Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Несовершенная конкуренция



2019-08-13 159 Обсуждений (0)
Несовершенная конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок




Признаки модели рынка

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм Множество Много Несколько (3-5) Одна фирма
Тип продукции Однородная, стандартизированная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция
Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован
Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

34 Современная конкуренция: основные черты, эффективность. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами: Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями. Неценовая конкуренция отсутствует. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения. Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.

 

36 Показатели монопольной власти. Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции. Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы. Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти. Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

§ P — монопольная цена;

§ MC — предельные издержки.

2.  индекс монопольной власти: , или .

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля - Хиршмана:

38 Естественная монополия: сущность, проблемы регулирования. Естественная монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации. Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт. Имеется различные решения проблем естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен. Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

39. Антимонопольное законодательство и регулирование. Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. Основные цели антимонопольного законодательства: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием, содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей, создание организации выявляющие случаи монополизации (Федеральная Антимонопольная Служба).

40 Монопольная конкуренция: условие возникновения; неценовая конкуренция; реклама. Монополистическая конкуренция – это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (много мелких фирм). Признаки монополистической конкуренции : 1) каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;2) тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен;3) нет ощущения взаимной зависимости;4) каждая фирма определяет сама свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. В условиях монополистической конкуренции соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и новому сбыту. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. Легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.

 

41 Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования. Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм (рынок жевательной резинки). В зависимости от числа продавцов различают «жесткую» олигополию (3–4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию (6– 8 продавцов, которые контролируют 80–90% рынка). По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили). Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война – циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

43 Налоги и их функции. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. Бывают: Прямые – налоги, которые четко обозначены (с доходов или имущества юридических и физических лиц, подоходный налог с населения – 13%, налог на прибыль с фирмы, налог на имущество, недвижимость, наследство); Косвенные – надбавка к цене товара или услуги, платим, если пользуемся, но не знаем какую долю налог занимает в цене товара (акцизные сборы, налог с продаж, таможенные пошлины, налог на экспорт). Функции налогов: 1) Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. 2) Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. 3) Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. 4) Распределяющаяся - при помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. 5) Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры. 6) Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за дея­тельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. НДС – от 0% до 18%.

 

44 Рынки факторов производства и формирование факторных доходов. Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы, необходимые для производства товаров. Труд - совокупность физических и умственных способностей, которые люди используют в процессе создания экономических благ (материальное вознаграждение – заработная плата). Земля – все виды природных ресурсов (участки земли под производственными зданиями, леса, воды, месторождения). Доход того, кто владеет землей – рента. Капитал – включает в себя произведенные человеком средства производства; это все, что используется для производства товаров и услуг (основной: здание, станки, оборудование; оборотный: сырье, материалы, энергия). Доход на капитал – процент. Предпринимательские способности – умение организации и успешной производственной деятельности. Предпринимательский доход – прибыль. Информация.

47 Рынок труда, равновесие на конкурентном рынке труда. Рынок труда – 1)это рынок, на котором вследствие взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена на трудовые услуги – заработная плата; 2) это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. Субъектами рынка труда являются: работники и работодатели; посредники между работниками и работодателям (служба занятости); представители органов власти; представители интересов работников (профсоюзы) и работодателей (союзы предпринимателей). Особенности рынка труда: покупаются только трудовые ресурсы, а не индивид; компенсация за труд - заработная плата и льготы; работники различаются по способностям, а работы – по требуемой квалификации и условиями труда. Рассмотрим совершенно конкурентный рынок труда. Такой рынок характеризуется полным, абсолютным равенством условий купли-продажи рабочей силы: одинаковая квалификация, качество труда, мобильность рабочей силы, невозможность воздействовать на з/п ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца. Точка кривых спроса и предложения свидетельствуют о том, что рынок труда находится в равновесии: спрос на труд полностью удовлетворён, и имеется полная занятость. Однако реальная ситуация на рынке труда отличается от идеальных условий полностью конкурентного рынка труда.

48 Монопсония на рынке труда. Монопсония— ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Монопсонический рынок труда – это рынок, на котором: работающие на одном предприятии составляют основную часть занятых данным видом; рабочая сила маломобильна; отсутствуют другие (альтернативные) варианты занятости; уровень заработной платы и число нанимаемых работников определяет данное предприятие. Фирма-монопсонист, стремясь максимизировать свою прибыль, будет нанимать меньше рабочих, чем в условиях совершенной конкуренции, и платить заработную плату меньше равновесной.

51 Понятие капитала в экономической теории. Основной и оборотный капитал. Капитал – включает в себя произведенные человеком средства производства; это все, что используется для производства товаров и услуг. Доход на капитал – процент. Основной капитал – здание, станки, оборудование – используется в течение ряда лет, переносит свою стоимость на продукт по частям, затраты возмещаются постепенно. Оборотный капитал – сырье, материалы, энергия – расходуются за один цикл, входит во вновь созданный продукт целиком, затраты возмещаются после реализации продукции. Основной и оборотный капитал составляют физический капитал. Его следует отличать от финансового капитала (деньги) – который используется для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

53 Земельная рента: сущность, виды. Земельная рентаэто доход собственника земли. Как и всякая цена, земельная рента формируется на рынке – рынке земли, который характеризуется совершенно неэластичным предложением. Покупка и продажа услуг земли осуществляется путём сдачи земли в аренду. Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной ренты. Основой дифференциальной земельной ренты является разница в издержках производства на различных земельных участках. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю. Собственник земли, зная, что земля необходима всем для сельскохозяйственного или промышленного производства, заставит желающего пользоваться землей, платить за неё стабильную арендную плату. Выделяется категория монопольной ренты. Она основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества. Строительная рента. Земли, предназначаемые для строительных целей, регулируются этим видом земельной ренты. Лесная рента. Земельную ренту в лесопользовании правомерно называть лесной рентой.

55 Предмет и метод макроэкономики. Макроэкономика – учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом. Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Анализ - метод познания, который предполагает, разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них. Синтез – метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Дедукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от общего к частному. Аналогия – перенос свойств с известного явления на неизвестное. Метод научной абстракции – состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несущественного. Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашнее хозяйство, фирма, государство, заграница) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег). Система национальных счетов (СНС) – балансовый метод комплексной взаимосвязанной характеристики экономических процессов и их результатов на основе системы макроэкономических показателей, объединенных в таблицы.

58 Роль макроэкономических показателей ВВП. ВВП (Валовый Внутренний Продукт) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны внутри государства за определенный период времени. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития и темпов экономического роста. Бывает: номинальный – выражен в текущих ценах данного года;  реальный – выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года.

Способы измерения ВВП: по расходам (по конечному использованию); по доходам (по распределительному способу); по добавленной стоимости.

59 Соотношения между основными показателями национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. В структуру СНС входят: домохозяйства, фирмы, государство, заграница. СНС содержит: Валовый национальный продукт, Валовый внутренний продукт, Чистый национальный продукт, Национальный доход, Личный доход, Располагаемый личный доход. ВВП по расходам: потребительские расходы (С)+валовые инвестиционные расходы (I)+гос. закупки (G)+чистый экспорт (Х). ВВП по доходам: заработная плата+арендная плата+процентные платежи+доходы собственников+прибыль корпораций+косвенные налоги+амортизация. ВВП по добавленной стоимости: суммирование всех добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств. ВНП=ВВП+ЧФД (Чистый факторный доход). ЧФД – это разница между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории этой страны. ЧНП по расходам: потребительские расходы (С)+чистые инвестиционные расходы (I)+гос. закупки (G)+чистый экспорт (Х). ЧНП по доходам: заработная плата+арендная плата+процентные платежи+доходы собственников+прибыль корпораций+косвенные налоги. НД = ЧНП-косвенные доходы. НД= заработная плата+арендная плата+процентные платежи+доходы собственников+прибыль корпораций. ЛД=НД-взносы на соц. страхование-налог на прибыль копрораций-нераспределенная прибыль копрораций+трансферты+проценты по гос. облигациям. РЛД=ЛД-индивидуальные налоги. РЛД=потребительские расходы (С)+сбережения (S).

60 Измерение уровня цен и уровня занятости. В экономике в условиях рыночных отношений особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу потребительских цен. С его помощью осуществляется оценка динамики цен и пересчет важнейших стоимостных показателей системы национальных счетов. Существует два способа расчета индексов цен: индексы цен Пааше и Лайспейреса.

Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.

— стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода

— фактическая стоимость продукции в базисном периоде

Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько подешевели или подорожали товары.

— фактическая стоимость продукции отчетного периода

— стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода

Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.

— уровень безработицы

— число безработных

— рабочая сила (занятые и безработные)

 

 

61 Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос ( AD ) – суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, фирма, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основные компоненты совокупного спроса: потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), гос. расходы (G), чистый экспорт (Х). AD = C + I + G + X . Неценовые факторы совокупного спроса: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение гос. расходов.

Совокупное предложение ( AS ) – общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. AS =зарплата+рента+прцент+прибыль. Неценовые факторы совокупного предложения: изменение цен на ресурсы, изменение в производительности (объем производства/общие затраты), изменения правовых норм: налоги и субсидии, гос. регулирование. Кривая AS состоит из трех отрезков: 1-кейнсианский отрезок, 2-промежуточный отрезок, 3-классический отрезок.

 

62 Проблема общего равновесия рынков. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. (Совокупный спрос и предложение смотреть выше). Макроэкономическое равновесие – такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; факторами производства и результатами их использования; совокупным производством и совокупным потреблением; совокупным предложением и совокупным спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками. Идеальное равновесие - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Реальное равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

 

64 Потребление и сбережения. Инвестиции. Потребление (С) – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Средняя склонность к потреблению (ARC) определяется как отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (Y): ARC = C/Y. Предельная склонность к потреблению (MRC) определяется как изменение потребления (ΔС) к вызываемому им изменению дохода (ΔY): MRC = ΔC/ΔY. Сбережения ( S ) – это временно отложенное потребление. Оно возникает тогда, когда доход и потребление не совпадают между собой. Средняя склонность к сбережениям (ARS) определяется как отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (Y): ARS = S/Y. Предельная склонность к сбережениям (MRS) определяется как отношение изменения в сбережениях (ΔS) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (ΔY): MRS = ΔS/ΔY. Инвестиции — это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. Они осуществляются в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг, а также вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Валовые инвестиции включают затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства. Чистые инвестиции равны валовым инвестициям за вычетом расходов на амортизацию основного капитала. Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги.

 

67 Инструментарий антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции. К основным инструментам антиинфляционной политики отно­сятся: преодоление бюджетного дефицита; регулирование государственного долга; денежная и кредитная политика; политика доходов; планы стабилизации; внешнеэкономическая политика.

Для сдерживания инфляции в условиях экономического роста, обычно применяется дефляционная политика, сущность которой заключается в ограничении роста: денежной массы; кредитов; дефицита государственного бюджета; заработной платы; платежеспособного спроса. Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста: предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям; снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики.

68 Экономический рост: сущность, типы, факторы. Экономический рост – скорость изменения объема реального ВНП или ВВП за определенный промежуток времени. Он является динамическим совокупным показателем, характеризующим состояние экономики страны в целом во временном аспекте. Типы экономического роста: 1) Экстенсивный – рост объема производства, происходящих за счет расширенного использования капитала, труда и природных ресурсов. 2) Интенсивный – рост ВВП, происходящий за счет улучшения качества факторов производства. Факторы экономического роста: а) труд, капитал, научно-технический прогресс, земельные ресурсы, предпринимательские способности; б) прямые (оказывают непосредственное воздействие на экономический рост), косвенные (способствуют более эффективному проявлению прямых факторов); в) факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения.

69 Государственное регулирование экономического роста. Основной инструмент регулирования – институты: правовые, регулирующие, институты развития человеческого капитала, институты координации и распределения рисков. Функции институтов: регулирование поведения контрагентов, организация процесса передачи информации, минимизация усилий субъектов на поиск друг друга и заключение контрактов между ними, спецификация и охрана прав собственности.

70 Занятость и безработица. Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Безработица-социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Виды: 1.Фрикционная безработица – временная незанятость, вызванная переходом работника с одной работы на другую по разным причинам (переезд в другой регион, окончание школы или института). 2.Структурная безработица. Связана с представителями устаревших профессий, которые либо представляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторами производства. 3. Естественная безработица – это необходимый резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости. Естественный уровень безработицы иногда называют уровнем полной занятости, или нулевой безработицей. 4.Циклическая безработица порождается циклическими колебаниями экономической активности. В апреле 2014г., уровень занятости населения экономической деятельностью составил 64,8%. В апреле 2014г. 4,0 млн. человек, или 5,3% экономически активного населения, классифицировались как безработные.

71. Сущность, виды и причины инфляции. Инфляция — денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении. Виды: 1) Инфляция спроса - вызвана нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Инфляция предложения (издержек) — это рост цен вследствие повышения издержек производства или сокращения совокупного предложения товаров. 2) Ожидаемая и неожидаемая инфляция. 3) Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно и несбалансированная инфляция - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций. 4) Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами и открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен (ползучая - (умеренная) — рост цен не более 10% в год, галопирующая - (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год, гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц) инфляция. Причины инфляции: нарушение пропорций воспроизводства: между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен; значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, обусловленный непроизводительными государственными расходами; чрезмерная эмиссия денег, нарушающая законы денежного обращения; милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность, является тяжелым бременем для государственного бюджета, увеличивает его дефицит и порождает его (дефицита) инфляционное финансирование; увеличение налогового бремени на товаропроизводителей; опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

72 Основные характеристики цикла. Длинные волны в экономике. Экономический цикл (волна) – периодические колебания деловой активности в обществе; интервал от одной высшей точки до другой высшей точки.

Характеристики цикла: Для подъема: увеличение запасов, рост производственных инвестиций, увеличение спроса на труд, повышение прибыли, расширение спроса на кредит, рост производства. Для спада: ликвидация запасов, сокращение производственных инвестиций, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибыли, ослабление спроса на кредит, сокращение объемов производства. Длинные волны – волны, связанные с открытиями или важными техническими нововведениями и их распространением. Их продолжительность составляет 40-60 лет. Теория длинных волн была разработана Кондратьевым, который выделил три большие волны: I. с конца 80 — начало 90-х гг. ХVIII в. до 1844-1851 гг.; II. с 1844-1851 гг. по 1890-1896 гг.; III. с 1890-1896 гг. приблизительно по 1939-1945 гг. Главную роль в смене циклов, по мнению Н.Д. Кондратьева, играют научно-технические новации.

 

75 Государство и его экономические функции. Экономические функции государства связанны с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики: 1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая способствует эффективному функционированию рынка. 2. Защита конкуренции - важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды (антимонопольное законодательство, регулирование цен в естественной монополии) 3. Регулирование денежного предложения. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики. 4.Перераспределение национального дохода. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение; трансфертные платежи; государственные социальные программы, установление предельного уровня цен на товары первой необходимости. 5. Перераспределение ресурсов. С точки зрения экономической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо обществу и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

76 Инструментарий государственного воздействия на экономику. Инструментами называются формы воздействия государства на экономический процесс, к ним относятся правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторская деятельность. Правовое законодательство. Формирование законов, законы функционирования различных АО, законы отношений между различными АО. Включает в себя антимонопольное законодательство. Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осуществление биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг. Аудиторская деятельность. С целью выявления как предприятие выполняет принятые государством законы. Инструменты государственного регулирования экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

77 Бюджетный дефицит и способы его фин



2019-08-13 159 Обсуждений (0)
Несовершенная конкуренция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Несовершенная конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)