Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные функции техники.



2019-10-11 902 Обсуждений (0)
Социальные функции техники. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1. Техника

История техники и технологии – это сравнительно молодая наука, которая начала складываться в качестве самостоятельного раздела в конце позапрошлого столетия в 1892 г. во Франции. С этого времени начинается период более или менее ускоренного развития истории техники и технологии.

История техники и технологии – наука, к особенностям которой относятся:

ü комплексность (гуманитарная, естественная и техническая дисциплина; изучает деятельность персоналий, общественные системы, научно-технические объекты).

ü интегративность  (объединяет на новом уровне достижения отдельных научных направлений).

ü динамичность (постоянно изменяется и пополняет базу новыми знаниями и фактами).

Предметом исследования данного направления является: получение и обоснование знания о истории техники и технологии в различных культурно-исторических условиях.

Понятие техники.

Знания и производственный опыт, накопленные человечеством в процессе развития общественного производства, нашли свое отражение в таком понятии, как техника.

Содержание понятия техники исторически формировалось и трансформировалось отражая развитие способов производства и средств труда.

Первоначальное понятие техники отражает саму деятельность человека и ее качественный уровень. Затем понятие техники отражает определенный способ изготовления и обработки. В ремесленном производстве индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приемов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И наконец понятие техники переносится на материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства, и техникой называют различные приспособления, обслуживающего производства, а также некоторые объекты этого производства.

Существует множество определений техники:

ü  греческое «техне» - ремесло, искусство, мастерство;

ü совокупность приемов и правил выполнения чего либо;

ü деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире;

ü система орудий и машин;

ü средства труда в широком смысле;

ü все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться;

ü техника является системой действий, посредством которых человек стремится достичь осуществления внеприродной программы, то есть осуществления самого себя;

ü совокупность материальных объектов, производимых обществом;

ü совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей;

ü система искусственных органов деятельности человека;

ü собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.

В энциклопедическом словаре понятие «техника» определяется в двух значениях: «… совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества». Там же определяется основное ее назначение: «полная или частичная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности».

Второе значение слова: «совокупность приемов и правил выполнения чего-либо…».

Согласно Карлу Ясперсу смысл техники – в освобождении человека от подчинения природе с ее бедствиями, опасностями и ограничениями. Техника направлена и на удовлетворение человеческих потребностей, но вместе с тем она и создает для человека новые потребности.

Приведенные определения техники можно объединить в три основные группы. Их можно представить следующим образом:

ü техника как искусственная материальная система;

ü техника как средство деятельности;

ü техника как определенные способы деятельности.

 

техника как искусственная материальная система техника как средство деятельности техника как определенные способы деятельности
выделяет одну из сторон существования техники, относя ее к искусственным материальным образованиям. Но не все искусственным материальным образования являются техникой (например, продукты селекционной деятельности, которые обладают естественной структурой). Техника трактуется как средство труда, средство производства, орудия труда и т. д. Иногда техника определяется сразу и как средства, и как орудия. Но это не корректно, так как и то и другое понятия лежат в одной плоскости рассмотрения и средства труда являются более широким понятием по отношению к орудиям труда. Но этой сущности скорее соответствует понятие «технологический процесс», который, в свою очередь, является элементом технологии
Примеры! Примеры! Примеры!

 

 

Исходным моментом для понимания техники является труд, как процесс, совершающийся между человеком и природой. Элементами процесса труда являются целесообразная деятельность, предмет труда и средства труда.

К технике относятся все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться. Возможности техники зависят от степени познания законов природы. Только исходя из общественных условий, в рамках которых осуществляется развитие техники, можно понять направление ее развития.

Три особенности развития техники:

ü ее развитие не прекращается при смене одного общественного строя другим;

ü глубокие революционные преобразования техники происходят путем постепенного накопления элементов нового качества с одновременным отмиранием элементов старого;

ü техника в своем развитии прямо и непосредственно связана с законами естествознания.

История техники есть наука, показывающая развитие средств труда в системе общественного производства как в связи с формами и приемами труда, так и, особенно, в связи с объектом (предметом) труда.

С точки зрения естественных наук история техники показывает, как человек все больше и глубже овладевает законами природы, обеспечивая более глубокое и разностороннее использование и применение вещества и энергии природы.

С точки зрения социальной история техники вскрывает общественные движущие силы, общественные условия развития техники и показывает роль отдельных творцов техники.

 

 (цель!) Основное назначение техники — избавление человека от выполнения физически тяжёлой или рутинной (однообразной) работы, чтобы предоставить ему больше времени для творческих занятий, облегчить его повседневную жизнь.

Задачи техники:

ü Создание материальных и культурных ценностей

ü Производство, преобразование и передача различных видов энергии

ü Сбор, обработка и передача информации

ü Создание и использование различных средств передвижения

ü Поддержание обороноспособности

Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека.

Таким образом, техническими объектами являются:

ü материальные явления;

ü искусственные явления.

Однако очертить четкие границы понятия технических объектов крайне сложно. И для анализа развития техники необходима инвариантная модель, которая позволяла бы на каждом этапе развития техники выявлять ее специфическое состояние.

Такой моделью является понятие «технического объекта».

Понятие «технический объект» обозначает такое техническое явление, которое обладает всеми основными признаками общего класса технических образований. Отдельный технический объект является наиболее полной единичной клеткой технического мира (техносферы).

Таким образом, технические объекты – это такие образования, которые, выполняя функцию средства человеческой деятельности, интегрируют в себе основные стороны деятельности человека (материальную, научную, художественную).

Все другие образования существуют относительно самостоятельно и образуют смежные явления, представляющие отдельные части целого. К ним можно отнести: явления духовной жизни человека; произведения искусства; используемые неизмененные природные формы; технические системы, обладающие искусственной природой, но не выполняющие целостной социальной функции.

Техника во всех значениях является результатом технической деятельности, поэтому основаниями типологии технических объектов следует выделить компоненты деятельности: субъект деятельности, объект, средства, процесс и результат.

ü Техника – средство, которое должно направляться определенным образом. Границы техники в том, что она не может существовать сама по себе, для себя. Она всегда остается средством. Поэтому техника двойственна.(Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Сама по себе она нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять. Направленность техники не может быть выведена из самой техники. Человек должен сам найти путь к управлению техникой.)

ü Техника господствует только над механизмами, над безжизненным, универсальным. Во власти техники всегда лишь механически постигаемое.( Она преобразует свой предмет в механизм, а тем самым в аппарат и машину. Техника ограничена тем, что она заключена в сфере безжизненного. Воздействовать на живое может лишь в том случае, если она оперирует им как чем-то, превратившимся в неживое.)

ü Техника всегда связаны с ресурсами и видами энергии, которые ограничены.( Техника нуждается в ресурсах и в энергии, которыми она оперирует. Поскольку то и другое дано человеку в ограниченном количестве, техника использует то, что восстановить она уже не может.)

ü Техника связана с людьми, которые реализуют ее своим трудом.( Люди должны хотеть служить технике. То, чего человек требует в силу самой своей природы, становится решающим, когда достигается граница, за пределами которой он отказывается жить или, рискуя жизнью, восстает. Тогда либо нарушается действие технического механизма, либо сам механизм разрушается.)

ü Техника ограничена в своих открытиях возможной целью и ее характер определен ее концом.( Время от времени делаются новые открытия, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшим открытиям, о возможности которых раньше и не подозревали и для которых прежние открытия служили предпосылками. К подобным открытиям нового типа относится дизельный двигатель, а в наши дни – атомная энергия. Граница этого продвижения окажется достигнутой, вероятно, тогда, когда все доступное человеку будет открыто.)

В процессе развития техники искусственные формы природы постепенно вытесняют используемые естественные формы..Начиная от самых простых, человек последовательно создает искусственные формы все большей сложности.

Техника появилась вместе с возникновением человека и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации и не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим мировосприятием. Наука была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники.

Античная наука была комплексной по своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и не принимала организованных форм и дисциплинарности. Понятие техники также существенно отличалось от современного. В античности понятие «технэ» включало и технику, и техническое знание, и искусство, но оно не включало теорию.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменилось лишь незначительно. Инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней культуры Ренессанса.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Выдвигался идеал новой науки, способный решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал в конечном итоге привел к дисциплинарной организации науки и техники.

Итак, в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.

Характер возникновения и развития искусственных образований (техники) существенно отличается от естественных, так как развитие техники обуславливается не естественной эволюцией, а деятельностью человека. До настоящего времени в естественной эволюции можно было выделить три основные этапа:

ü неживая природа,

ü живая природа

ü современная социальная среда.

 Следовательно, человек в своей практической деятельности может последовательно осваивать эти три уровня сложности материи.

Первым является освоение закономерностей структуры неживой материи. Их знание позволяет создавать материалы с заранее заданными свойствами и на этой искусственной предметной основе создавать технические образования. Это первая группа технических образований, выделенная по природе их предметной основы. В человеческой деятельности они могут выполнять самые различные социальные функции (книги, инструменты и т. д.).

Природа предметности технических образований, основанных на отдельных процессах живой материи, может быть названа биологической, хотя ни органических соединений, ни естественных биологических процессов в них нет. Появление технических образований, основанных на подобных процессах, приводит к качественному изменению всего человеческого производства (тепловые двигатели).

Последней группой технических образований может быть техника, основанная на реализации процессов, присущих только социальной материи.

Таким образом, технические образования обладают двойственной природой. В своей человеческой сущности они всегда социальны, так как выполняют социальную функцию. Природа технического образования может быть физической, химической, биологической или социальной, в соответствии с тем процессом, который лежит в основе реализации человеческой функции.

Типологии реальных технических объектов или искусственных материальных образований весьма многообразны и многочисленны.

В свое время была предложена классификация форм, используемых человеком природных материальных образования:

ü использование готовых природных форм и процессов;

ü изменение природных объектов, которое влечет за собой создание форм, аналогичных естественным;

ü предание предметам новых черт, не вытекающих из их внутреннего саморазвития;

ü «наложение» на предметы и явления черт, присущих человеку.

Данная классификация охватывает все материальные образования, существующие в пределах человеческой деятельности, то есть техников в широком значении как искусственную материальную среду.

Социальные функции техники.

Существование любого технического объекта связано с его функцией, то есть свойством, которое используется в человеческой деятельности.

Внешние свойства технического объекта или его функция обусловлены, с одной стороны, внутренними свойствами технического объекта как материального образования; с другой стороны, технические объекты входят в систему производительных сил общества.

Являясь элементом человеческой деятельности, технические объекты выполняют прямую социальную функцию.

Прямая функция техники – опосредованное техникой взаимодействие человека и природы.

Обратная функция техники – воздействие технических образований, всей системы техники на человека и общество. Таким образом, прямая и обратная функции – это стороны взаимодействия в совокупности всех связей системы: человек – техника – природа. Основаниями выделения функции техники являются:

1. Природные основания, являющиеся основой существования искусственных материальных образований.

2. Свойства человека как биологического существа, которые выступают материальной основой взаимодействия человека и природы.

3. Система личности как совокупность свойств, раскрывающая меру человека.

4. Система общества как определенная организация деятельности в обществе.

Система функций техники образуется в результате наложения данных четырех инфраструктур. Раскрывается система прямой функции техники как совокупного средства любой человеческой деятельности. Система обратной функции в принципе соответствует системе прямой функции, но проявление обратной функции носит не прямолинейный характер (поэлементное соответствие) , а так называемый “матричный” . Это означает, что функция социализации и организационная функция техники как аспекты обратного воздействия техники на человека и общество проявляются во всей своей системной полноте.

Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой, техническими средствами, способами современного индивида – это непосредственное физическое воздействие, приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и овладения социальной деятельностью, смоделированной в технических образованиях.

Природа и техника.

Главное в технической деятельности – это производитель. Техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе.

Природа, которую видит перед собой человек в своей технической деятельности, - это то механическое и познанное исследованием невидимое (например, электричество) , которым можно оперировать в неизменных рамках механической среды.

Техника может либо полностью отдалить человека от природы, оттеснив ее бессмысленным использованием технических достижений, либо приблизить его к познанной природе невидимого. Техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе.

ü Красота технических изделий. Транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм.

ü Техника дает огромное расширение реального видения.

ü Складывается новое мироощущение. Пространственное ощущение человека с появлением современных средств связи и сообщений расширилось до предела всей планеты.

Тенденции развития современной техники

Качественные изменения техники связаны с такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.

Развитие функций техники – это развитие функций человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых нет у человека, то это будет уже не техника.

Анализируя современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый – это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автоматизированного производства.

Автоматизированное производство существует пока скорее гипотетически, и каким должно быть автоматическое производство – это вторая и наиболее сложная сторона развития современной техники.

Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:

ü тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек – природа;

ü усложнение и развитие вариативных социальных функций техники;

ü качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.



2019-10-11 902 Обсуждений (0)
Социальные функции техники. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные функции техники.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)