Философия в истории, теории педагогики и методики преподавания философских дисциплин
Основы истории и теории педагогики для преподавания философских дисциплин (выделяются два подраздела, где первый – более теоретичен, а второй – более практичен) Фундаментальные основы истории и теории педагогики, методики для преподавания философских дисциплин
Философия в истории, теории педагогики и методики преподавания философских дисциплин
Введение С одной стороны, философия как все и любая наука в плане преподавания должна основываться на научных достижениях педагогики, в частности, на ее методических разработках. С другой стороны, отношения философии с педагогикой носят исключительный, отличный ото всех остальных наук и преподаваемых знаний характер. Исключительность отношений между философией и педагогикой связана со следующим: - в историческом плане философия разработала много того, что потом вошло в необходимые положения педагогической науки, - в историческом плане философия и педагогика идут рука об руку, поскольку все значимые философские открытие, представления о человеке, теории познания, так или иначе, находят свое отражение в педагогике, - в современном и перспективном ракурсе философия обязана критически осмыслять общие основы и положения педагогики, как любой другой науки. Представим указанные специфические особенности философии более конкретно.
Философские знание, достижения как один из основных источников формирования педагогических знаний и требований к процессу образования Само появление философии символизировало о том, что появилось знание, которое в норме говорило и свидетельствовало о появлении свободного ответственно человека – заявившего и имеющего свои собственные, доказанные мировоззренческие представления. В принципе, все прогрессивное педагогическое представление об учащемся ориентируется на формирование такого свободного ответственного человека. Появление философии в лице Фалеса заявило о необходимости доказательства философских и всех иных серьезных представлений. Необходимость доказывать свои представления или выдвигаемые/предлагаемые знания, с одной стороны, является нормой для педагога, с другой стороны, выступает одной из идеальных целей образования, которое должно научить обучающегося, именно, так поступать в своей дальнейшей, после образовательной деятельности. В лоне философии возникла и разрабатывалась теория и практика диалога. Ценность подобной теории и практики для педагогической практики понятна и общеизвестна. Разрабатывая этические идеи, Аристотель отмечает, как общий ориентир добродетельной жизни человеческой деятельности – золотую середину (мужество между трусостью и безмерной, соответственно, весьма рискованной отвагой, бесшабашностью по отношению к опасности). Далее Аристотель уточняет, что для каждого уникального человека эта золотая середина выступает только как общее руководство. В принципе, здесь обозначено общее педагогическое требование учитывать индивидуальность обучающихся. … В рамках истории философии накоплено немало знаний, которые весьма полезны для педагогической деятельности. К примеру, есть история про философа, который набирал учеников в свою платную школу мудрости. Со всех философ (софист или учитель мудрости) брал одну сумму, а с претендента, который хвастался своими знаниями в преподаваемых вопросах, философ попросил двойную оплату. На возмущенные и непонимающие вопросы претендента философ ответил, что таковая цена справедлива, поскольку его нужно переучивать (т.е. сначала потратить силы на то, чтобы избавиться от других, неверных взглядов, а потом тратить силы на правильное обучение). Знание этой истории позволяет педагогу быть готовым к подобным сложным случаям, т.е. предполагать определенные пути оптимального выхода из подобной ситуации. … В целом, можно сказать, что преподаватель философии (по определению, изучавший философию) должен знать, что в педагогическом материале много того, что философ обязан знать и использовать, не смотря ни на какую педагогику. Последнее, конечно, не отменяет самого внимательного отношения ко всем положением и требованиям современной педагогики.
Историческая параллельность развития философии и педагогики В центре внимания и педагогики, и философии – человек. Философия обязано развивать тему человека, отвечать на вызовы времени в этой области. Педагогика берет добытые философией знания для своей работы. То же самое можно сказать и про методические философские знания.
Философия как необходимое перспективное знание и педагогика Философия всегда, а в наше время быстрых изменений – особенно, должна пытаться, как можно более глубоко заглянуть в будущее, увидеть в настоящем ростки будущего и их напряженные отношения с наличным. В этом плане, при всем уважении к педагогике, философия должна выполнять свой долг – выполнять функции самого общего знания, в поле зрения которого должны быть все науки, в частности, педагогика. Соответственно, философия может и должна в случае необходимости поправлять, указывать на какие-то новые моменты современному, устоявшемуся педагогическому знанию. Примером на специфику данной ситуации можно взять современное противопоставление и указание на необходимость замены классического педагогического, дидактического принципа наглядности – принципом или просто визуализацией.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |