Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы внеклассной работы



2019-10-11 274 Обсуждений (0)
Основные принципы внеклассной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экологической и культурной спецификой, является одной из ценностей образования. В связи с этим, немаловажной задачей является организация профессиональной подготовки педагогов по реализации регионального компонента.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников; в отличие от уроков и элективных курсов менее жестко регламентирована программой и дает возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет использовать необходимые условия для работы с региональным материалом: специальное оборудование, конституции специалистов.

В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края. Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции),так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества, уроки с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

Значение внеклассной работы в школе может быть правильно определено лишь при учете тех требований, которые мы предъявляем к внеклассной работе вообще. Вопрос о подобных требованиях, казалось бы, прост и ясен. Однако, на самом деле в решении его - как в теории, так и в практике - нет достаточной четкости. Поэтому представляется нужным высказать здесь ряд соображений. В школьном учебно-воспитательном процессе изучение литературы занимает особое положение, что обусловлено спецификой самой литературы как учебного предмета. Знакомя учеников с художественными произведениями, преподаватель обязательно говорит - и этого почти не случается в преподавании других дисциплин – о людях, их качествах, их отношении к обществу, о дружбе, о любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самым словесник учит своих воспитанников разбираться в людях, вырабатывает в них моральные принципы. Литература – это человековедение. Преподавание литературы становится в известном смысле обучением жизни. И никакой иной предмет в школе не может идти в сравнение с литературой по силе своего воспитательного воздействия. Однако воспитание не проходит само собой на уроках. Посредством одних уроков, как бы совершенны они не были, учитель не может решить многих важных задач нравственного воспитания, особенно актуальных сейчас. Перегруженность программы материалами, недостаток времени не позволяет в учебные часы уделять должное внимание тем многочисленным этическим проблемам, которые возникают перед школьниками в связи с изучением литературы. Поэтому учитель, который на деле хочет быть воспитателем, вынужден проводить занятия во внеурочное время.

Внеклассная работа, таким образом, становится органической частью педагогической деятельности учителя-словесника. Следует отметить также, что на уроке, касаясь различных нравственных проблем, ограничиваясь их обсуждением, ответы при этом и сочинения учеников далеко не всегда дают верное представление о том, насколько те или иные мысли стали в действительности убеждениями учеников, принципами их поведения. Конечно, при умелой организации урока в какой-то степени и на нем обнаруживаются глубина характера, личные взгляды ребят на жизнь. Тем не менее, чтобы узнать реальную цену словам о гуманизме, эгоизме, чуткости и т.д., нужно видеть ребят не только на классных занятиях. Качества ученика значительно определеннее раскрываются за пределами урока, в обстановке непринужденной, когда он занят, неучебным, в известной мере необязательным делом, которое к тому же заставляет его вступать в самостоятельный контакт с окружающими. На внеклассных занятиях учитель получает возможность полнее разобраться в характере ученика и решительнее воздействовать на формирование его личности.

Следовательно, по сравнению с уроком, где преобладает "теория", внеклассные занятия могут стать своеобразной "практикой" нравственного воспитания. Но внеклассная работа необходима словеснику не только в воспитательных целях.

Имеется также ряд жизненно важных практических навыков, развитие которых должно происходить под руководством учителя литературы: умение работать с книгой, с каталогами и справочной литературой, навыки сбора и систематизации материала, подготовка докладов и выступлений - этому обучаются дети в той или иной степени в классе. Но действительное закрепление, упрочнение указанных навыков литературной работы достигается еще более широкими и самостоятельными упражнениями. Такими упражнениями может служить внеклассная работа по литературе.

Таким образом, внеклассная работа совершенно необходима как с точки зрения задач воспитания, так и в интересах в обучения. Поэтому она должна стать органическим звеном учебно-воспитательного процесса.

Различные формы внеклассной работы должны отвечать определенным требованиям.

В классе, на уроке учитель обучает и воспитывает всех своих учеников, заботится о нравственном облике, культурном уровне, о развитии специальных навыков и умений не отдельных лишь школьников, а каждого из учеников класса, всех вместе. Внеклассная работа должна, как и урок охватить всех учеников, приобрести массовый характер. Немассовый характер внеклассных занятий по литературе может принести даже некоторый вред. В первую очередь тем "одаренным" избранным детям, которые становятся постоянными членами различных творческих кружков драматического или писательского характера. Дело в том, что в подобных кружках объединяются действительно наиболее способные ученики, которые часто окружаются неким ореолом исключительности. Это очень дурно влияет на ребят. Не случайно такой знаток детской психологии как К.И.Чуковский отмечал: "...как не дорого само по себе наше бережное отношение к талантливым детям, необходимо признаться, что порой оно кое-где принимало чрезмерные формы… Захваливая авансом того или иного ребенка, проявившего тяготение к искусству, ... тем самым развивали в нем зазнайство и чванство, способствовали его отрыву от коллектива товарищей и готовили ему судьбу неудачника." (К.И.Чуковский "От двух до пяти", стр. 325-326). Не нужно понимать сказанное в том смысле, будто заниматься со школьниками, имеющими талант и увлекающимися литературой, излишне. Им необходимо уделять специальное внимание. Этой цели могут служить, в частности, кружки. Это можно делать и в рамках широкой работы. Одно, несомненно: внеклассные занятия по литературе не могут ограничиться кругом талантливых детей, не могут сводиться лишь к кружковой форме.

Не меньшее значение, чем массовый характер внеклассных занятий, имеет связь их с занятиями в классе. Внеклассная работа должна быть тесно связана с замечаниями в классе, должна вытекать из них и сливаться с ними.

Допустим, на уроке мы увидим, что какие-то проблемы привлекли особое внимание учеников или, наоборот, не затронули их. Урок не дает нам условий задерживаться на возникших вопросах, не позволяет в связи с ними использовать большой дополнительный материал. Мы поднимаем эти проблемы на внеклассных занятиях и добиваемся, чтобы у ребят утвердилось верное отношение к тем или иным явлениям. Сочетание классных и внеклассных занятий, объединение их в единое целое возможно лишь в том случае, когда внеклассные занятия имеют характер процесса, а не кратковременных мероприятий от случая к случаю, т.е. должна быть определенная системность в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это также одно из важных условий. Внеклассная работа может вестись только на основе добровольности интереса к ней учащихся. А возбудить интерес можно, лишь дав руки каждого живое дело, требующее той активности, той энергии, избыток которой всегда ощущается в детской среде.

Таким образом, внеклассная работа по литературе становится эффективным звеном в учебно-воспитательном процессе и начинает играть действительно серьезную роль лишь при известных условиях, главные из них: массовость охвата знаниями всех учащихся, постоянная и планомерная связь с классной работой, системность и продолжительность, соответствие возрастным особенностям. В школах обычно проводится в той или иной форме внеклассная работа, но учителя нередко сталкиваются с трудностями, которые мешают осуществлять задуманное. Не в каждой школьной библиотеке есть книги, необходимые для подготовки внеклассных занятий, а иногда нет достаточного опыта их организации. Нередко получается, что учителя увлекаются внешней показной стороной мероприятий - насколько они ярки, красочны. Это ведет к ориентации на таланты. К подготовке привлекаются только испытанные "чтецы", "художники", "музыканты".

При организации мероприятия следует сосредоточить внимание на его содержании на том, каким воспитательным и образовательным целям оно служит, а не на внешней стороне.

Одной из проблем, которые возникают перед начинающим учителем, при проведении внеклассного мероприятия/является выбор формы.

Школа почти для каждого, оставаясь одним из самых сильных впечатлений, воспоминаний начала жизни, во многом определяет и жизнь последующую, лепит и формирует не окрепшую еще юную душу, подготавливая ее для будущих земных путей – дорог. В настоящее время факультативные занятия, спецкурсы, внеклассные мероприятия по литературному краеведению вошли в практику школ в качестве регионального компонента основной базисной программы. В методических статьях и пособиях освещен опыт проведения спецкурсов, отдельных занятий по литературе родного края.

Наиболее эффективными формами были признаны как традиционные (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки в концертном зале, театре, уроки-фестивали детского творчества. Познавательных методик, литературные марафоны, литературные ринги, уроки-встречи с писателями, литературные и литературно-музыкальные салоны, гостиные и др.).

1. Урок-игра "Путешествие в мир литературных героев" (обычно в начале учебного года;

Урок-инсценировка.

Мини-спектакль на уроке литературы.

Брейн-ринг.

2. Урок-викторина.

3. Урок "Аукцион знаний".

4. Урок-конкурс знатоков.

5. Урок-выпуск литературного журнала.

Музейный урок.

Урок - литературный салон, литературная гостиная. Можно сказать, что некоторые из названных форм относятся больше к воспитательным мероприятием.

Телепередача, молодежное движение, организация, вид эстрадного искусства, КВН, викторина, беседа. (Збарский И. С. с.57)

 



2019-10-11 274 Обсуждений (0)
Основные принципы внеклассной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы внеклассной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)