Общая характеристика западноевропейского искусства 18 в.
Тема 22. Западноевропейское искусство 18 в. Искусство Франции. 1. Общая характеристика западноевропейского искусства 18 в. 2. Стиль рококо во французском искусстве 18 в. 3. Классицизм во французской архитектуре и скульптуре 18 века. 4. Французская живопись 18 в: жанры, стили, направления, представители. 5. Французская скульптура 18 в. Творчество Жана Антуана Гудона.
Общая характеристика западноевропейского искусства 18 в. Восемнадцатый век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении века совершалась ломка всех государственных устоев и понятий старого общества. В изобразительном искусстве возрастает значение непосредственно реалистического отображения жизни. Искусство становится активным выразителем общественных идей, наполняется злободневностью, обличает пороки и нелепости общества. Оно выдвигает и новый положительный идеал человека, свободно развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 в. в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся к середине 18 в., закрепляет компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции готовится буржуазная революция. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения — Просвещения. Восемнадцатый век — век разума, философов, социологов, экономистов. Развиваются связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, философия. Во славу человеческих познаний и труда возводится величественный памятник — многотомная Энциклопедия. Судьба отдельного человека, сложность психологии, тончайшие переживания, меткая наблюдательность в показе быта и нравов, коллизии, в которые вступает герой с общественной средой,— главные темы искусства. Новые проблемы выдвигаются и в архитектуре. Падает значение церковного строительства и возрастает роль гражданской архитектуры. На первое место ставится планировка городов. Создается тип жилого дома, возникают городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем искусство 18 в. утрачивает синтетическое восприятие и полноту охвата жизни предшествующих эпох. Нарушается связь живописи и скульптуры с архитектурой, усиливаются черты декоративности. Искусство 18 в. проходит два этапа. Первый продолжается до 1740—1760 гг. Он характеризуется завершением поздних форм барокко, видоизменяющегося в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 в . — в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, тяготеющее, с другой стороны, к бездумной декоративности, к «философии наслаждения». Одновременно с рококо развивается реалистическое направление, которое у некоторых мастеров приобретает обличительный характер. Открыто проявляется борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания и политической активности людей. Абсолютистское государство пытается использовать идеи просветителей для того, чтобы удержать свой пошатнувшийся авторитет. На рубеже 1760—1770-х гг. Королевская Академия во Франции выступает против искусства рококо и пытается возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 в. Мифологический жанр уступает место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они призваны подчеркивать величие монархии в соответствии с идеями «просвещенного абсолютизма». Возникает классицизм, который противопоставляет вычурной декоративности и пышности рококо естественную простоту, произволу страстей — чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники вновь обращаются к культуре античного мира. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума — общие черты классицизма 17 и 18 вв. В нем ясно выступают рационалистические тенденции: художники стремятся обобщить жизненные явления. Они воспитывают в человеке уверенность в торжестве строгой закономерности, добра, разума и справедливости. Во второй половине 18 в. зарождается также сентиментализм и связанное с ним предромантическое направление в искусстве. Оба эти течения утверждали ценность личного мира чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой. Со второго десятилетия 18 в. начинается новый период развития французского искусства. Мечты об осуществлении идеального царства разума, вера в прогресс, в то, что грядущий общественный порядок принесет благоденствие всем людям, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 в. Развивающаяся на этой почве французская культура вступает в полосу нового подъема. Она разнообразна и контрастна в своих исканиях и проявлениях. Значительно расширяется диапазон французского искусства; художники начинают 18 век с обращения к интимным сферам человеческой жизни, с малых форм, а завершают столетие проектированием идеальных городов грядущего общества. Переходный характер эпохи определил пестроту, изменчивость и сложность французской художественной культуры 18 в. Ее развитие протекает под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявляющегося в реалистических, предромантических и классицистических формах и господствующего аристократического искусства рококо.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |