Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика работы



2019-10-11 157 Обсуждений (0)
Общая характеристика работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Микротерминосистема наименований психогностических наук в современном русском языке

Савостьянова Юлия Ивановна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Краснодар 2006

Общая характеристика работы

Стремительное развитие науки и техники диктует необходимость всестороннего описания, изучения и анализа новых пластов терминологической лексики. В современном мире терминология играет ведущую роль в общении людей, являясь источником получения информации, инструментом освоения специальности и своего рода движущей силой научно-технического прогресса. Ученых волнуют вопросы сущности термина, его свойств, проблемы формирования терминосистем и поиска путей их изучения. Далеко не полностью исследованы признаки термина и критерии его выделения, классификации, семантические процессы в специальной лексике и их связь с экстралингвистической реальностью. В отечественном языкознании изучению терминологии как отдельного пласта лексики посвящены труды Н.В. Васильевой, Г.О. Винокура, М.Н. Володиной, Т.Л. Канделаки, Е.С. Кубряковой, В.С. Кулебакина, Д.С. Лотте, Г.П. Мельникова, В.Ф. Новодрановой, Н.В. Подольской, В.Н. Прохоровой, А.А. Реформатского, А.В. Суперанской, В.А. Татаринова и мн. др.

Для полноценного анализа проблем терминологии необходимо изучение не только теоретических вопросов. Следует обращаться также к проблемам терминологических систем отдельных наук и сфер деятельности человека. Стандартизация терминологии различных областей знания является одной из актуальных проблем, волнующих лексикологов и лексикографов. В современном языкознании достигнуты значительные результаты в рассмотрении лингвистической, физической, сельскохозяйственной, спортивной, медицинской, дипломатической, текстильной, педагогической, военной терминологий и др. В исследование отраслевых терминологий большой вклад внесли Н.В. Виноградова, А.С. Герд, С.Г. Казарина, Л.А. Костюк, Л.Л. Кутина, Н.М. Милюк, Г.И. Миськевич, Н.Г. Михайловская, Т.И. Панько, О.Н. Полухина, И.Н. Пономаренко, Б.Н. Рахимбердиев, Н.Л. Сердюкова, Ф.П. Сороколетов, И. Сморгонский, В.Н. Шевчук и др.

Несмотря на систематическую и целенаправленную работу в области исследования терминологических систем, отдельные терминологии все еще недостаточно изучены лексикологами. В частности, это касается психологической и психиатрической терминологии, которые относятся к числу самых обширных и сложных терминосистем и представляют собой объемные макротерминосистемы, состоящие из множества отдельных отраслевых микротерминосистем. В то же время обращение общественного сознания к личностному началу привело к скачку в развитии всех наук, отраслей знания, их разделов и направлений, имеющих отношение к человеческой психике. Темпы эволюции одной только психологии превзошли самые смелые прогнозы. Непрерывно рождаются инновационные гипотезы и концепции, основанные на последних эмпирических данных. Наука обогащается множеством введенных в оборот терминов, которые необходимо логически правильно и своевременно вводить в терминосистему. Разделы и отрасли отдельных наук приобретают самостоятельность, сохраняя в то же время тенденцию к интеграции, взаимодействию с другими областями знания и обмену понятиями и терминами, граничащему с объединением всех терминологий в единую информационную и терминологическую базу. Вследствие этого возникла потребность в изучении закономерностей возникновения, развития, взаимодействия наук и их разделов, изучающих психику, в стандартизации их терминологии и необходимость выделения указанных наук и их терминологий в отдельный объект изучения.

Совокупность наук, их отраслей и разделов, связанных по своим задачам, методам, объектам или предметам с изучением особенностей психики, получила в нашем исследовании обобщающее терминологическое наименование – психогнозия (отражено в публикациях [Каде 2002 (б); Савостьянова 2001 (а); 2001 (б); 2003; 2005]), а конкретные науки, отрасли и разделы, входящие с этот комплекс, – психогностические (< гр. psyche- "душа" – первая часть сложных слов, имеющая значение "относящийся к психике" и гр. gnosis (gnoseos) – "знание, познание, учение"). Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью описания, комплексного изучения, стандартизации, унификации и фиксации терминологии психогностических наук в условиях антропоцентрической ориентации современного научного знания, а также его интеграции и дифференциации.

Полифункциональность языка охватывает широкий спектр сфер человеческой деятельности, что определяет практически безграничное поле комплексных исследований терминологии психогнозии. Их полное лингвистическое описание вряд ли возможно в одной сколь угодно емкой работе ввиду постоянно изменяющегося состава наук в рассматриваемом комплексе и количества их терминологических единиц. Кроме того, изучению и систематизации макротерминосистемы психогностических наук и отраслей должны предшествовать научные терминоведческие работы по определению критериев отбора, разностороннему описанию, систематизации, нормализации и гармонизации совокупности наименований, включаемых в рассматриваемый комплекс областей знания. Именно таким представляется настоящее диссертационное исследование, объектом которого является микротерминосистема наименований психогностических наук в современном русском языке, подвергшаяся комплексному анализу и лингвистическому описанию на разных этапах ее развития. Предмет рассмотрения – лексико-семантические и терминообразовательные особенности указанной микротерминосистемы.

Целью диссертационного исследования является комплексный (семантический, терминообразовательный и дефиниционный) анализ микротерминосистемы наименований психогностических наук с позиций синхронного и диахронного наблюдений.

Поставленной целью определяются следующие основные задачи:

– сформулировать критерии включения наименований наук в блок психогностических, обозначить круг таких наук, учитывая основные тенденции их формирования и развития;

– подвергнуть терминологию базовой психогностической науки психологии анализу с точки зрения истории развития знания о психике, экстраполировать полученные данные на микротерминосистему наименований рассматриваемых наук;

– изучить имеющиеся классификации отраслей и разделов входящих в психогнозию наук, обобщить и скорректировать классификации психогностических наук и их наименований с учетом правил деления и особенностей исследуемого материала;

– выявить источники пополнения рассматриваемой микротерминосистемы и способы образования входящих в нее единиц; исследовать их семантические особенности;

– исследовать логико-понятийные связи, системные отношения между терминами и их значениями, сопоставить существующие дефиниции терминов и на основе результатов компонентного и дефиниционного анализа подвергнуть их коррекции;

– сопоставить результаты исследований 2001 и 2006 годов, выделяя сходства, различия и наметившиеся тенденции развития микротерминосистемы наименований психогностических наук.

Методологической базой исследования стали достижения в области терминоведения К.Я. Авербуха, Л.Ю. Буяновой, Б.Н. Головина, С.В. Гринева, В.П. Даниленко, Т.Х. Каде, Р.Ю. Кобрина, В.М. Лейчика, Д.С. Лотте и др., а также научные работы по семантике терминов О.Г. Борисовой, Анны А. Зализняк, А.В. Титаренко, О.В. Шестак.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой первую попытку разноуровневого анализа интегрированной микротерминосистемы наименований психогностических наук, объединенных автором настоящей работы в особый комплекс научных знаний о психике. Новым является также сочетание синхронного и диахронного аспектов в исследовании терминологии, основанное на проведении синхронных срезов 2001 и 2006 годов и сопоставлении их результатов в рамках одного исследования, и создание терминологического словаря наименований психогностических наук на базе разработанной классификации, уточненных или созданных дефиниций (словарь представлен в Приложении к работе).

Теоретическая значимость работы. Выбор в качестве объекта изучения совокупности наименований психогностических наук обусловлен стремлением автора показать, что именующие явления и процессы психической сферы терминологические единицы проникли в самые разные области человеческой жизни и оказывают на нее существенное влияние. Образующие психогнозию отрасли знания зачастую отдалены друг от друга, однако, бесспорно, гармонично дополняют друг друга и имеют в своем терминологическом аппарате тожественные единицы. Подобный факт позволяет выявить общие признаки терминоединиц, закономерности их вхождения в систему и функционирования при одновременном выделении специфических черт, характерных для каждой отдельной отрасли. Комплексное исследование терминов, выделенных путем синтеза множества смежных и родственных наук, дисциплин и направлений, объединенных семантическим или словообразовательным компонентом, позволяет по-новому взглянуть на проблему изучения терминологической лексики, дает дополнительные инструменты и возможности для исследований, расширяет и углубляет знание о семантической и структурной организации отраслевых терминологий. Осуществляемое в условиях всеобъемлющей тенденции к интеграции научного знания, такое исследование помогает на основе новых технологий объединять лексикографические материалы в единое информационное и терминологическое пространство и обеспечивает их оперативный ввод в оборот с целью оптимизации изучения терминологических процессов в современной науке.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания психологии, психиатрии, психопатологии, психолингвистики и других психогностических наук, курса современного русского языка, в разработке учебных пособий по лексикологии, лексикографии, в процессе чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по проблемам терминоведения. Тот факт, что анализу подверглась терминология популярных в настоящее время наук, позволяет ожидать интерес к собранному материалу и у широких слоев населения, увлекающихся изучением психики и психологии.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс при преподавании общей психологии на факультете психологии, педагогики и коммуникативистики КубГУ и лексикологии современного русского языка на филологическом факультете КубГУ.

В диссертационной работе использованы следующие научные методы и приемы исследований (лингвистические, общенаучные и логические): историко-описательный метод, построение формальных парадигм, метод идентификации и трансформации словарных дефиниций, классификация, наблюдение, сопоставление, синтез, обобщение, индукция, дедукция, экстраполяция, а также различные виды анализа (системный, контекстуальный, компонентный, словообразовательный и дефиниционный).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Объединение наименований психогностических наук в отдельную микротерминосистему, анализ экстралингвистических и лингвистических факторов ее развития в синхронии и диахронии являются необходимыми и закономерными этапами изучения русской психогностической терминологии.

2. Активное развитие микротерминосистемы психогностических наук за счет антропологической ориентации, интеграции и дифференциации научного знания обусловлено доминирующей в психогнозии ролью психологии и напрямую зависит от истории ее развития. Классификация психогностических наук и их наименований осуществляется осуществляется по нескольким основаниям. Резкое увеличение комплексных и междисциплинарных областей психогнозии сдерживает процесс неконтролируемой дифференциации наук и соответствующего ей избыточного терминопроизводства (такие науки не продуцируют разделов).

3. Развитие системы наименований психогностических наук подчинено законам традиционного терминообразования. Наряду с распространенными в изучаемой микросистеме терминологическими словосочетаниями, образованными синтаксическим способом, активны специфичные для нее случаи терминологизации двухкомпонентных атрибутивных словосочетаний.

4. Наименования наук, разделов, отраслей и направлений образуют обширный класс терминологических единиц с терминоэлементом псих(о)- в морфемной структуре. Указанный терминоэлемент отличается высокой словообразовательной и синтаксической терминообразовательной гнездовой организованностью. Его семантика характеризуется диффузностью, находится в непрерывном развитии и стремится к расширению своей структуры.

5. В микротерминосистеме наименований психогностических наук на парадигматической оси доминирует терминологическая полисемия (актуальная и потенциальная), связанная со спецификой объекта изучения, а также отмечаются омонимия и синонимия (включающая собственно синонимы, дублеты, варианты и эквиваленты), что подтверждает непрерывность динамических семантических процессов в системе наименований изучаемых наук.

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие источники: отраслевые терминологические словари, справочники и энциклопедии по психологии, психиатрии и их самостоятельным разделам и отраслям, а также специальная научная и учебная литература по антропологии, валеологии, дефектологии, наркологии, психогигиене, психоистории, психолингвистике, психопрофилактике, сексологии, эргономике и другим психогностическим наукам. Из общего числа терминологических единиц психогнозии (более 6000) в процессе решения поставленных задач в качестве материала исследования были отобраны 308 терминов-наименований психогностических наук (Приложение) и 1020 единиц с элементом псих(о)- в морфемной структуре.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в шестнадцати публикациях по теме исследования, в том числе одной в ведущем рецензируемом журнале ("Экологическом вестнике научных центров Черноморского Экономического Сотрудничества"). Результаты работы представлялись и обсуждались на заседании кафедры современного русского языка Кубанского государственного университета, докладывались на 10 научных конференциях: пяти международных ("Владимир Даль и современная филология", Нижний Новгород, 2001; "Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании", Пенза, 2003; "Русский язык и его место в современной мировой культуре", Воронеж, 2003; "Ломоносов – 2005", Москва, 2005; "Проблемы современной лингвистики", Баку, 2005), всероссийской ("Проблемы прикладной лингвистики", 2002, Пенза 2002), региональной (ХХIХ научная конференция студентов и молодых ученых вузов юга России, Краснодар, 2002), межвузовской (Первая межвузовская аспирантско-докторантская научная конференция, посвященная 80-летию проф. А.Г. Лыкова, Краснодар, 2001) и двух внутривузовских (Краснодар 1998; 1999).

Структура работы определена спецификой исследования и взаимосвязью между основными задачами: диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка (285 наименований) и Приложения. В основной части работы представлены 7 таблиц, 1 рисунок и 1 алгоритм. Общий объем диссертации – 231 страница.

Содержание работы

Во Введении обосновывается выбор темы исследования, доказывается его актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются цель, основные задачи, объект, предмет и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, указывается методологическая база, источники и характеристики фактического материала.

Первая глава "Теоретические предпосылки изучения психогностической терминологии" посвящена анализу основных понятий терминоведения и истории изучения микротерминосистемы наименований психогностических наук. На основе фундаментальных научных работ по терминоведению формулируются рабочие определения понятий "термин", "терминология", "терминосистема"; "признак", "свойство", "характеристика" термина, "требование", предъявляемое к нему, и др. Обосновывается целесообразность комплексного анализа объекта исследования с точки зрения синхронии и диахронии в их взаимодействии. Определяется место микротерминосистемы наименований психогностических наук в макросистеме терминов психогнозии, выявляются ядерно-периферийные отношения, доказывается доминирующая роль психологии и наименований ее отраслей и разделов в интегрированном блоке изучаемых наук; разрабатываются критерии отбора фактического материала и алгоритм их применения.

Необходимо разграничивать характеристики, признаки, свойства, качества терминологических единиц и требования, предъявляемые к ним. Качества термина детерминируются основной функцией обозначения. Список характеристик термина достаточно обширен: принадлежность к специальной области знания, объективность, точность, однозначность, стилистическая нейтральность, номинативность, социальность, внедренность, соотнесенность с понятием, контекстуальная независимость, разноуровневая системность (систематичность), дефинитивность (дефинированность), полнозначность, мотивированность, наличие/отсутствие синонимов, антонимов, омонимов (ср. работы В.П. Даниленко, А.С. Герда, С.В. Гринева, А.А. Реформатского, А.В. Суперанской и др.). Большинство приведенных атрибутов терминов относится исследователями к признакам или требованиям, однако часто отмечается несовпадение этих понятий по содержанию. Во многих работах (например Л.А. Аваковой, А.Ш. Давлетукаевой, Л.В. Щербы) признаку термина приписывается большая обязательность, чем требованию, предъявляемому к термину. Однако из определений терминов следует, что именно "требование" является "обязательным для выполнения". Рабочими являются следующие версии толкований понятий: качества (характеристики) термина – это любые возможные его черты, часто желательные, но не обязательные (включают как существенные, так и несущественные (акцидентные) свойства); признаки – существенные свойства термина, отличающие его от других лексических единиц и служащие основанием для предъявления требований к нему. Считаем, что понятия признаки термина и его существенные свойства являются синонимами и напрямую соотносятся с понятием требования, предъявляемые к термину.

Требования к термину делятся на 3 группы: требования к форме (соответствие нормам языка; системность в плане выражения; инвариантность термина), к содержанию (соотнесенность с понятием, соответствие термина отражаемому им понятию; системность на уровне понятий; полнозначность, то есть отражение в значении термина минимального количества признаков, необходимых и достаточных для идентификации обозначаемого им понятия; несвободность в терминологических словосочетаниях), а также требования, обусловленные особенностями употребления (принадлежность к специальной области знания; внедренность; дефинитивность (дефинированность); современность). В соответствии с приведенными требованиями исключаются из области исследования следующие единицы: обычные слова языка, не имеющие терминологического значения, не обозначающие научного понятия; номенклатурные единицы; профессионализмы; устаревшие термины; свободные сочетания терминологических единиц.

Обострение в наши дни проблемы унификации и стандартизации научно-технической терминологии в связи с усилением процесса формирования специальных языков делает необходимым комплексное исследование современных терминосистем не только в синхронии, но и в диахронии, а точнее, в их совокупности. Диахронный взгляд позволяет понять, как сложились те или иные явления в языке, характеризующие его современное состояние. Это возможно лишь при проведении синхронных срезов и выявлении их взимообусловленности. Таким образом, синхрония и диахрония не противопоставляются в процессе изучения языка вообще и терминологии в частности, а дополняют и обогащают друг друга.

Психология, психиатрия (как базовые, ядерные науки, изучающие разные стороны психики и образующие своеобразный центр множества отделившихся от них дисциплин), многочисленные смежные науки, которые невозможно было бы отнести к названным двум, несмотря на все различия, могут соприкасаться в рамках единого исследования. В качестве связующего звена между ними выступает их терминология. Помимо традиционной классификации наук по областям знания в настоящее время целесообразна классификация иного порядка, затрагивающая свойства "фактов" этих наук, не видимые специалистами. Так, ни один психолог, медицинский работник или педагог не станет объединять столь разные области знания. Но в лексикологическом (и в частности терминологическом) исследовании подобное представляется возможным и даже, по нашему мнению, необходимым.

Однако тенденция к такому интегративному подходу наблюдается не только в лингвистических исследованиях. Имеет место следующий факт: специальная справочная литература по психологии "пестрит" терминами психиатрии (шизофрения, синдром абстинентный [Словарь 1998]; идиотия, умственная отсталость [Большой 2005]), а в справочниках по психиатрии легко можно обнаружить психологические наименования (экстравертированность [Блейхер 1996]). И это не ошибка, а закономерность. Невозможно, например, изучать психологию развития, не зная о возможных расстройствах психики людей в определенном возрасте, и также противоестественно предполагать, что врач-психиатр в состоянии оказать помощь больному, не имея представления о типах темперамента. Хотя можно заметить следующую тенденцию: в психологические словари авторы охотнее включают термины психиатрии, чем авторы психиатрической справочной литературы – термины психологии. И еще одна закономерность: чем позже вышло издание в свет, тем больше "чуждых" данной науке терминов в нем присутствует. Достаточно сравнить Словарь практического психолога [Словарь 1998] и Большой психологический словарь [Большой 2005], в которых количество психиатрических терминов явно разнится в пользу второго источника. Это объясняется большей популярностью психологии и ускоренной ее эволюцией.

Справедливости ради нужно отметить, что авторы и составители некоторых современных словарей и справочников открыто заявляют об объединении терминологии психологии и психиатрии в одну информационную базу [ср.: Ребер 2003; Годфрид 2003], тем самым лишь подтверждая нашу идею о возможной интеграции системы понятий и терминов наук, изучающих психику или имеющих к ней какое-либо отношение, в единое целое для детального изучения.

Терминологии наук, входящих в обозначенный комплекс, находятся на разных стадиях своего развития, что обусловлено состоянием самих наук. Каждая из таких терминологий по-своему соотносится с общелитературным языком. Терминология психиатрии, например, представляется наиболее специфической и мало связанной с общелитературным языком, поскольку понятия, которые она номинирует, достаточно далеки от повседневного быта. Психологические же термины более приближены к повседневной жизни людей, поэтому чаще, чем термины психиатрии, получают дополнительное семантическое развитие после создания или заимствования. Заимствованные психиатрией термины обнаруживают высокую способность к самостоятельной семантической реализации в воспринимающем языке. Несмотря на кажущуюся обособленность описываемых терминологий, отметим факт их взаимопересечения. К терминологии как психологии, так и психиатрии относят термины психика, психоанализ, психодрама, психотерапия, психосоматика, стеничность, страх, стресс и др. Подобный факт обусловлен, прежде всего, сложностью определения содержания понятий нормы и патологии в отношении психического состояния. Вследствие этого большинство терминов, обозначающих пограничные состояния психики, а также методы их распознавания и диагностики содержатся как в справочниках по психологии, так и в психиатрических словарях (абулия, агрессия, агорафобия, апатия) [ср.: Гиндикин 1997; Словарь 1997; 2001].

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Какая бы проблема или аспект из той области, которая относится к изучению человека, ни была выбрана, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа круга явлений, определяемых как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается во всех сферах научного знания: в фундаментальных общественных, естественных науках, а также в научно-практических комплексах, таких, как медицинские, педагогические и технические науки.

Логика развития всех направлений научного знания ведет к тому, что на границах с психологическими науками формируется большое количество специальных научных дисциплин (которые так же, как и сама психология, входят в психогнозию) и, следовательно, их терминологических наименований (зоопсихология, нейропсихология, патопсихология, психоакустика, психобиохимия, психология возрастная, ~ детская, ~ инженерная, ~ искусства, ~ историческая, ~ компьютеризации, ~ космическая, ~ политическая, ~ социальная, ~ сравнительная ~ экономическая, ~ этническая, ~ юридическая, психолингвистика, психофармакология, психофизика, генетическая, дифференциальная и общая психофизиология и др.). Некоторые из указанных областей в нашей стране уже сформировались и успешно развиваются как самостоятельные научные дисциплины, имеющие устоявшуюся терминологию (социальная психология), другие находятся в стадии становления и самоопределения (психофизиология), третьи еще только начинают зарождаться и создавать свой терминологический аппарат (интегративная психология, трансперсональная психология). В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины (девиантология, гендерная психология, перинатальная психология, эволюционная психология, экопсихология, энвиронментальная психология и т.д.).

Другой достаточно влиятельной в отношении изучения психики человека отраслью знания, также включенной в психогнозию, является психиатрия – отрасль клинической медицины, задачей которой является изучение происхождения и сущности психических заболеваний, их клинических проявлений, лечения и профилактики. И в ее развитии отмечены изменения, сопровождающиеся появлением новых разделов и подразделов, примыкающих к психогностическому блоку (военная психиатрия, геронтопсихиатрия, динамическая психиатрия, социодинамическая психиатрия, суицидология, экологическая психиатрия). Однако в силу своей медицинской специфики психиатрия менее популярна, чем психология. Кроме того, количество недавно введенных в нее понятий и терминов незначительно по сравнению с психологией. В связи с этим полагаем, что история развития именно психологии для изучения всего блока психогностических наук и их терминологий наиболее показательна и убедительна.

В ходе исследования были выделены следующие критерии отбора наименований психогностических наук: 1) термин обозначает науку, дисциплину, отрасль науки, ее раздел, направление или область и соотнесен с понятием в рамках определенной науки; 2) термин отвечает всем требованиям, предъявляемым к такого рода единицам: требованиям к форме, к значению, а также требованиям, обусловленным особенностями употребления; 3) термин имеет в структуре элемент псих(о)-; 4) дефиниция термина содержит слово с терминоэлементом псих(о)-, слова душа, внутренний мир и т.п. Обязательным является соответствие трем критериям из представленных (первому, второму и одному из двух последних – третьему или четвертому).

Во второй главе "Экстралингвистические факторы развития микротерминосистемы наименований психогностических наук" анализируются представленные классификации наименований отраслей и разделов базовых психогностических наук с точки зрения эволюции научной мысли, доказывается роль соблюдения правил деления, с учетом полученных данных разрабатывается рабочая классификация (деление) наименований, обусловленная задачами исследования (самостоятельные психогностические науки, дисциплины; отрасли, разделы, направления психологии; отрасли, разделы, направления психиатрии; отрасли, разделы, направления других самостоятельных психогностических наук; науки, дисциплины на стыке психогностической науки с другими науками (стыковые); отрасли, разделы, направления стыковых психогностических наук; психогностические разделы других наук; названия этапов развития науки; междисциплинарные области знания; общие наименования совокупности наук, направлений, отраслей; отрасли, разделы, направления общих наук), а также интегрируется и корректируется научный вариант традиционного деления в соответствии с последними данными новейших справочных и учебных изданий.

В результате классификационного и статистического анализа данных доказано, что наибольшее количество отраслей, разделов, направлений и их наименований продуцируют психология (160; геронтопсихология, зоопсихология, нейропсихология, психология специальная, психосинергетика и др.) и психиатрия (40; геронтопсихиатрия, психиатрия динамическая, психиатрия превентивная, психопрофилактика, ортопсихиатрия, суицидология и др.). Таким образом, из 238 современных наименований отраслей и разделов психогнозии только 38 принадлежат отраслям других наук (в том числе и психогностическим разделам непсихогностических наук; микроэргономика, психобионика, психофизика субъектная, психокардиология и др.). Из этого следует, что психологии как науке с ее "составляющими" по праву принадлежит ведущая, доминирующая роль в блоке психогностических наук и закономерности становления психологии напрямую влияют на всю микротерминосистему рассматриваемых нами наименований.

Изучая и корректируя классификацию психогностических наук и их наменований, приходим к выводу, что она является таксономической и в качестве основания систематизации следует выбирать видоизменение признака деления. В качестве же основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона конкретной деятельности, развития или отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу, в котором осуществляется его деятельность. Выявлены следующие недостатки представленных в специальной литературе классификаций отраслей и разделов базовых психогностических наук: 1) часто наблюдается смешение оснований классификаций, ведущее к нарушению ее родовидовой структуры (среди понятий одного уровня встречается такое, которое является родовым к одному или нескольким указанным понятиям (разделами психиатрии называют психиатрию детскую, геронтопсихиатрию и психиатрию гериатрическую, в то время как понятие, репрезентированное последним термином, включает два предыдущих); 2) иногда не соблюдается взаимоисключаемость членов деления (следствие предыдущего нарушения); 3) замечена несоразмерность деления (например, в психологии сравнительной указан лишь один раздел – зоопсихология); 4) обнаруживается скачок в делении, когда вместо указанного некоторого члена деления дается его подразделение или вместо перечисления ближайших подвидов понятия происходит перечисление совидовых понятий последнего (психология научного творчества и психология художественного творчества фиксируются как отрасли психологии, однако в зависимости от основания классификации целесообразно относить их к разделам психологии труда или к направлениям психологии творчества). В других психогностических науках проблема классификации отраслей и разделов также существует.

В ходе исследования выявлено, что классификация отраслей, разделов и направлений психологии на данный момент осуществляется по нескольким основаниям, что обусловлено спецификой психогнозии, однако противоречит одному из правил деления. Лишь при таком неодноплановом подходе можно говорить о более или менее полном охвате объекта, подходов, методов и возможности получить представление о состоянии комплекса психогностических наук и их наименований.

В процессе сопоставления периодизации психологии и стадий развития научного знания в целом и экстраполяции на полученные результаты выводов Б.М. Кедрова стало очевидным несовпадение выделенных временных промежутков и основных тенденций в развитии психологии. Донаучный этап развития психологии (до конца XIX века) в общем совпадает с принятым классическим периодом и отличается дифференциацией, субъективностью, изолированностью теорий. Однако (по сравнению с естественными науками) в развитии психологии эта стадия продолжалась на 30–40 лет дольше, вплоть до XX века, захватывая начальную стадию "научной" психологии и сдвигая временные рамки остальных периодов (неклассического и постнеклассического). Функционирование психологии как самостоятельной науки соотносится с рождением неклассической науки и характеризуется постепенным усилением интеграции, объективностью, междисциплинарностью. Неклассический период развития психологии с особыми "сдвинутыми" во времени по сравнению с другими науками рамками продолжался с начала ХХ века до его последней трети. Данному периоду обязаны своим появлением гораздо менее многочисленные, чем на предыдущем этапе, отрасли наук и их наименования. Постнеклассический этап выражается в резком увеличении числа наук, обеспечивающих единство всего психологического и психогностического знания, образующих связующие звенья в каждом отрезке цепи, и в синтезе тенденций к интеграции и дифференциации.

Поскольку одного синхронного описания состояния системы терминов-наименований указанных наук недостаточно для выявления закономерностей развития психогнозии и ее терминологии, современный лексический материал был рассмотрен в сопоставлении с данными, полученными в 2001 году (диахронный аспект исследования).

Сопоставление микротерминосистемы наименований психогностических наук по состоянию на 2001 год с современным ее состоянием (2006 год) с учетом выделяемых учеными форм последовательной взаимосвязи наук ("цементация", "переплетение" (включая "фундаментацию", по Б.М. Кедрову), "стержнезация", "комплексование"), позволило прийти к выводам:

– активен процесс образования науки (или ее раздела) и, соответственно, возникновения нового термина-наименования, подкрепленный "переплетением" наук; такие области носят междисциплинарный характер; подтверждается интеграция научного знания;

– также ощутим процесс "комплексования" психогностических наук, нашедший отражение в увеличении количества комплексных наук и их наименований; еще одно подтверждение тенденции к интеграции;

– оформившиеся посредством интеграции психогностические науки (ср.: "научные ячейки" по Б.М. Кедрову) не подвергаются дальнейшей дифференциации: отсутствуют наименования отраслей, разделов и направлений междисциплинарных областей знания и не увеличивается число наименований "составляющих" комплексных наук; в указанных подгруппах дифференциация не активна;

– в последнее время стали появляться психогностические науки, претендующие на характер "стержнезации" (сама психология, на наш взгляд, может быть отнесена к этой группе); признак интеграции научного знания;

– резко возросло количество отраслей, разделов и областей психогностических наук и их наименований, возникших в результате "цементирования" наук (стыковые науки и их разделы); процесс дифференциации психогностических наук не изменил свой темп, а по некоторым показателям даже увеличил его.

Таким образом, есть все основания полагать, что рождение новых наук, отраслей психогностического знания и их наименований в результате как дифференциации, <



2019-10-11 157 Обсуждений (0)
Общая характеристика работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)