Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.



2019-10-11 595 Обсуждений (0)
ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Цена – это денежное выражение стоимости товара (работы, услуги) или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договорённости. Категория цена тесно связана с такими экономическими категориями, как стоимость, ценность, полезность, редкость.

Цена отдельных товаров, как правило, отличается от стоимости. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости, который регулирует производство и обращение.

Существует несколько теорий стоимости. В основе трудовой теории стоимости лежат общественно-необходимые затраты труда. Согласно теории спроса и предложения, стоимость товаров проявляется в цене, в денежном выражении. В соответствии с теорией предельной полезности стоимость товара зависит от его предельной полезности (чем больше товара конкретного вида на рынке, тем меньше его ценность и наоборот). В соответствии с теорией альтернативной стоимости, которая объединяет все теории, стоимость купленного товара является для покупателя альтернативной стоимостью (покупая один товар, он отказывается от других).

Систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками.

1. В зависимости от вида товара различают цены на материальную продукцию, цены на строительную продукцию и цены на услуги (тарифы).

2. Цены на материальную продукцию по характеру обслуживаемого оборота делятся на оптовые, закупочные, отпускные и розничные.

Закупочные цены устанавливаются в случаях, когда закупки сырья и продукции у товаропроизводителей осуществляют государственные и коммерческие предприятия для их дальнейшей переработки. Элементами закупочной цены являются себестоимость; прибыль. Закупочные цены не включают акциз и НДС.

Оптовые цены – это цены, по которым реализуют продукцию предприятия-изготовители или крупные поставщики.

Отпускные цены (устанавливаются на товары народного потребления) определяются на основе оптовых цен, но включают полностью или частично расходы по транспортировке товаров до потребителей (покупателей). Отпускные цены зависят от того, на каком этапе движения продукции от производителя к покупателю происходит заключение сделки купли-продажи. Этот этап определяет вид отпускной цены франко, который показывает, в какой степени расходы по погрузке, транспортировке грузов включены в цену товара. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко: франко – станция отправления; франко – станция назначения; франко – склад покупателя.

Элементами отпускной и оптовой цены являются: себестоимость; прибыль; акциз, если товар подакцизный; НДС.

Розничные цены устанавливают на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемую через розничную сеть.

Структура розничной цены зависит от каналов товародвижения. При поступлении товара от предприятия-производителя непосредственно в торговую сеть структура розничной цены, будет следующей:

Себестоимость Прибыль Акциз НДС Торговая надбавка
отпускная (оптовая) цена с НДС

 

 
розничная цена

 

 

Если товар от предприятия-производителя поступает в торговую сеть через посредника, то структура розничной цены, будет следующей:

Себестоимость Прибыль Акциз НДС Оптовая надбавка НДС оптовой организации Торговая надбавка

Свободная отпускная оптовая цена

     

Цена закупки с НДС посредника

 

Свободная розничная цена

 

Торговая надбавка состоит из трёх элементов: издержки обращения, прибыль торговой организации и НДС. Начисляется торговая надбавка к свободной отпускной (оптовой) цене с НДС или к цене закупки с НДС.

Цена на строительную продукцию (сметная стоимость) – предельный размер затрат на строительство каждого объекта. Элементами сметной стоимости являются прямые расходы, накладные расходы и сметная прибыль.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто определяется предельный уровень таких цен, поэтому их называют лимитными ценами.

3. По степени обоснованности (характера ценовой информации) цены бывают нескольких видов. Базисные используются для определения сорта и качества товара в качестве исходной базы для определения цен на аналогичные товары. Фактические цены учитывают различные надбавки и скидки к базисной цене. Справочные цены публикуются в каталогах, справочниках и используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию. Прейскурантные цены - вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах производителей или продавцов. Прогнозные цены - цены, используемые в экономических прогнозах.

4. По способу фиксации применяют цены контрактные (договорные) (устанавливаются по согласованию сторон и регистрируются в контракте), трансфертные (внутрифирменные расчетные цены, которые применяются в расчетах между подразделениями или дочерними компаниями, входящими в состав крупной корпорации), биржевые цены (котировки).

5. По времени действия различают следующие виды цен. Постоянные или твердые не изменяются в течение всего срока поставки. Текущие (цены с последующей фиксацией), устанавливаются на момент поставки и могут меняться в течение выполнения одного контракта в зависимости от коньюнктуры рынка. Сезонные цены действуют в течение определенного периода. Скользящие устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления, в контракте устанавливается структура цены по основным элементам затрат на ее изготовление. Ступенчатые цены - это ряд последовательно снижающихся цен по предварительно установленной шкале в обусловленные моменты времени. Подвижными называются цены, когда в контракте устанавливается порядок их пересчета, если к моменту поставки товара изменилась его рыночная цена в пределах 5% от фиксированного уровня.

6. В зависимости от степени участия государства цены делятся на свободные (рыночные) и регулируемые (фиксированные или предельные).

7. В зависимости от вида рынка различают следующие цены. Цена спроса (максимальная цена, которую заплатит за товар покупатель), цена предложения (минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар); цена «падающий лидер» (минимальная цена для рекламируемых товаров); демпинговые цены (цены, установленные ниже себестоимости с целью вытеснения конкурентов с данного рынка и увеличения объема продаж, запрещены законодательно).

Как экономическая категория цена выполняет ряд важнейших функций.

Измерительная функция цены состоит в том, что благодаря цене удается определить стоимость товара, исходя из цены рабочей, силы измеряется заработная плата. С измерительной функцией цены связана соизмерительная функция, которая заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Цена может отражать полезность товара, если цена адекватно отражает полезность товара.

Учетная функция цены состоит в следующем. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей (ВВП, НД, капитальные вложения, объем товарооборота, объем продукции предприятия). Цена, таким образом, используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Распределительная функция цены заключается в том, что с помощью механизма цен происходит, перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли. Эта функция реализуется также через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником формирования бюджетов различных уровней.

Функция сбалансирования спроса и предложения (регулирующая) выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может и должна стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.

Цена выполняет социальную функцию, с изменение цен связаны структура и объемы потребления, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи

Функции цены взаимосвязаны и образуют единую систему, их действие взаимно перекрывается, этим объясняются трудности практического ценообразования.

Ценообразование – это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой стороны, - способ формирования цены, технологию ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Основные задачи ценообразования - обеспечение выживаемости предприятия; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке

Цена может устанавливаться в трёх вариантах: минимальный уровень цены, определяемый затратами, максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.

На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы).

Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:

Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель.

 

ФИНАНСЫ

Финансы предприятий (организаций)– денежные отношения предприятия, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, а также их использованием на выполнение внешних обязательств, финансирование затрат на расширенное воспроизводство, социальное обслуживание и материальное стимулирование персонала предприятия.

Финансы предприятия выполняют следующие функции: контрольную, распределительную, стимулирующую и функцию формирования и использования денежных фондов.

Распределительная функция финансов состоит в распределении финансовых ресурсов по различным направлениям в соответствии с их экономическим назначением и существующим законодательством: выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами, формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонд возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Контрольная функция финансов заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием денежных средств при помощи показателей финансовой отчетности и оперативного учета. Контрольная функция или финансовый контроль осуществляются по трем направлениям: внутри предприятия во взаимоотношениях между подразделениями, в связях с внешней средой (контрагентами), по линии государственной налоговой инспекции.

Стимулирующая функция проявляется в рациональной организации финансов предприятия, которая способствует повышению эффективности деятельности предприятия.

Функция формирования и использования фондов предприятия состоит в образовании уставного, резервного и страховых фондов, фонда накопления и фонда потребления. Фонды предприятия создаются для обеспечения хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, расширенного воспроизводства, финансирования научно-технического прогресса, освоения новой техники и технологий, экономическое стимулирование персонала предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров, выбывшего имущества, а также путем привлечения внешних источников финансирования. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми и другими организациями. Кроме того, финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также используются для экономического стимулирования работников предприятия

По источникам образования финансовые ресурсы предприятия делятся на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов предприятия относится: уставный капитал, фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности, прочие взносы физических и юридических лиц.

Уставный капитал (фонд) - минимальный размер имущества предприятия, который формируется на момент создания предприятия; определяет право участников предприятия на осуществление управления и распределение прибылей; гарантирует возврат по долгам кредиторам; является финансовой основой для функционирования предприятия.

Уставный капитал формируется в момент создания предприятия.

Формирование уставного капитала связано с особенностями организационно-правовых форм хозяйствования: для унитарных предприятий – уставный фонд, для товариществ – складочный капитал, для обществ с дополнительной ответственностью – уставный капитал, для акционерных обществ – акционерный капитал, для производственных кооперативов – паевой фонд.

Уставный капитал предприятия – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности, может формироваться за счет денежных средств и других активов (ценные бумаги, земля, транспорт, интеллектуальная собственность и т. п.), оценку которых, проводят сами участники создаваемого предприятия.

Резервный капитал – часть накопленного капитала предприятия. Формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строгоцелевое назначение. В частности, законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах. Средства резервного капитала предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств.

Нераспределенная прибыль – часть накопленного капитала организации (фирмы), аккумулирующая не выплаченную в виде дивидендов прибыль, которая является внутренним источником финансовых ресурсов предприятия.

Предприятия могут получать средства для осуществления мероприятий целевого назначения от вышестоящих организаций, физических лиц, а также из бюджетов. Бюджетная помощь может выделяться в виде субвенций и субсидий. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые предприятию на условиях долевого финансирования целевых расходов, данные средства являются частью собственного капитала предприятия.

Таким образом, собственный капитал - часть стоимости активов предприятия, достающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц. Оценка собственного капитала может быть выполнена формально (по данным текущего учета и отчетности, или по рыночным оценкам) или фактически - в случае ликвидации предприятия.

К заемным источникам формирования финансовых ресурсов относятся финансовые и товарные кредиты; выпуск облигаций и других ценных бумаг; внутренняя кредиторская задолженность; суммы, полученные под залог; временная финансовая помощь.

К финансовым кредитам относятся банковский кредит и финансовый лизинг. Банковские кредитные ресурсы – это ссуды в денежной форме на условиях возвратности с уплатой процентов. Долгосрочные кредиты используют, как правило, для приобретения основных производственных фондов. Краткосрочные кредиты применяются при недостатке собственных оборотных средств на оплату приобретаемых материальных ценностей, выплату заработной платы, для перечисления налоговых платежей и других текущих расходов предприятия.

Товарный (коммерческий) кредит может предоставляться в форме краткосрочной отсрочки платежа или в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя.

Предприятие может получать ресурсы путем выпуска облигаций. Облигации – это разновидность ценных бумаг, выпускаемых в качестве долговых обязательств.

Товарный (коммерческий) кредит может предоставляться в форме краткосрочной отсрочки платежа или в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя.

Внутренняя кредиторская задолженность представляет собой задолженность по заработной плате и начислениям на заработную плату, минимальную задолженность по налогам и сборам и др.

По данным бухгалтерского баланса заемный капитал - денежная оценка средств, предоставленных предприятию на долгосрочной основе третьими лицами. Заемный капитал подлежит возврату на условиях, которые возврата оговариваются на момент его мобилизации; величина заемного капитала, отраженного в балансе со временем не меняется.

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами

Доходами организации (для целей бухгалтерского учета) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности предприятия доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы, прочие поступления, в том числе чрезвычайные доходы. (Приложение)

Критерием отнесения доходов к тому или иному виду являются степень его соответствия предмету деятельности и степень влияния на финансовый результат. Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров, выполнение работ и оказание услуг производственного назначения, с целью осуществления которых создано предприятие. Предмет деятельности указывается в уставе предприятия.

Доходы от обычных видов деятельности возникают в результате хозяйственных операций, относящихся к основному предмету деятельности предприятия. Доходы от обычных видов деятельности называются выручкой, доходом от продаж или доходом от реализации (для целей налогообложения).

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее определенных, а также выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации для целей налогообложенияопределяется по моменту отгрузки продукции, выполнению работ или оказанию услуг потребителю и предъявлению потребителю расчетных документов независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату

Выручка от реализации может определяться кассовым методом (по моменту поступления денежных средств за продукцию, работы или услуги на расчетный счет), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации (нетто) не превышает установленного минимума (1 миллион рублей в квартал).

Выручкой от реализации продукции(работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия:

- выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств;

- процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии.

Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, выплату заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.

Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки, (денежная форма поступления средств за отгруженную продукцию (работы, услуги), регулярность поступления, источник различных платежей предприятия) не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее, прежде всего, необходимо возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:

– в сфере производства: объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и др.;

– в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;

– не зависящие от деятельности предприятия: нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателей средств.

Операционные доходы (выручка от реализации имущественных прав) включают поступления, связанные с предоставлением во временное пользование активов предприятия; предоставлением за плату объектов интеллектуальной собственности; проценты и иные доходы по ценным бумагам, поступления от продажи основных средств и других активов, и др.Величина данных доходов зависит от активности предприятия на фондовом рынке, размера финансовых вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг.

Внереализационные доходы предприятия включают: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; поступления в возмещение причиненных убытков; прибыль прошлых лет, признанная в отчетном году; курсовые разницы; активы, полученные безвозмездно; сумма дооценки активов; выявленная в результате инвентаризации стоимость излишков материально-производственных запасов; суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока давности и прочее. Внереализационные доходы отражают состояние договорной дисциплины между предприятием и его контрагентами

Чрезвычайные доходы представляют собой поступления от чрезвычайных обстоятельств (страховые возмещения).

 

 


Примеры решения задач

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Задача 1.

В швейном цехе работает 25 швейных машин. Мощность каждой 3,2 кВт. Коэффициент использования мощности у 15 швейных машин 0,92, у 10 машин - 0,87. Цена 1 кВт- часа электроэнергии 2,4 руб. Простои оборудования в ремонте – 7%. Швейные машины работают в 1 смену продолжительностью 8 часов. Количество рабочих дней в году – 250. Определить сумму годовых затрат по статье «электроэнергия на технологические цели».

Решение

1. Суммарная мощность всех машин:

 

(15 0,92 + 10 0,87) 3,2 = 72 кВт

  1. Стоимость электроэнергии :

 

72 кВт 2,4 руб./кВт (1-0,07)= 160,7 руб.

3. Сумма годовых затрат на электроэнергию составит:

 

160,7 8 1 250 = 321400 руб.

Задача 2

В отчетном году себестоимость товарной продукции составила 450,2 тыс. руб., затраты на рубль товарной продукции составили – 0,89 руб. В плановом году затраты на 1 рубль товарной продукции установлены 0,85 руб. Объем производства возрастет на 8%. Определить себестоимость товарной продукции в плановом периоде.

Решение

1. Объем товарной продукции в отчетном периоде:

руб.

2. Объем товарной продукции в плановом периоде:

 

руб.

3. Себестоимость товарной продукции в плановом периоде:

 

руб.

Задача 3.

Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составила 380,5 тыс. руб. В отчетном периоде предполагается повысить производительность труда на 6% и среднюю заработную плату на 4%. Объем производства возрастет на 8% . В результате проведения мероприятий по сокращению расходов постоянные расходы в плановом периоде останутся без изменения. Удельный вес заработной платы в себестоимости продукции – 23%, постоянных расходов – 20%. Определить процент снижения себестоимости товарной продукции и экономию расходов на предприятии.

Решение

1. Снижение себестоимости в результате роста производительности труда и увеличении заработной платы в процентах:

2. Снижение себестоимости в результате увеличения объема производства при неизменной величине постоянных расходов:

3. Снижение себестоимости товарной продукции за счет обоих факторов:

4. экономия от снижения себестоимости продукции:

руб.

Задача 4

По отчетным данным установлена экономия расходов на материалы. Нормы расхода материалов в результате соблюдения режима экономии уменьшены на 8%. В результате инфляции цены выросли на 3%. Себестоимость товарной продукции по отчету составила 120,6 тыс. руб., затраты на сырье и материалы – 80,8 тыс. руб. Определить снижение себестоимости товарной продукции в результате влияния указанных факторов.

Решение

1. Доля материальных затрат в себестоимости продукции:

2. Изменение себестоимости товарной продукции:

 

Задача 5

Предприятие заключило долгосрочный договор на ежегодную поставку 1,5 млн. изделий. Договорные обязательства могут быть обеспечены одним из двух вариантов.

1. Приобретение оборудования производительностью 2 млн. изделий в год.

2. Приобретение двух единиц оборудования производительностью 0,8 млн. изделий в год.

Себестоимость производства одного изделия по каждому варианту при 100% загрузке оборудования приведена в таблице.

 

Статьи затрат

Оборудование производительностью

2 млн. изделий в год 1,6 млн. изделий в год
1. Сырье и материалы 950 950
2. Топливо, энергия 80 85
3. заработная плата с начислениями 65 75
4. Амортизация 130 140
5. прочие расходы 105 110
Себестоимость 1330 1360

 

Определить лучший из вариантов по критерию себестоимость производства.

Решение

Показатели

Варианты

1 2
1.Использование производственной мощности
2. Условно-переменные расходы, руб./т.
3. Условно-постоянные расходы, руб./т.
4.Итого себестоимость

 

Лучшим по себестоимости является второй вариант.

 



2019-10-11 595 Обсуждений (0)
ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)