Требования, предъявляемые ФГОС к педагогической диагностике
ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Она заключается в анализе освоения школьниками содержания образовательных областей. Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих мета-предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -поиск средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Мета-предметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.[3] В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к мета-предметным результатам обучении.
Все процедуры диагностики служат реализации контролирующей, обучающей, воспитывающей, развивающей, стимулирующей и корректирующей функций. Применение педагогической диагностики в процессе обучения контролирует ФГОС, предполагающий оценку индивидуального развития детей в рамках диагностики. [6]
Этапами педагогической диагностики по И.Ю. Гутнику являются: 1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики. 2. Планирование предстоящего диагностирования. 3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов). 4. Сбор информации о диагностируемом объекте. 5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация. 6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации. 7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза. 8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.[4]
Рассмотрим характерные особенности основных методов педагогической диагностики современного урока, которые представлены в таблице (Табл. 1).
Таблица 1 – Методы педагогической диагностики, соответствующие основным критериям качества современного урока, которые определяет ФГОС
По числу диагностируемых и характеру вопросов диагностика может быть индивидуальной, фронтальной, групповой и комбинированной. Фронтальная форма диагностики применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению. Учитель ставит вопросы перед всем классом, в обсуждении которых принимают участие все учащиеся, краткие ответы даются обычно с места. Индивидуальная форма диагноза предназначена для проверки знаний и навыков каждого ученика во время урока. Экспертиза и оценка должны учитывать тщательность, осведомленность и последовательность ответа, демонстрацию и интерпретацию теоретических положений ответа и применение знаний в конкретных ситуациях. Форма диагностики группы включает проверку результатов работы, выполненной частью учащихся класса, с заданиями, которые могут быть одинаковыми для каждой группы или различными. [5] Комбинированная форма представляет собой сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм диагностики. Преимущество такой формы состоит в том, что несколько студентов могут быть протестированы за относительно короткое время. Диагностика процесса непрерывного приобретения знаний, умений и навыков на каждом занятии. Но при тщательном внедрении предусмотрены специальные формы организации обучения, к ним относятся контрольные учебно-практические занятия, тесты, собеседования, экзамены, уроки общественного анализа знаний и т. Д. Таким образом, педагогическая диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно - образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической работе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. И самое главное – в процессе диагностирования есть возможность оказывать воздействия на школьников. ЛИТЕРАТУРА: 1. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М.:Педагогика, 1989. - 157,[2] с. 2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. М. – 2000 г. – 104с. 3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.- М., 1991 4. Макарова Т. Д. Тестирование в системе мониторинга качества образования / Макарова Т. Д. // Стандарты и мониторинг в образовании, 1998 г. – №1. — С. 60-61. 5. Об утверждении федерального стандарта основного образования [Текст]: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413, ред. от 29.12.2014 // Российская газета. – 2009 – 9 окт. 6. Пустовойтов В.Н. Теория и практика формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013. – 415 с.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |