Вопрос №74: История наукив контексте истории мировоззрения
Под наукой понимают определенный вид знания, а также особую сферу человеческой (общественной) деятельности людей, специальной задачей которой является получение знаний, их накопление, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяющей предвидеть ход событий. Формулу науки можно выразить так: знать, чтобы предвидеть - предвидеть, чтобы действовать со знанием дела (т.е. целенаправленно). Наука характеризует весьма высокую степень развития общества, она присуща тем народам, которые относятся к современной цивилизации. До нашего времени сохранились народы (австралийские аборигены) у которых наука отсутствует (но это их нисколько не волнует). Наука это одна из высших форм познания, которая для своего существования требует ряд непростых условий: 1. необходимость объединения ученых в научное сообщество;финансовая поддержка науки. Под сообществами можно понимать объединение ученых в группы, академии и т.д. Виды контактов - переписка, научные публикации, встречи. Научные школы, это первая историческая форма объединения и не только - чрезвычайно важно передать знания от учителя к ученику. Т.е. признаком научной деятельности является принадлежность к той или иной школе. Мировоззрение и его формыМировоззрение - это система взглядов человека, мировоззрение гораздо старше науки, оно оказывало и оказывает решающее влияние на возникновение и формирование научного естествознания. Мировоззрение сильно отличается от науки. Если наука изучает природу или человека, то в центре внимания мировоззрения пребывает их связь или отношение в самом общем виде. Первой формой мировоззрения является миф. Реальный жизненно-практический опыт людей причудливо переплетался с их фантазией. Любые предметы наделялись душой и воспринимались как живые. Шаманы до сих пор используют данную форму. Вторая форма мировоззрения - теология. Данная форма основывалась на догматах, догматы - бесспорные, не требующие доказательства положения. Но со временем, догматы были подвергнуты критике со стороны все более крепнущих естественнонаучных знаний, это потребовало создать логическую систему доказательств, и это отразилось на религии. Это был первый опыт полезного взаимодействия мировоззрения и науки. Духовные ценности, они составляют важную часть нематериальной сферы и отражают отношения человек-мир через призму некоторых идеалов. Идеал - это совершенство, образцы. Моральные образы - доброта, зло.Нижний этаж духовных ценностей, который образуют мировоззренческие чувства. Здесь отношения к человеку и обществу переживается. Это неглубокие представления человека и на этом уровне идет отражение окружающего мира, тем не менее, обыденное мировоззрение выражается в виде житейской мудрости (пословицы, частушки, поговорки, лозунги).Третья форма - теоретическое мировоззрение. Оно значительно сложнее обыденных чувств и представлений. Его образуют высокоабстрактные образы и категории. Для теоретического мировоззрения необходимы навыки, определенное обучение и категории, такие идеи становятся в чем-то родственны научным понятиям. Для научной системы взглядов важна именно эта форма мировоззрения, т.к. она дает возможность оперировать абстрактными образами, делать определенные умозаключения.Процесс познания идет следующим образом, во-первых, наблюдение (с получением информации), во-вторых, стадия обобщения информации (на совершенно примитивном уровне), необходимо проверить истинность знаний. Взаимоотношения между наукой и мировоззрениемДля науки на стадии научного познания, особенно в части разработки теоретико-познавательных тем, важно использование умозаключений, абстракций, именно на этом этапе необходимо теоретическое мировоззрение, которое создаёт широко абстрактные образы и категории, использующиеся в научном познании. (1) Мифы-религия-теология --- область пересечения между 1 и 2, неким посредником является философия --- (2) естественнонаучное знание. Большой вклад в изучение взаимодействия науки и мировоззрения внесли позитивисты, главный из них, Огюст Ком. Позитивизм - это философское направление, сложилось под влиянием расцвета наук о природе в середине 19-го века. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа: · 1 теологический - на этом этапе все определяет религия; 2 метафизический - господствует философия, господствуют метафизические догадки и их критика, 3позитивный – этап, на котором господствует научное знание. Огюст полагал, что позитивная наука не нуждается в идеях мировоззрения (ценностных идеях). Традиционно философии принадлежала роль осмысления того, что происходит вокруг, использование философии в науке вещь вредная, спекулятивная, и вносит только сумятицу. В науке необходимо оставить только философскую теорию познания, которая ориентирована на научное познание. В этой связи история показала, что необходимо взаимодействие мировоззрения и науки, было важно придать осмысление открытиям сделанным в науке и познать логику в научном познании. Роль философии стала проявляться тогда, когда возникли противоречивые вопросы и они не могли быть объяснены с помощью уже существующих знаний, также не было ответа на вопрос какое значение имеют открытия в науке для природы. Философия помогала прогнозировать общее направление развития науки, и как показала практика, только после взаимодействия мировоззрения и науки стало возможным создание естественнонаучных концепций. 1. Научное знание оказывает обратное воздействие через углубление и расширение элементов картины мира.2 Подтверждение и обоснование старых идей. 3Устранение несостоятельных или ложных принципов. Уровни:3. ----------- фундаментальная теория. 2. ----------- научная картина. 1. ----------- мировоззрение. Уровни 1-2-3 связаны прямой и обратной связью.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |