Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследования детского мышления в работах Ж.Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления.



2019-10-11 265 Обсуждений (0)
Исследования детского мышления в работах Ж.Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные подходы к соотношению понятий «мышление» и «речь» в истории психологии.

Атомистический и функциональный анализ, который господствовал в научной психологии на всем протяжении последнего десятилетия, привел к тому, что отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась все время вне поля внимания исследователей. Единство сознания и связи между отдельными функциями в психологии обычно скорей постулировалось, чем служило предметом исследования. Предполагалось, что межфункциональные связи сознания неизменны и постоянны. Это привел к тому, что эти связи не принимались во внимание при исследовании функций сознания. Все решение проблемы соотношения мышления и речи , которое предлагалось различными исследователями, колебалось между двумя крайними полюсами - между отождествлением мысли и слова и между их полным разрывом. В древности считалось, что мысль - это «речь минус звук», современные американские психологи рассматривают мысль как «заторможенный рефлекс, не выявленный в своей двигательной части», оба эти течения отождествляют мышление и речь. Представители вюрцбургской школы, стремятся освободить мысль от всего чувственного, в том числе и от слова, и представить себе связь между мыслью и словом как чисто внешнюю связь. Применяемый ими метод разложения единого целого на отдельные элементы делает невозможным изучение внутренних отношений между мыслью и словом.

Анализ по элементам и анализ по единицам в научном исследовании.

Анализ по элементам можно было бы сравнить с химическим анализом воды, разлагающим ее на водород и кислород. Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукты, чужеродные по отношению к анализируемому целому, - элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому, и обладают целым рядом новых свойств, которых это целое никогда не могло обнаружить. Под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого единства. Не химическая формула воды, но изучение молекул и молекулярного движения является ключом к объяснению отдельных свойств воды. Единица речевого мышления может быть найдена во внутренней стороне слова - в его значении.

Значение слова как единица речевого мышления.

Каждое слово представляет собой скрытое обобщение. Обобщение есть словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Значение слова, его обобщение представляет собой акт мышления в собственном смысле слова. Речь совмещает в себе и функции общения, и функции мышления, но отношения между этими функциями остаются неизученными до сих пор. В животном мире нет общения в понимании Выготского, есть только заражение. Испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не столько сообщает ей о том, что он видел, а скорее заражает ее своим испугом. Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, требует известной системы средств, прототипом которой является человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда. Как невозможно общение без знаков, оно невозможно и без значения. Общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения.

Исследования детского мышления в работах Ж.Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления.

В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука и считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того, что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер. В отличие от традиционной психологии Пиаже характеризует детское мышление положительно, рассматривая, что ему присуще, а не то, чего у него нет по сравнению с мышлением взрослого. Ребенок вовсе не маленький взрослый человек и ум его вовсе не маленький ум взрослого. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точки зрения между артистической мыслью и направленным разумным мышлением. Это, таким образом, переходная ступень, связующее генетическое звено, промежуточное образование в истории развития мышления. Мысль направленная, - говорит он, -сознательна, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Она разумна, т.е. приспособлена к действительности и стремится воздействовать на нее. Она заключает истину или заблуждение, она выражается речью. Аутистическая мысль подсознательна. Она не приспособляется к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность, или действительность сновидения. Она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется прежде всего в образах, а для того чтобы быть сообщенной, должна прибегать к косвенным приемам, вызывая посредством символов и мифов чувства, которые ее направляют. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития все больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же артистическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов. Между этими двумя крайними формами мысли есть много разновидностей в отношении степени их сообщаемости. Эти промежуточные разновидности должны подчиняться специальной логике, которая является промежуточной между логикой аутизма и логикой разума. Всякая эгоцентрическая мысль по своей структуре занимает промежуточное место между аутистической мыслью (которая не направлена, т.е. витает по прихоти, как мечта) и направленным пониманием. Мы назвали мысль ребенка эгоцентрической, желая этим сказать, что эта мысль остается еще аутистической по своей структуре, но что ее интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого. Аутистическое мышление представляется с генетической точки зрения ранней, первичной формой мышления, логика возникает относительно поздно, и эгоцентрическая мысль занимает с генетической точки зрения среднее место, образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике. Детскую мысль нельзя изолировать от факторов воспитания и от всех тех влияний, которым взрослый подвергает ребенка, но эти влияния не отпечатываются на ребенке, как на фотографической пленке, они ассимилируются, т.е. деформируются живым существом, которое им подвергается, и внедряются в его собственную субстанцию. Выготский, опираясь на работу Блейлера, опровергает первичность аутистической мысли в пользу мысли реалистической (социальной), направленной на удовлетворение реальных потребностей. Ребёнок не предпочтёт галлюцинаторное яблоко реальному, младенец галлюцинирует об удовлетворении своих потребностей, но от этого он не получает удовлетворения, а только после реального приёма пищи.



2019-10-11 265 Обсуждений (0)
Исследования детского мышления в работах Ж.Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследования детского мышления в работах Ж.Пиаже. Ступени развития мышления. Детский познавательный эгоцентризм и его проявления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)