Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Бытие – основной предмет онтологии.                                         

Онтология – раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр. она подразумевает, как правило, построение целостной онтологической системы построенной по принципу «от общего к частному».

Современная онтология подразумевает наличие «региональных» частных онтологий, которые воспринимаются не как концепция, а как событие, как «онтология настоящего» (Делез). Здесь на первое место могут выходить категории жизни, творчества, свободы, либо, в других случаях, категория «симулякра» - как средства замены прежних понятий, как подделка, имитация, сохраняющая прежнюю форму, но совершенно потерявшая содержание (примеры действий - симулякров – слова, потерявшие прежний смысл; обеды, заменившие прежние ритуальные действия, реклама, производство одноразовых предметов быта и пр.)

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» - выделяют следующие философские позиции:

- монизм

- дуализм

- плюрализм

В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, который называется субстанцией.

Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

На основе мировоззрения, философских взглядов человека - формируется картина мира. Картина мира – целостное представление человека о Бытии, о мире, о его строении, законах и закономерностях, действующих в нем, о месте человека в этом мире и в обществе. Если человек представляет мир неизменным в своих основных характеристиках, то его картина мира статична, в противном случае – постоянно формируется динамичная картина мира.

Уже древние греки формировали свои представления о Бытии и об объединяющем начале мироздания. Для обозначения такой основы в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – это то, «из чего все сделано». Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали:

- воду: Фалес утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные светила, а затем.во время дождя вода опять переходит в землю.

- воздух: Анаксимен, выбирая эту стихию, утверждал, что воздух, сгущаясь может образовывать жидкость и твердую среду.

- апейрон («бесконечное»): Анаксимандр считал первоначалом неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно, находящееся в движении;

- огонь: Гераклит Эфесский в качестве субстратно-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Ведь огонь всегда пребывает равным самому себе, неизменным во всех превращениях, а вечный и бесконечный мир всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из огня и. исчезая, вновь обращаются в огонь.

Как видим, большая часть воззрений соответствует натуралистическому пониманию основы Бытия.

На более высоком обобщающем уровне под основой Бытия понимают уже не субстрат, а субстанцию (от лат substatia – сущность, то.что лежит в основе), что означает не просто первооснову всего существующего, но и внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений. Так, например, Гераклит, рассматривающий Вселенную как состоящую из огня в его превращениях (субстрат), в то же время говорил, что все эти превращения подчиняются судьбе, то есть необходимости, всеобщему закону – Логосу (λογος - греч. - слово, разум, закон, судьба, учение….). По Гераклиту Логос и является сущностью Бытия, то есть его субстанцией. Это логическая структура Космоса, Мира, данная живому созерцанию.

Вопрос о субстанции наиболее важен для монистических учений (направлений), среди которых в истории философии особенно выделяются два: идеалистический монизм (объективный идеализм – субстанция – Абсолютный Дух; субъективный идеализм – субстанция – субъективный Дух), материалистический монизм. В случае, если под субстанцией понимается Воля, то такое направление называется волюнтаризм; и пр.

Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира:

- мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

- мир материальный, природный, мир физических состояний.

Скорее всего духовный мир существует во времени, а материальный в пространстве (А. Бергсон). Но в реальности мы обычно имеем смесь духовного и материального, существующую и в пространстве и во времени.

Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному: от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог), до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят на две разновидности:

- объективный дух

- субъективный дух

Субъективный дух – внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования: отбессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида.

Объективный дух – представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль.религия, политика и пр.

Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

- потенциальное бытие, уровень существования в возможности

- актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как пространство, время, движение, энергия, жизнь.

(св. Августин:«Я знаю, что такое пространство и время, пока меня об этом не спрашивают»).

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время – это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время – субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

- протяженностью; протяженность – сущность пространства и характеризует способность вещей существовать одно возле другого;

- однородностью: отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

- изотропностью: - равноправностью всех возможных направлений;

- трехмерностью: положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

- длительностью; длительность – сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

- одномерностью;

- необратимостью (невозможность возврата в прошлое);

- однородностью (равноправие всех его моментов).

Вместе с тем, выход естествознания на новый уровень, где здравый смысл уже не может регулировать отношения истинности и ложности, потребовал и изменения философских трактовок Бытия. В структуру бытия была введена категория "наблюдатель". От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание Теории относительности и Квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания. Все большее распространение получает в философском знании замена вопроса: что такое мир, на вопрос "каким мы этот мир представляем". Так, в социальной философии все более популярной становится идея "социального конструирования реальности". Категории Бытия, по мнению сторонников этой концепции, зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям. Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию Бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер. По его мнению, существуют три разновидности Бытия. Первая форма или собственно Бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между Бытием и Небытием. Второй разновидностью Бытия выступает по Хайдеггеру здесь-бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания. Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).

Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создает аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов Бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести - масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму Бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое Бытие).

В последнее время неклассические трактовки Бытия начинают приобретать все больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних "объективных", независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот.


 



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №7: Категориальная структура онтологии и ее модификация в категориях науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)