Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Лекция 4. Былины Былины - это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. События прошлого связаны в былинах с двумя древними нашими городами – Киевом и Новгородом. Киевская Русь в эпосе – время князя Владимира, и любое событие в киевских былинах отнесено к этому эпическому времени. Князь Владимир – могучий государь, на службе у которого находится дружина выдающихся героев - богатырей. Она способна противостоять любому врагу. О подвигах киевских богатырей и рассказывается в былинах. Самые известные былинные герои — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований— былин (от слова «быль») или старин. У былинных героев - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича - разное социальное происхождение: первый – крестьянский сын, второй - дворянский, у третьего оно выделено в его прозвище, но все они несут одинаковую службу. И это характерно: защита родины – общенародное дело, независимо от классов и сословий. Но присмотритесь к известной картине Виктора Васнецова «Богатыри» - перед вами люди разные. Прям и непоколебим крестьянский сын Илья Муромец. Своим обликом он как бы выражает непобедимость народа, и былина говорит о нем: «Илье смерть в бою не писана». Предназначение получил он от святых старцев, исцеливших немощного Илью, когда ему было уже за тридцать. Покидая родной дом, Илья получает от отца завет, которому твердо следует: Не помысли злом на татарина, Не убей в чистом поле христианина. Это значит, что любой человек, независимо от его национальности и религии, неприкосновенен, если он не выступает с оружием в руках. У нашего богатыря нет ни дома, ни семьи, и единственное дело, которому служит «старый казак Илья Муромец», - защита Родины. На лице у Добрыни Никитича словно написана какая-то дума. Действительно, это богатырь размышляющий, никогда не бросающийся в бой очертя голову. Добрыня - человек высокой культуры, живущий рассудком. А вот Алеша Попович никогда ничего не взвешивает – он смел до безрассудства. Он моложе своих братьев по общему делу, а молодости бывает свойственна безоглядность. Он к тому же лукав и язвителен, хитрец и проказник. Ведь и Тугарина он одолел с помощью хитрости. Былины называют героическим эпосом, но они воспроизводят не только картины сражений с врагами Русской земли, но и социальную жизнь древней Руси. Действие в былинах происходит как в Киеве, так и в другом центре нашего средневекового государства – Новгороде. Новгородские герои необычны: богатырских подвигов они не совершают, но все их поступки широки, и они обладают эпической натурой. Один из них, Садко, был обыкновенным бедным гусляром, но за свою прекрасную игру получил от морского царя сказочное богатство. Превратившись в одночасье в богатого купца, Садко бросает вызов не кому-нибудь, а всему Новгороду. В торговой поездке корабли Садко встали на море, и ему пришлось отправиться на дно к морскому царю. В награду за его игру царь предлагает Садко выбрать одну из морских красавиц. Но он не соблазнился подводными сокровищами и вернулся в родной Новгород. И снова речь идет о верности родной земле, но в новгородской былине эта тема звучит иначе: на смену богатырю пришел земной герой – плоть от плоти древнего Новгорода. В реальности былины - это песни, исполнявшиеся речитативом, и исполнителей их называли сказителями. Былинное повествование велось неторопливо, с подробными описаниями. Так, подробно рассказывалось о пире у князя Владимира, еще подробнее – о сборах богатыря в поход и седлании его боевого коня. При этом такие картины были однотипными и переходили из одной былины в другую. Язык былин необычен. Это особый поэтический язык, складывавшийся веками. В нем много осколков старинных речений, уже вышедших из употребления, и в то же время это язык той области, где жил сказитель: в северных былинах и звучит северный говор. Но это язык поэтический, и многие его особенности определяются художественными закономерностями и ритмической организацией эпического стиха. Ритм заставлял менять обычные ударения: богáтырь вместо богатырь; два-три слова сливались в одно: чистóполе, добрáконя, матьсырáземля. Былины — грандиозное создание народного искусства. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола — один из ведущих приемов в былинном повествовании. (Гипербола – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит»). Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам — художественную убедительность. Важно, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. Учитывая героический и патриотический заряд этого старинного народного эпоса, К.Д.Ушинский и JI. Н.Толстой включали в детские книги отрывки даже из тех былин, которые в целом нельзя отнести к детскому чтению. Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. Поэтому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений, например И. В. Карнауховой (сборник «Русские богатыри. Былины») и Η. П. Колпаковой (сборник «Былины»). Для более старшего возраста подходит сборник «Былины», составленный Ю. Г. Кругловым. Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 1. Определите жанр произведения. 2. Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. 3. Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи? 4. Дайте характеристику главным героям былины, подтверждая словами из текста. 5. Отношение сказителей к Илье. Подтвердите примерами из текста. 6. Проанализируйте художественные особенности былины (язык): × использование метафор, × эпитетов, × гиперболы, × старинных речений, × архаизмы, диалектная лексика, × троекратные повторы. 7. Воспитательное значение былины.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |