Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн».



2019-10-11 358 Обсуждений (0)
Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн». 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 21. Западноевропейское искусство кон. 19 – нач. 20 в.

1. Формирование стиля «модерн» в европейском искусстве.

2. Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн».

3. Особенности художественного языка Модерна и их проявление в разных видах искусства.

 

Формирование стиля «модерн» в европейском искусстве.

    Стиль модерн сформировался в 90-е годы XIX века. Модерн стал реакцией наиболее передовых и просвещенных людей на отсутствие единого стиля пестроту художественных течений, наблюдавшихся в искусстве несколько десятков лет. Создатели модерна стремились противопоставить кризисным, противоречивым явлениям жизни целостность и гармонию. Их творческий процесс –стремление «бегства от действительности» в мир идеальных образов и фантазий.

Главным содержанием модерна (франц. Moderne от лат.Modernus - новый, современный) было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX - отсюда и название. Хронологические рамки модерна очень узки - приблизительно 1886-1914 гг.

На возникновение «нового искусства» повлиял романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизм, оформившийся в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг.

Рубеж XIX-XX вв. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности. Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.

 

Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн».

Более непосредственное воздействие на становление и развитие стиля модерн имели новые философские системы и концепции конца XIX - начала XX века. К этому времени истощились возможности позитивизма, который являлся своего рода движущей силой, мировоззренческой основой многих направлений художественного творчества в течение середины и второй половины XIX столетия. На смену позитивизму пришли различные философские концепции — чаще всего разные варианты так называемой «философии жизни». «Философия жизни» перенесла акцент философской мысли с проблем познания на проблемы самого мира, самой жизни, которые постигаются в их основах интуитивным путем, а не путем логически-рациональных построений. Жизнь для философов этого круга - категория космическая, всепоглощающая. Для Фридриха Ницше мир — это вечная игра стихии жизни. Сущность этой игры заключена в приумножении силы, в жажде самовоспроизведения, самообновления. Мир рассматривается Ницше как живой организм.

Философ Анри Бергсон утверждает, что разум не может охватить сущность и подлинную природу жизни. Она подвластна лишь интуиции, а последняя открывает именно перед искусством врата к постижению жизненных основ. Наука, прагматически приспосабливаясь к реальности, может лишь ответить на вопрос «как», но не на вопрос «что».

В стиле модерн отчетливо виден культ стихии, интуитивного-спонтанного, как бы неподвластного разумному началу, своеобразный биологизм художественного образа. Аналогии между стилем модерн и «философией жизни» возникают постоянно. Живопись модерна дает эти аналогии прежде всего; здесь часто можно встретиться с такими сюжетами, которые знаменуют культ стихии, страсти, интерес к «органическому». Разного рода «Хороводы», «Вихри», «Вакханалии» в изобилии появляются на выставках немецких сецессионов. Очень часто у художников модерна фиксируется момент экстатического порыва или трактуется мотив пробуждения к жизни. Среди персонажей в картинах модерна часто можно встретить мифологические существа-симбиозы: полулюди-полузвери, полурастения-полуживотные. В основе орнамента модерна, который довольно последовательно выразил программу стиля, лежит растительное начало. Стихийное начало культивируют архитекторы, то уподобляя органической форме композицию здания, то обоготворяя стихию большого города с его неустанным движением, постоянной изменчивостью и спонтанным ритмом.

Модерн несет на себе следы соприкосновений и с другими философскими концепциями. Последователь фрейдизма, например, найдет отголосок этой концепции в частом обращении живописцев к мотивам сна и ассоциациям сновидений. Все это говорит о многообразии связей, которые осуществлялись в культуре того времени, о своеобразном круговороте идей, представлений, чувствований, рождавших однотипные явления и в философии, и в науке, и в искусстве.

Главный же нерв представлений времениследует искать в характерном для этого времени эстетизме, в культе красоты. Красота превратилась во всеобщую, глобальную категорию, в предмет обожествления. Культ красоты становился новой религией. В этой ситуации красота и ее непосредственный носитель — искусство — наделялись способностью преобразовывать жизнь, строить ее по некоему эстетическому образцу, на началах всеобщей гармонии и равновесия. Художник - творец красоты превращался в выразителя главных устремлений времени.

Символисты вслед за романтиками развивали историческую и культурную память. Если историзм, например, в архитектуре середины XIX века открывал путь к простому заимствованию из разных исторических стилей, то в новую эпоху прочтение исторических стилей стало более углубленным. Диапазон культур, оказавшихся в сфере внимания людей искусства, стал чрезвычайно широк.

Европейские художники стиля модерн в процессе углубления культурной памяти широко раздвинули и географические границы своих контактов с прошлыми культурами. Для модерна особенно важным оказался диалог с Востоком. Этот диалог был начат романтиками, но особенно развернулся в период господства стиля модерн. Художники модерна использовали орнаментальные мотивы средневекового Ирана, традиции живописи Китая и Японии и т.д.

Модерн отдает предпочтение тем природным мотивам или орнаментальным формам, которые символизируют или вызывают ассоциации с природой как основой самой жизни. Тематика орнаментальных мотивов и стилизованных форм многозначна. Каждая форма рассматривается как носитель определенного смысла и одновременно ключ к его пониманию. Она обрастает широким слоем символико-литературных ассоциаций, связанных с представлением о рубежности эпохи. Неудовлетворенность, ощущения переходности момента, неустойчивости, неуверенности, утраты фундамента и основ, тоска по идеалу, разочарование в буржуазной действительности, ощущение ее разложения, исчерпанности истории и чувство «бездны» - это один аспект настроений модерна. Юность, возрождение, вечная жизнь, «весна священная», надежды, предчувствия, ожидания - второй.

Модерн не мог уйти от поисков вечной истины инепреходящего в лихорадочном, быстро меняющемся мире. Вечные ценности воплощаются для него в природе (всеобщность бытия и нетленность красоты) и в духовной красоте, материализуемой в красоте искусства.

 



2019-10-11 358 Обсуждений (0)
Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идейно-философская почва возникновения стиля «модерн».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)