Кейнсианская модель доходов и расходов
Равновесие на товарном рынке. 1. Модель доходов и расходов: упрощенный вариант 2. Уровень полной занятости в упрощенной модели. Теория мультипликатора расходов 3. Расширенная модель доходов и расходов
1. Модель доходов и расходов: упрощенный вариант Кейнсианская модель строится на признании ведущей роли AD в определении условий макроэкономического равновесия. Данная модель предполагает фиксированность цен, т.е. в ней анализируются взаимодействия реальных величин AD и AS. Особенность кейнсианской теории в том, что инвестиции и сбережения в национальной экономике определяются разными факторами. Сбережения зависят от величины дохода, а инвестиции от уровня процентных ставок. Упрощенный вариант модели доходов и расходов рассматривает закрытую экономику без участия государства. Условием равновесия является равенство доходов и расходов (Y = E). Расходы представлены как сумма потребительских расходов и чистых частных инвестиций (E = C + NI). Потребление непосредственно зависит от величины дохода, в то же время потребление, как правило, меняется медленнее, чем доходы, в кейнсианской теории это объясняется «основным психологическим законом». Согласно которому, потребители склонны сберегать часть дополнительно полученных доходов, в силу чего поведение домохозяйств характеризуется предельной склонностью к потреблению (MPC или с). MPC – это доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода. с = ΔС / Δ Y Дополнительно различают MPS – это доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода s = Δ S / Δ Y с + s = 1, с ≤ 1, s ≤ 1 При заданных предположениях функция потребления имеет вид: С = САвт + с Y САвт – автономное потребление
Динамику потребления и сбережений определяют следующие факторы: 1) доход домохозяйств; 2) уровень накопленного богатства (потребительской задолженности); 3) уровень цен; 4) ожидания относительно будущего состояния экономики; 5) уровень налогообложения. Величины потребления и сбережений относительно стабильны и определяются в основном долгосрочными факторами (это связано с влиянием традиций и взаимоуравновешиванием факторов). В рамках данной модели инвестиции считаются автономными, т.е. независящими от величины национального дохода. I = I Авт Объем инвестиций зависит от: 1) уровня реальной ставки процента; 2) ожиданий инвесторов; 3) уровня налогообложения; 4) эффективности (окупаемости) инвестиционных проектов. В основном, данные факторы имеют краткосрочный характер, в силу чего функция инвестиций относительно подвижна (изменчива). Таким образом, функция расходов в упрощенной модели включает потребительские расходы и инвестиции. E = I Авт + САвт + с Y .
Условие равновесия задается линией, на которой планируемые расходы равны доходам (реальным расходам). Данная линия строится под углом 45°. Уровень равновесного выпуска может быть определен алгебраически на основании условия равновесия. Y = 1 / (1 – c ) × ( I Авт + САвт) Если фактический объем выпуска отклоняется от равновесного, то в экономике начинает действовать механизм автоматического восстановления равновесия. В основе лежат колебания товарно-материальных запасов готовой продукции и принудительное инвестирование (дезинвестирование) в запасы. Допустим, фактический объем выпуска Y 1 превышает равновесный Y Е, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят. Нереализованная продукция принимает форму ТМЗ. Рост ТМЗ (принудительное инвестирование в ТМЗ) вынуждает фирмы снижать производство и занятость, что в итоге снижает ВНП, при этом доходы снижаются быстрее, чем расходы. Постепенно доходы и планируемые расходы выравниваются,достигая равновесного значения Y Е. Если фактический выпуск Y 2 меньше равновесного Y Е, то это означает, что происходит незапланированное снижение ТМЗ, фирмы расширяют производство, доходы возрастают в большей мере, чем расходы, достигается макроэкономическое равновесие товарного рынка.
2. Уровень полной занятости в упрощенной модели. Теория мультипликатора расходов В рамках классической экономической теории экономика в долгосрочном периоде находится в состоянии полной занятости. Кейнсианская традиция оспаривает существование механизма саморегулирования. На основе эмпирических данных Дж.М. Кейнс доказал что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Состояние национальной экономики определяется тем, как равновесный объем выпуска соотносится с объемом при полной занятости (естественным объемом впуска). Если фактический равновесный объем выпуска Y Е ниже естественного Y ПЗ, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости, хотя равновесие AD – AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику. В такой ситуации возникает рецессионный разрыв (разрыв безработицы) – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до уровня полной занятости. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов необходимо простимулировать AD и переместить равновесие из точки А в точку В. Если фактический равновесный объем выпуска Y Е больше естественного Y ПЗ, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность AD вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему AD, так как все ресурсы уже заняты. В такой ситуации возникает инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости. Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание AD и перемещение равновесия из точки А в точку В. Изменение условий равновесия связано с изменением автономных расходов. При изменении автономных расходов в экономике начинает действовать эффект мультипликатора расходов. Он состоит в том, что равновесный объем выпуска меняется в большей мере, чем автономные расходы. Δ Y = kE Δ E Авт , E Авт = САвт + I Авт kE = Δ Y / Δ E Авт , kE – мультипликатор расходов Эффект мультипликатора связан с тем, что первичные расходы порождают поток вторичных доходов и расходов. В то же время на каждой стадии часть дополнительных доходов оседает в сбережениях, что приводит к тому, что эффект мультипликатора постепенно затухает. Следовательно он имеет конечное значение. Эффект действует и при сокращении автономных расходов. Δ I Авт = 100 Δ Y 1 = 100 Δ Y 2 = 50 Δ Y 3 = 25 с = 0,5 Δ C 50 25 и т.д. Δ S 50 25 Δ Y = Δ Y 1 + Δ Y 2 + Δ Y 3 + … Δ Y = Δ I Авт + с Δ I Авт + с2 Δ I Авт + … Δ Y = Δ I Авт (1 + с + с2 + …) Δ Y = Δ I Авт (1 / (1 – с)), kE = 1 / (1 – с) kE = 2, Δ I Авт = 100, Δ Y = 200. 3. Расширенная модель доходов и расходов Расширенная модель доходов и расходов предполагает наличие государства и остального мира. Государство влияет на условия равновесия товарного рынка через государственные расходы на закупку товаров и услуг, а так же через чистые налоги. Государственные расходы непосредственно являются частью совокупных расходов, в данной модели G считаются автономными, т.е. не зависят от объема выпуска. Следовательно условие равновесия с учетом G имеет вид: Y = с Y + C Авт + I Авт + G Авт Появление или изменение G смещает линию совокупных расходов и соответственно изменяет Y Е . (рисунок, введение налога, параллельный сдвиг) В экономике действует мультипликатор G: kG = kE = 1 / (1 – с) Налоги непосредственно влияют на величину располагаемого дохода и т.о. на величину С. Следовательно, при включении государства меняется потребительская функция: аккордные пропорциональные С = САвт + с ( Y – T ), T = T Авт + t Y С = САвт + с (1 – t ) Y – с T Авт . Введение автономных налогов смещает линию совокупных расходов на величину Δ E = – с Δ T Авт . При изменении автономных налогов действует эффект мультипликатора, при этом налоговый мультипликатор меньше мультипликатора расходов. Это связано с тем, что утечки из процесса мультипликации, в виде сбережений, возникают уже на первом этапе. kT = – c / (1 – с) Введение пропорциональных налогов означает, что в потоке доходов и расходов возникают дополнительные утечки, в результате уменьшается угол наклона линии Е. С учетом действия пропорциональных налогов изменяется и величина мультипликаторов: kE = 1 / (1 – с(1 – t )) kT = – c / (1 – с(1 – t )) Открытая экономика связана с остальным миром международной торговлей. Это означает, что в совокупные расходы должна быть включена величина чистого экспорта. NX = EX – IM Экспорт в данной модели считается автономным, т.е не зависит от объема выпуска и определяется другими факторами, например, величиной дохода (объемом выпуска) контрагента по международной торговле. Импорт может частично быть автономным, а частично зависеть от национального дохода: IM = IM Авт + m Y , m – предельная склонность к IM В результате условие равновесия с учетом влияния государства и остального мира имеет вид: Y = с(1– t ) Y + C Авт –с T Авт + I Авт + G Авт + EX Авт – IM Авт – mY C NX Введение NX влияет на величину автономных расходов, а так же уменьшает реакцию объема выпуска на изменение автономных расходов, т.е. уменьшает величину мультипликатора. kE = 1 / (1 – с(1 – t ) + m )
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |