Контрольная работа
по дисциплине: " Общая психология"
Ступино 2009г.
Содержание
1. Психический процесс – внимание
2. Психический процесс – мышление
3. Психический процесс – восприятие
4. Психический процесс – память
5. Психический процесс - воображение
6. Основные этапы развития психики в филогенезе
7. Бессознательное в психике человека. Классы неосозноваемых процессов
Список литературы
Психический процесс – внимание
Психический процесс
| Определение
|
Внимание
| Это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем либо
|
Функции
| Виды
|
1. отбор значимых воздействий и торможение других побочных.
2. удержание ( т.е. сохранение образа до тех пор пока не завершится акт познания)
3. регуляция или контроль протекания деятельности
| 1. непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей, т.е возникает независимо от сознания.
2. произвольное – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий
3. послепроизвольное – носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек "входит" в работу.
|
Свойства
| Методы диагностики
|
1. объем – кол-во объектов, которые воспринимаются одновременно
2. сосредоточенность – степень концентрации на объекте.
3. распределяемость – способность выполнять несколько видов деятельности
4. устойчивость – способность определенное время сосредоточиваться на объекте.
5. колебание – периодическое ослабление внимания к объекту
6. переключаемость – сознательная перестройка внимания, в переносе его с одного объект
а на другой
| 1. "Корректурная проба Будрона": исследование концентрации внимания
2. "Красно – черная таблица": предназначена для оценки переключаемости внимания.
3. "Методика Мюнстерберга": направлена на определение избирательности внимания
4. "Счет с переключением": исследование уровня переключаемости внимания
5. "Перепутанные линии":
предназначена для оценки устойчивости
и концентрации внимания
|
Психический процесс - мышление
Психический процесс
| Определение
|
Мышление
| Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
|
Функции
| Виды
|
Основная функция: получать новые знания в процессе постановки и решения проблемы.
1.Сравнение – сопоставление предметов и явлений, чтобы найти сходство и различия между ними.
2.Анализ – мысленное расчленение сложного предмета
3.Синтез – мысленное соединение
4.Обобщение – основанное на анализе,
выделение сходных, общих признаков.
5.Классификация – разделение и
последующее объединение отдельных
объектов по каким – либо основаниям.
6.Систематизация – разделение и последующее объединение, но уже не
отдельных, а групп или классов.
7.Абстрагирование (отвлечение) – упрощение информации за счёт отвлечения
не существующих признаков и выделение
особенностей явлений, создавая абстрактные схемы.
8.Конкретизация-операция противоположная. Мысленный переход от
одного абстрактного понятия к конкретным предметам и явлениям.
| По форме :
1. Наглядно-действенное — опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное — характеризующийся опорой на представления и образы
3. Словесно-логическое - осуществляемый при помощи логических операции с понятиями.
По характеру обобщений:
1. теоретическое - познание законов, правил
2. практическое - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости:
1. интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
аналитическое - развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
По направленности :
1. реалистическое - направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами,
2. аутистическое - связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).
3.эгоцентрическое – оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
По степени новизны различают :
1. продуктивное - предполагает решение новых не стандартных задач
2. репродуктивное – известного типа с использованием готовых правил задач.
По произвольности различают:
1. непроизвольные – трансформация образов сновидений
2. произвольные – целенаправленное решение задач
|
Свойства
| Методы диагностики
|
1.Глубина – умение проникнуть в
сущность явлений и процессов
действительности.
2. Широта – умение увидеть весь вопрос
целиком.
3. Самостоятельность – умение выдвигать новые проблемы, и находить их решения
4. Критичность – объективная оценка
5. Быстрота – скорость протекания,
умение быстро разобраться в ситуации
6. Гибкость – умение изменять план решения задач и свобода от влияния.
| 1. "Сложные аналогии": оценка способности к анализу и обобщению
2. "Выделение существенных признаков": исследование операционного мышления
3. "Исключение понятий": предназначена для исследования способности к классификации и анализу
4. "Сравнение понятий": применяется для исследования операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении
5. "Изучение регидности мышления методикой Лаччинза": предназначена для определения регидности мышления.
6. "Числовые ряды липмана": оценивает логический аспект мышления
|