы, вправе организовать ее производство по собственной инициативе. Требование органа, ведущего уголовный процесс, о производстве комплексной экспертизы в случае ее неправильной квалификации руководителем органа судебной экспертизы является необязательным. Принципы производства и оформления комплексной экспертизы в основном сходны с принципами, имеющими место при производстве комиссионной экспертизы. Особенность состоит в том, что единое заключение вправе подписать только эксперты, обладающие компетенцией в оценке результатов всех исследований.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |