Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования, предъявляемые ФГОС к педагогической диагностике



2019-10-11 1019 Обсуждений (0)
Требования, предъявляемые ФГОС к педагогической диагностике 0.00 из 5.00 0 оценок




ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения школьниками содержания образовательных областей. Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих мета-предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-поиск средств ее осуществления;

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Мета-предметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.[3]

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к мета-предметным результатам обучении.

 

Все процедуры диагностики служат реализации контролирующей, обучающей, воспитывающей, развивающей, стимулирующей и корректирующей функций.

Применение педагогической диагностики в процессе обучения контролирует ФГОС, предполагающий оценку индивидуального развития детей в рамках диагностики. [6]

 

Этапами педагогической диагностики по И.Ю. Гутнику являются:

1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.

2. Планирование предстоящего диагностирования.

3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).

 4. Сбор информации о диагностируемом объекте.

5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.

6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.

 7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.

8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.[4]

 

  Рассмотрим характерные особенности основных методов педагогической диагностики современного урока, которые представлены в таблице (Табл. 1).

 

Таблица 1 – Методы педагогической диагностики, соответствующие основным критериям качества современного урока, которые определяет ФГОС

 

Метод Содержание метода Критерии качества урока
  Наблюдение предусматривает планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. позволяет выявить  степень достижения  личностных и метопре- дметных результатов  
Беседа Способствует получению педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами)   Характеризуется развитием общеучебных умений и навыков и включенностью учащихся в учебную деятельность.
Интервью Предусматривает планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов. Происходит развитие у учащихся познавательных процессов, рефлексии и оценочной деятельности
Письменный опрос способ получить сведения об объективных данных или субъективных позициях с помощью анкет. Раскрывает уровень творческой подготовленности учителя к уроку.
Анализ продуктов деятельности Исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.   Раскрывается доля самостоятельной работы обучающихся на уроке, усиливается связь учебного материала с жизненным опытом группы для принятия эффективных совместных решений

 

 

По числу диагностируемых и характеру вопросов диагностика может быть индивидуальной, фронтальной, групповой и комбинированной.

Фронтальная форма диагностики применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению. Учитель ставит вопросы перед всем классом, в обсуждении которых принимают участие все учащиеся, краткие ответы даются обычно с места.

Индивидуальная форма диагноза предназначена для проверки знаний и навыков каждого ученика во время урока. Экспертиза и оценка должны учитывать тщательность, осведомленность и последовательность ответа, демонстрацию и интерпретацию теоретических положений ответа и применение знаний в конкретных ситуациях.

Форма диагностики группы включает проверку результатов работы, выполненной частью учащихся класса, с заданиями, которые могут быть одинаковыми для каждой группы или различными. [5]

Комбинированная форма представляет собой сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм диагностики. Преимущество такой формы состоит в том, что несколько студентов могут быть протестированы за относительно короткое время.

Диагностика процесса непрерывного приобретения знаний, умений и навыков на каждом занятии. Но при тщательном внедрении предусмотрены специальные формы организации обучения, к ним относятся контрольные учебно-практические занятия, тесты, собеседования, экзамены, уроки общественного анализа знаний и т. Д.

Таким образом, педагогическая диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической работе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. И самое главное – в процессе диагностирования есть возможность оказывать воздействия на школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М.:Педагогика, 1989. - 157,[2] с.

2.  Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. М. – 2000 г. – 104с.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991

4. Макарова Т. Д. Тестирование в системе мониторинга качества образования / Макарова Т. Д. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1998 г. – №1. — С. 60-61.

5. Об утверждении федерального стандарта основного образования [Текст]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413, ред. от 29.12.2014 // Российская газета. – 2009 – 9 окт.

6. Пустовойтов В.Н. Теория и практика формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – 415 с.



2019-10-11 1019 Обсуждений (0)
Требования, предъявляемые ФГОС к педагогической диагностике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования, предъявляемые ФГОС к педагогической диагностике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)