Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и методология науки: общие проблемы»



2019-10-11 160 Обсуждений (0)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и методология науки: общие проблемы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерный перечень вопросов к экзамену

По дисциплине «История и методология науки о рекреации и туризме»

Уч.г., 1 сем., 43.04.02- Туризм

1. Предмет и задачи философии науки.

2. Предмет и задачи методологии науки.

3. Взаимодействие методологии науки с другими дисциплинами.

4. Понятие методологической культуры и её функции.

5. Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы.

6. Проблема объекта и субъекта познания.

7. Понятие знания и его типы.

8. Проблема источника знания: сенсуализм и рационализм, трансцендентализм, иррационализм.

9. Классическая концепция истины и её альтернативы.

10.Современное представление о предмете, структуре и функциях

социально-гуманитарных наук.

11.Сходство и различие естественных и социально-гуманитарных наук.

12.Понимание и объяснение в социально-гуманитарных науках.

13.Специфические средства и методы социально-гуманитарных наук.

14.Применение метода анализа документов для анализа состояния.

современной туристской индустрии.

15.Метод включенного наблюдения как один из путей выявления проблем современной индустрии туризма.

16.Метод экспертной оценки в решение проблем современной туристской индустрии.

17.Технология метода опроса и эффективность его применения для решения проблем индустрии туризма.

18.Метод эксперимента.

19.Обработка результатов исследования.

20. Истоки научных знаний о рекреации и туризме.

21. Методы туристско-рекреационных исследований.

22. Характеристика основных этапов выполнения научно-исследовательской работы.

23. Рекреация и туризм как объект междисциплинарных исследований.

24. Процесс развития отечественной школы рекреационной географии.

25. Современные общенаучные подходы к исследованию рекреации и туризма.

26. Модель научного знания Т.Куна.

27. Истина в научном познании: основные подходы.

28. Проблема способов проверки истины: верификация и фальсификация.

29. Научный метод, его структура и типология.

30. Методы и формы знания эмпирического уровня научного исследования.

31. Методы и формы знания теоретического уровня научного исследования.

32. Проблема как начало исследования и форма знания.

33. Понятие «научный факт», фактуальное знание и его место в структуре исследования.

34. Научная теория как форма научного знания.

35. Гипотеза и ее роль в научном познании.

36. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования. Их специфика в гуманитарной науке.


 

Рекомендуемая литература:

 

1. Байкова И.М., Кострюкова О.Н. «Зеленые» и «синие» технологии в туризме и гостеприимстве/”Green” and ”blue” technologies in tourism and hospitality / XV Международный экологический "День Балтийского моря"/XV International Environmental Forum “Baltic Sea Day”, 19-21 марта 2014 г, Сборник материалов/Thesis Collection-СПб.Человек

2. Байкова И.М., Кострюкова О.Н. The Gulf Of Finland: Social and Economic Problems of St. Petersburg in Conditions of the Natural Environment Change.- Scientific workshop “ Using modelling as a tool to ensure sustainable development of the Gulf of Finland-Baltic Sea ecosystem”, the Finnish Environment Institute and Baltic Earth (SYKE), the Gulf of Finland Year 2014. Helsinki. No 4, November 2014. – 25 с.

3. Биржаков М.Б. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик / В. Э. Багдасарян, М.Б. Биржаков, В.Ю. Бобылев, С.Ю. Житенев, И.Б. Орлов, Ю.С. Путрик, А.А. Федулин — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 256 с.

4. Биржаков М.Б. Статистика туризма: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. I / М.Б. Биржаков, П.И. Марухнова. – СПб.: СПбГЭУ, 2014. – 107 с.

5. Биржаков М.Б. Статистика туризма: Учеб. пособие: в 2 ч. Ч. II / М.Б. Биржаков, П.И. Марухнова. – СПб.: СПбГЭУ, 2014. – 130 с.

6. Биржаков М.Б., Никифоров И.В., Михайлова К.В. Введение в туризм: учебник / М-СПб.: «Издательский Дом Герда», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. – 44,2 п.л.

7. Бисько И.А., Богданов Е.И., Деревянко К.И., Маевская В.А., Филиппова И.Г. «Организация обслуживания туристов» (Под редакцией заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, профессора Богданова Е.И.) Из-во Д.А.Р.К.-СПб, 2014. – 321 с.

8. Богданов Е.И., Деревянко К.И., Цветков Д.С. Экономическая безопасность в индустрии спорта и туризма. Учебное пособие/ под редакцией засл. работника высшей школы Российской Федерации, профессора Богданова Е.И. Издательство НГУ ФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2014 – 199 с.

9. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма, гостиничного хозяйства: учебник / В.С.Боголюбов. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 340 с.

10. Боголюбов В.С. Экономика туризма: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 19 с.

11. Боголюбов В.С., Боголюбова С.А. Доступность и информативность как ключевые направления в политике управления туристскими аттракторами. Сб.науч.тр. Конф "Аспекты развития экономико-управленческого потенциала в контексте обеспечения национальной безопасности".- Бельцы: Бельцкий Университет им. Алеку Руссо, Молдавия, 2015. – С. 65-68.

12. Боголюбова С.А. Планирование и развитие туризма: учебник. – СПбГИЭУ, 2011. – 275 с. (с грифом УМО)

13. Веледенский В.Г. Сервисная деятельность. М: КНОРУС, 2015.- 176 с.

14. География туризма: учебник/ коллектив авторов: под ред. А.Ю. Александровой.- 3-е изд., испр.- М.: КНОРУС, 2015.- 252 с.

15. Кожевникова С.Ю. Технология организации деятельности предприятий питания: учебное пособие / С.Ю. Кожевникова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 110 с. ISBN 978-5-7310-3268-1

16. Кострюкова О.Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011 г. – 158 с.

17. Кострюкова О.Н., Киседобрев В.П., Киседобрев А.В Менеджмент в туризме: учебник / Под ред. Засл. Работника высшей школы Российской Федерации, проф. Е.И. Богданова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 152 с.

18. Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Богданов Е.И. Планирование на предприятии: учебник / Под ред. Засл. Работника высшей школы Российской Федерации, проф. Е.И. Богданова. М.: Инфра-М, 2013. (с грифом УМО).

20. Кострюкова О.Н., Яковец Т.Ю. Перспективы развития туризма в России в современных условиях. Вестник РАЕН 2015, №4, Т.15. – С. 95-98.

21. Мокий М.С. Методика научных исследований: учебник для магистров . М: Юрайт, 2014 - 256 с.

19. Никитина О.А. PROBLEMS OF QUALIFIED PERSONNEL TRAINING IN SPA INDUSTRY. Modern European Researches Journa (l2015) ISSUE 4, 138 P./ FOUNDER AND PUBLISHER Privatuniversitat Schloss Seeburg, Salzburg. 2015 /№4. – С. 70-73

20. Никитина О.А. Маркетинг гостиничных услуг. Учебник. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

21. Никитина О.А. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / О.А. Никитина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 122 с.

1. Никитина О.А. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / О.А. Никитина. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 122 с.

22. Никитина О.А. Социологический практикум: исследовательская практика в молодежной среде: учебное пособие/ О.А. Никитина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 67 с.

23. Никитина О.А. Экономика туристско-рекреационных комплексов: учебное пособие / О.А. Никитина – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 111 с.

2. Новиков А.М. Методология научного исследования: «учебно- методическое пособие» / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Москва: Либроком, 2013. -270 с.

3. Новиков Ю.Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ: «учебное пособие»/ Ю.Н. Новиков. - Москва: Лань, 2014. -29с.

24. Орловская В.П. Технология и организация предприятия туризма: Учебник / Под.ред.проф.Е.И.Богданова. - М.: ИНФР-М, 2013. - 176 с.

25. Орловская В.П., Фомичев В.И., Инновации в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие, СПб.: СПбГИЭУ, 2011 г.

26. Baykova Irina, Kostrukova Oksana, Evguenia Madeleine REGION OF THE BALTIC SEA: EDUCATION PROBLEMS IN ENVIRONMENT CHANGE,. Revue européenne du droit social, N 3, Université du Littoral Côte d’Opale, IUT GACO, France. Colloque du jeudi 2013. Издание: 2014 г.

 

 


                                                                                  

б) Тематика докладов.

Сциентизм и антисциентизм как типы осмысления науки в системе мировоззренческой ориентации.

Особенности эмпиристского идеала научности, его проявление в психологии.

Особенности рационалистического идеала научности, его проявление в психологии.

Понятие парадигмы в философии науки Томаса Куна.

Фаллибилизм и гипотетизм как основание критического рационализма Карла Поппера.

Структура исследовательских программ в концепции развития знания И.Лакатоса.

Особенности концепции истины в классической философии науки.

Особенности развития науки в философии методологического анархизма П.Фейерабенда.

Этика и ответственность ученого.

Синергетическая картина мира и ее значение в современной науке.

В.С.Степин об этапах и исторических формах развития науки.

Основные модели объяснения в науке и специфика их применения в социальных науках.

 

Вопросы к зачету

в) Примерный перечень вопросов к зачету  по курсу.

1. Современное определение науки: гносеологический, социальный и культурологический аспекты.

2. Наука как социальный институт.

3. Основные исторические этапы развития науки: архаическая, греческая (античная), средневековая, эпоха Возрождения, нововременная наука.

4. Понятие «классической науки», ее идеалы.

5. Г.Галилей как основатель науки Нового времени. Вклад И.Ньютона в формировании классического идеала науки.

6. Понятие «постклассическая наука» и специфика науки ХХ века.

7. Интернализм и экстернализм о движущих факторах развития науки.

8. Сциентизм и антисциентизм в оценке места и роли науки в обществе.

9. Парадигмальная модель научного знания Т.Куна.

10. Основные признаки научного знания. Реализм, инструментализм, конвенционализм о природе научного знания.

11. Истина в научном познании: основные подходы.

12. Проблема способов проверки истины: верификация и фальсификация.

13. Научный метод, его структура и типология.

14. Методы и формы знания эмпирического уровня научного исследования.

15. Методы и формы знания теоретического уровня научного исследования.

16. Проблема как начало исследования и форма знания.

17. Понятие «научный факт», фактуальное знание и его место в структуре исследования.

18. Научная теория как форма научного знания.

19. Гипотеза и ее роль в научном познании.

20. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования. Их специфика в гуманитарной науке.

21. Гуманитарный идеал научности знания и его значение в современной науке.

22. Предпосылочные (метапарадигмальные) методологические структуры и их роль в научном познании (стиль мышления, научная картина мира и др.).

23. Философско-методологические основания науки; их структура.

24. Современные концепции развития науки (О.Конт, Т.Кун, И.Лакатос, К.Поппер, Дж.Холтон, В.С.Степин).

1. Каково современное определение науки?

2. Каковы исторические и гносеологические предпосылки и условия возникновения науки?

3. Каковы основные периоды в развитии науки?

4. В чем состоят основные достижения античной архаической науки?

5. Какова роль философии в становлении науки нового времени?

6. В чем состоит понятие классической науки и каков ее идеал научности? Каков вклад И.Ньютона в формировании классического периода в развитии науки?

7. Как изменилось место науки в развитии общества в результате научно-технической революции?

8. Что такое сциентизм и антисциентизм?

9. Каковы основные характеристики рационализма и эмпиризма как идеалов научного знания?

10. В чем состоит специфика научного знания и его соотношение с вненаучным знанием?

11. Какова структура вненаучного знания?

12. В чем заключается принцип верифицируемости как критерия научного знания?

13. Охарактеризуйте основные уровни научного исследования и их соотношение.

14. Что такое научный факт?

15. Каково соотношение теории и гипотезы?

16. Что такое методология научного исследования?

17. Назовите основные методологические направления ХХ века.

18. Каковы основные методы научного познания?

19. Каковы логико-гносеологические характеристики научной проблемы?

20. Как понимается истина в классической науке?

21. Как понимается истина в неклассической науке (основные подходы)?

22. Назовите основные модели реконструкции истории науки.

23. В чем состоит концепция роста научного знания К.Поппера?

24. Каковы основные характеристики развития науки в концепции Т.Куна?

25. В чем заключаются основные различия между философией науки позитивизма и постпозитивизма?

26. С каких позиций рассматривается развитие науки в отечественной философии науки?

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и методология науки: общие проблемы»

а) основная литература:

1. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ / П. П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 568 с.

2. Книгин А. Н. Теория познания: учебное пособие / А. Н. Книгин. – Томск: Издательство ТГУ, 2009. – 248 с.

3. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 с.

4. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Методология научного исследования: учебное пособие / Л. А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, ФЛИНТА, 2005. – 464 с.

5. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология / А. Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2005. – 276 с.

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 287 с.

7. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2007. – 384 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Идеалы и нормы научного исследования / отв. ред. В. С. Степин. – Минск, 1981. – 245 с.

2. Ивлев Ю .В. Логика / Ю. В. Ивлев. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 288 с.

3. Бернал Д. Наука в истории общества / Д. Бернал. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 735 с.

4. Бунге М. Интуиция и наука / ред. В. Г. Виноградов. – М.: Прогресс, 1967. – 188 с.

5. Завьялова М. П. Методы научного исследования: учебное пособие / М. П. Завьялова. – Томск: Издательство ТПУ, 2007. – 160 с.

6. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. – М.: РОССПЭН, 2007. – 439 с.

7. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / В. Н. Порус. – М.: Московский философский фонд «Медиум», 1995. – 235 с.

8. Кун Т. Структура научных революций / В. Ю. Кузнецов (пер.) с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 347 с.

9. Полани М. Личностное знание / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985. – 344 с.

10. Степин В. С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов / В. С. Степин, М. А. Горохов, М. А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / ред. И. С. Нарский. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.

12. Холтон Д. Тематический анализ науки / Д. Холтон. – М.: Прогресс, 1981. – 382 с.

13. Хюбнер К. Критика научного разума / ред. В. Н. Порус. – М.: ИФРАН, 1994. – 326 с.

14. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы / ред И. П. Меркулов. – М.: РОССПЭН, 1996. – 194 с.

15. Этос науки / ред. Л. П. Киященко. – М.: Akademia, 2008. – 544 с.

16. Черникова И. В. Постнеклассичекская наука и философия процесса / И. В. Черникова. – Томск: Издательство НТЛ, 2007. – 252 с.

17. Черникова И. В. Философия и история науки: учебное пособие / И. В. Черникова. – Томск: Издательство НТЛ, 2001. – 352 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Национальная философская энциклопедия http://terme.ru

Философский портал http://www.philosophy.ru

Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru

 



2019-10-11 160 Обсуждений (0)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и методология науки: общие проблемы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История и методология науки: общие проблемы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)