Вопрос № 10 закон взаимоперехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм развития, его поступательность);
Структура философии: -онтология(учение о сущности бытия Функции философии: 1)мировоззренческа я (какую фил-ю усвоить, такое и будет мировоззрение) Вопрос №3 В итоге, по Канту, субъект познает лишь то, что создал сам, благодаря своим чувственно-разумным способностям. Роль объекта в познании сводится к минимуму. Воздействующий на человека мир вещей – это мир “вещей в себе”, которые лишь “провоцируют” наши познавательные потенции к действию. Познанию человека он недоступен, субъект познает лишь явления, феномены вещей, предметов. Конечно, сомнений в существовании мира вне человека нет. Но сущности “вещей в себе” (ноумены) субъекту недоступны. Здесь, считает философ, следует ограничить возможности науки и освободить место вере. Схематично динамику познавательного процесса можно выразить так: “вещь в себе” - чувственная обработка данных – осмысление рассудком полученной информации с помощью понятий-категорий – новое знание о явлениях (феноменах). Таким образом, Кант “загнал” противоречия объекта и субъекта вглубь знания. Его философскую концепцию называют дуализмом, как и у Р. Декарта. Субъект и “вещи в себе” различны и несоизмеримы. Позже Г. Гегель заметил, что в познании Кант слишком далеко развел, по сути полностью оторвал сущности вещей от их явлений.
* Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком. § Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие. § Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. § Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. Вопрос №5 онтология –учение о сущности бытия. Субстанция - (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития Вопрос №6 Диалектика как теория развития Диалектика:1) учение о развитии как объективном процессе(онтология) Истор. Типы диал-ки:1) стихийная; 2) идеалистическая; 3) материалистическая Принципы диал-ки:1) всеобщей связи(универс. Взаимообусловленность всех людей и процессов бытия).2)развития(необратимое, определённо-направленное и закономерное ихменение. Приводящее к появлению нового качества). 3)системности 9) Закон – это объективный, существенный, необходимый и повторяющийся вид связи между явлениями или их сторонами. Можно выделить три группы законов по степени общности их действия: частные, общенаучные и всеобщие. Всеобщими в диалектике являются три закона: 1) закон единства и борьбы противоположностей (характеризует источник, двигательную силу развития); 2) закон взаимоперехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм развития, его поступательность); 3) закон отрицания отрицания (характеризует форму развития и его направленность). Категорией, в которой сфокусировано содержание закона единства и борьбы противоположностей является “диалектическое противоречие”. Это такой вид взаимоотношения между взаимоотрицающими , взаимоисключающими противоположностями, при котором они сохраняют и воспроизводят условия своего единства: взаимообусловленности, равновесия, перехода друг в друга. Благодаря этому каждый объект сохраняет себя как данный и, в то же время, объективно содержит необходимость своего изменения. Конфликтность (борьба) противоположных тенденций и сторон, разрешение этого конфликта ведут к превращению в другой объект, являются источниками саморазвития. Единство временно, относительно. Борьба взаимоисключающих противоположностей – абсолютна Вопрос № 10 закон взаимоперехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм развития, его поступательность); Категории, выражающие содержание и суть закона взаимоперехода количественных изменений в качественные – это “мера” и “скачок”. Значение меры двояко. С одной стороны, она выражает взаимообусловленность данного качества данным количеством. С другой, - она характеризует границы допустимых количественных изменений, в пределах которых сохраняется данное качество. За этими границами меры оно превращается в новое качество, которому теперь будут соответствовать и новые количественные характеристики. Процесс перехода от одной границы меры к другой называется “скачок”. Виды скачков зависят от структурно-функциональных особенностей самих систем, а также и от условий их внешнего взаимодействия.
Вопрос №11 закон отрицания отрицания (характеризует форму развития и его направленность). Второе отрицание – это снятие противоположности, то есть прекращение существования тех тенденций и свойств, которые превратили явление в противоположное и поддерживают его бытие как противоположности. В результате явление как бы возвращается к первоначальному состоянию, но уже в другом качественном состоянии, в других, новых условиях и отношениях. Данным законом форма развития характеризуется как необратимая, поступательная, цикличная, с возможностями “возврата” и повторения своих прежних характеристик и свойств, но на более высокой ступени развития. Поэтому в целом направленность развития характеризуется как прогрессивная, по разворачивающейся спирали. Вопрос №17 Практика- конкретная деят-ть людей по преобразованию окруж мира и самого чел-каВиды:1) материальное произ-во; 2) управленческая деят-ть;3)научный эксперимент ФНК пр-ки: основа познания, цель познания, результат п-я, критерий истины Роль практики не ограничивается использованием ее в качестве критерия истины. Однако вначале дадим определение, что такое практика. Под практикой, в отличие от теории, понимают чувственно-предметную деятельность людей. Практика включает в себя не только мораль, но и материальную деятельность. Она выполняет функцию основы познания. Без объективирования в чувственно-материальной форме знание, теория “застывают” в своем развитии.Теория проникает в глубь явления, тогда как практика, реализуя теорию, расширяет пространство сознания вширь. Реализованные в предметах человеческой деятельности, идеи начинают “жить” своей второй жизнью. При этом обнаруживаются новые свойства объектов. Познание – бесконечный процесс смены теоретической и практической ступеней. Вопрос № 16 По различным основаниям науки разделяют: 1) по предметам познания – на естественные, социальные и антропологические, имеющие свою внутреннюю структуру; 2) по удаленности от практики - на фундаментальные и прикладные; 3) по методам и способам познания научное знание обладает еще более сложной структурой Метод научного познания – это приемы, способы и операции, то есть орудия для получения знаний. По степени общности разделяют методы специальные, общенаучные и универсальные (философские). Специальные методы применяются в рамках отдельных наук. Например, метод спектрального анализа в физике Основными методами на теоретической ступени, чаще применяемыми в фундаментальных, нежели в прикладных науках, являются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и описательный Гипотеза- предположение, которое может быть опровергнуто сопоставление с экспериментальными фактами. описательный метод. Описание может быть словесным, графическим, схематическим.. Вопрос Познание-процесс целенаправленного отражения действий Основные формы познания: *чувственное, *рациональное, *иррациональное Вопро 13 *чувственное(ощущение, восприятие, представление) Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. 7 вопрос В современной диалектике к базовым категориям относят: · Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. · Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. · Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. · Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. · Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. · Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. 18 вопрос § наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; § эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; § измерение - определение отношения измеряемой величины к § эталону (например, метру); § сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся: § анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); § синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; § классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); § абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); § формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.); § аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; § моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); § идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); § дедукция - движение от общего к частному; § индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению. Предельно общими методами-подходами являются философские методы: § метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами; § диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.
8 вопрос ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare — определять и in — отрицание) — противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени. Детерминизм признает всеобщую закономерную связь между явлениями, т. с. считает, что любое явление связано с другими явлениями, имевшими место в прошлом, и обусловлено ими. Индетерминизм отвергает какую-либо связь между явлениями во времени.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |