Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоцентризм философии средних веков, её основные особенности и проблемы. Креационизм. Провиденциализм.



2019-08-13 643 Обсуждений (0)
Теоцентризм философии средних веков, её основные особенности и проблемы. Креационизм. Провиденциализм. 0.00 из 5.00 0 оценок




В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем точна. Дело в том, что под средневековой философией в Европе имеют в виду философию тесно связанную с христианской религией. А такая философия начала складываться уже в первые столетия нашей эры.

Являясь принципиально новой религией, христианство могло устоять и утвердиться в своем качестве только в том случае, если оно будет решительно и всесторонне отрицать - хотя бы на начальных этапах своего существования - несовместимые с ним качества греко-римского мира.
В силу указанных причин христианство разорвало цепь преемственности в истории развития всей культуры человечества. Христиане уничтожили греческие храмы, свергли статуи их богов; запретили театры и спортивные соревнования; сожгли языческие книгохранилища, в том числе - знаменитую Александрийскую библиотеку. Вместе с античной культурой было уничтожена и античная философия. Декретом святого и христолюбивого византийского императора Юстиниана последняя античная школа неоплатонизма в Афинах была ликвидирована в 529 году.

Но поскольку первоначальное и раннее христианство формировалось стихийно, без давления или руководства одного действующего авторитета, то в его, христианства, религиозный водоворот бесконтрольно, самочинно «засасывались» разные и противоречивые элементы, в том числе и античной культуры и философии.

Наиболее существенной и характерной чертой средневековой философии являетсятеоцентризм, то есть центральное место Бога при рассмотрении и решении всех мировоззренческих вопросов. Более глубоко и всесторонне раскрыть содержание теоцентризма можно через анализ 4-х основных принципов религиозного мышления.

1)Креационизм (или идея творения). Суть этого принципа в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Водораздел между Богом и его творением – непреодолимый: это две реальности различного уровня. Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит, он является источником всего сущего. В отличие от Бога сотворенный (тварный) мир не обладает самостоятельностью, отсюда происходит его непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего.

2) Персонализм(от латинского слова «персона» – личность). Этот принцип утверждает исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно Христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно; для него был выделен специальный день творения. Человек – «венец творения», он конечная цель творения и центр Вселенной.

Особое место человека среди других тварей определяется библейской формулой: «человек – образ и подобие Бога». Какие же именно свойства Бога составляют сущность человеческой природы? Конечно далеко не все: нет у человека, скажем, таких свойств Бога как всемогущество, бесконечность и т. п. Но два божественных качества есть – это разум и свободная воля. Именно они делают человека нравственным существом: разум позволяет различать добро и зло, а свобода воли позволяет делать выбор в пользу или добра, или зла.

3) Провиденциализм (на русский это переводится как предопределенность волей провидения или божества). Согласно этому принципу мир развивается не сам по себе, а согласно замыслу Бога («промыслу Божию»). Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В области человеческой истории провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией – учением о конце мира. История понимается как процесс направляемый Богом к заранее предопределенной цели – «царству Божию». Это «царство» и есть конечная цель и смысл человеческого существования, оно есть мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в полном единении с Богом.

4) Авторитаризм – то есть преклонение перед авторитетом, также одно из характерных черт религиозного мышления. Самым главным авторитетом для верующего является священное писание или Библия. Она рассматривается как единственный в своем роде полный свод всех возможных истин, сообщенных человечеству Богом на все времена. Следовательно, достаточно уяснить смысл библейских высказываний, чтобы получить безошибочные ответы на все вопросы.

Чем ближе стоит философ ко времени откровения (то есть создания Библии), тем лучше. Вот почему наивысшим после Библии авторитетом для верующего является патристика – общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви в I–VI веках н. э. Созданная ими философия, рассматривалась в качестве классического образца для всякого философствования.

Патристика – первый крупный этап в развитии средневековой философии. Основное его содержание составляет систематизация и теоретическое обоснование отцами церкви христианского вероучения. В процессе этой работы перед ними встал вопрос об отношении к теоретическому наследию античной философии. В решении этого вопроса отцами церкви можно обнаружить две основные тенденции: а) полное отрицание античной образованности и философии; б) стремление совместить «божественную» и «философскую» мудрость, хотя первенство веры перед разумом признается безусловно.

По мере превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко формулировать основные положения своего вероучения. А этого оно, как религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля.

В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая - на аристотелизм. Если перейти к персоналиям, то среди множества Отцов и Учителей церкви следует отметить и запомнить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, Лукиан, Арий, Афанасий Александрийский, "Каппадокийскую троицу" (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Назианзина), Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Августина Гиппонского и много других, которых церковь со временем провозгласила святыми или же, и такое было, обвинила в ересях и отлучила от церкви.

В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойственную роль: с одной стороны они положили конец философии античной, а с другой - положили начало философии средневековой.
Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию) - учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера).

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Креационистские концепции варьируют от чисто религиозных до претендующих на научность. Сторонники таких направлений, как «научный креационизм» и появившейся в середине 1990-х годов нео-креационистской концепции «Разумного замысла» (англ. Intelligent design), утверждают, что последние имеют научное основание. Однако, научным сообществом эти концепции признаны псевдонаучными, поскольку противоречат научным данным, а также не соответствуют критериям верифицируемости, фальсифицируемости и принципу Оккама

Креационизм

Согласно этой теории, Вселенная возникла в результате целенаправленного разумного акта творения, возникновение в результате подобного акта основных высокоорганизованных форм жизни, изменения жизненных форм в пределах вида в результате взаимодействия с окружающей средой; ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В 1650 г. архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н. э. И закончил свой труд 23 октября в 9 утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возрасты всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии – от Адама до Христа. С точки зрения арифметики это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, как показывают археологические находки, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.

Креационная теория, отодвинутая на второй план в результате широкого распространения эволюционизма, получила "второе рождение" в наши дни, благодаря развитию науки и полученным ею новым фактам.

Креационная модель была основной в науке весь период ее существования, практически до начала нынешнего столетия. Учеными–креационистами были Коперник, Галилей, Ньютон, Паскаль, Линней, Пастер, Максвелл и многие другие.

Но к концу прошлого века, когда развитие социальных наук начало оказывать сильное влияние на естествознание, начался бурный рост разнообразных теорий, часто имеющих псевдонаучный характер. Наиболее революционной из них стала теория Дарвина, которая к тому же хорошо соответствовала весьма популярной в этот период в Европе времени социальной доктрине марксизма. Довольно быстро дарвинизм развивался и в странах Востока — этому благоприятствовала его непротиворечивость основным догматам восточных религий. Именно на основе работ Дарвина и его последователей и выросла теория эволюционного развития, быстро ставшая наиболее распространенной. В течение более полувека она практически полностью господствовала в науке.

И только несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое–то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории.

Существует и другое, не менее распространенное заблуждение, что креационизм — сугубо библейская теория, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Действительно, Библия дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира, которая совпадает с креационным учением. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает прежде всего из–за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из–за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению. В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория контакта", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Креационизм не решает проблемы узкой, сугубо специализированной области научных знаний. Каждая отдельная наука, изучающая свою часть окружающего нас мира, органично является частью научного аппарата креационизма, а полученные ею факты складывают целостную картину креационного учения.

Основная цель креационизма — способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества.

Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма — это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедится, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития.

Креационизм является на сегодняшний день наиболее последовательной и непротиворечивой теорией возникновения окружающего нас мира. И именно его согласованность с многочисленными научными фактами самых разнообразных научных дисциплин делают его наиболее перспективной платформой для дальнейшего развития человеческого познания.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Разработанный Августином провиденциалистский путь к "царству Божию" лег в основу всей средневековой христианской историографии.

П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях.

В 17 в. идеи П. отстаивал Ж.Б. Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения постепенно складывается подход к истории, опирающийся на "естественный закон", разум и т.п. и не требующий привлечения провидения. Однако параллельно продолжает существовать и П. (Ж.П. де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.). Г.В.Ф. Гегель утверждал, хотя и не без оговорок, что мировыми событиями управляет божественное провидение. Сходных представлений придерживались томизм, славянофильство и др., в настоящее время - неотомизм. В пер. пол. 20 в. национал-социализм отстаивал идею провидения, благоволящего к избранному народу и его вождю, способствующего установлению господства избранного народа над всеми иными народами и созданию совершенного государства, способного существовать века ("тысячелетний рейх").

Часто термин "П." употребляется в широком смысле, когда любые изменения, а не только общий ход истории, истолковываются как заранее предустановленные и определенные волей провидения или неким "замыслом".



2019-08-13 643 Обсуждений (0)
Теоцентризм философии средних веков, её основные особенности и проблемы. Креационизм. Провиденциализм. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоцентризм философии средних веков, её основные особенности и проблемы. Креационизм. Провиденциализм.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (643)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)