Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этика и аксиология. Специфика и функции морали.



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Этика и аксиология. Специфика и функции морали. 0.00 из 5.00 0 оценок




Черникова О.

УГИ-274709

Домашняя работа по философии

ЧАСТЬ 1

Основные понятия онтологии

Þ Онтоло́гия (от греч. οντοσ — сущее, то, что существует и λογος — учение, наука) — раздел философии, изучающий проблемы бытия;

Þ наука о бытии;

Þ система понятий некоторой предметной области, которая представляется как набор сущностей, соединённых различными отношениями;

Þ восприятие сущности бытия, явлений только через факты, фактография (в противоположность гносеологии, познанию)

Þ структура, описывающая значения элементов некоторой системы.

Основные категории гносеологии. Формы и методы познания

Гносеология - наука о познании (от греч. Gnosis - знание, - учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Познание - это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы. Познание человеком окружающего мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия, представления (формы чувственного познания).

Ощущение - это отражение одного свойства предмета с помощью одного из 5 органов чувств.

Восприятие - целостный образ предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.

Представление - это целостный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если чувственное познание констатирует то, как проистекает событие, рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.

Рациональное познание основывается на способности логического мышления. Мышление - это целенаправленное опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

В гносеологии традиционно выделяются два уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок использует понятия в пределах уже сложившихся знаний, его задача - привести знания в систему и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Логика рассудка - формальная логика, которая обращает внимание на форму и структуру «готового знания», а не на его содержание. На этом уровне мышления сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное.

Основными формами, в которых развивается и осуществляется мышление являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные признаки данного предмета или явления (сущность). Суждение - форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, между предметами, или факт их существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь. Умозаключение - это выводное знание, когда из одной или нескольких посылок и делается вывод (новое суждение).

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на этот вопрос четко выделились три основные тенденции: гносеологическийоптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем - такова установка агностицизма. Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер.

Научное познание.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.

В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический- и методы организации научного познания.

Эмпирическое знание - совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А. Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных метода эмпирического познания:

Þ Наблюдение - целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат - первичная информация).

Þ Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

Þ Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

Þ Гипотеза - это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

Þ Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.

Социальная философия

Þ автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий;

Þ исследует всеобщие отношения в бытии и мышлении человека и общества, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни людей в качестве одной из подсистем мира;

Þ социальная философия стремится не только обозреть общественную жизнь в целом, но и обнаружить смысл существования общественных институтов и общества;

Þ предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия людей, условиях и факторах его развития;

Þ основная проблема социальной философии — вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Этика и аксиология. Специфика и функции морали.

Этика (латинское слово: ethica; образовано от греческого слова: ηϑικός — относящийся к нраву, характеру, обычаю, привычке) – это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль, выражающая особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и связанные с ней высшие ценности и идеалы долженствования. Термин «Этика» впервые употребил Аристотель, он понимал этику как «практическую метафизику (философию)».

Аксиология (от греческого слова: ἀξία — ценность; λόγος — слово, рассуждение, учение – это философская дисциплина, исследующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни. Аксиология ставит вопрос о соотношении ценности и оценки. Это — центральная проблема теории познания, этики и эстетики. Признание ценности истины, доброй воли и красоты не приводит к отождествлению ценности с благами, а оценки — с ценностями.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном.

Функции морали:

1) Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

2) Воспитательная - участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

3) Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

4) Регулятивная - направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

5) Коммуникативная функция морали состоит в ритуализации человеческого общения, гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон. Ориентирует человека на добро в общении.

6)  Гуманизирующая функция заключается в стремлении морали совершенствовать человека.

7) Оценочная функция - оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

Структура морали:

· Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

· Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

· Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Специфика морали:

1) Императивный характер морали. Мораль предстаёт как совокупность требований, которыми человек должен руководствоваться в своих поступках;

2) Ценностно-оценочный характер морали. Мораль представляет собой сферу ценностей, через призму которых осуществляется оценка мотивов, поступков, нравственных качеств человека, а также различных явлений социальной действительности, ориентиров и нравов, которые характеризуют социальную жизнь;

3) Всеобщность и универсальность морали. Предписания морали пронизывают все сферы жизни человека и общества, распространяются на всех людей без исключения, применимы в самых различных ситуациях и носят общечеловеческий характер.

4) В морали отражается антитеза должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным – нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение задаёт стремление человека как существа, полагающего и реализующего нравственные ценности, к воплощению должного в реальном бытии и восстановлению единства должного и сущего;

5) Мораль предполагает автономию субъекта – способность личности к свободному выбору, самоопределению и «нормотворчеству». Человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации.

Теории ценностей

Ценность – это значимость и идеал, которые вырабатываются общественным сознанием. Без ценностей не может существовать ни одно общество, но зато у каждого индивида есть выбор – разделять эти ценности или нет. Ценности выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении индивида или группы.

Данной проблематикой занимается наука аксиология. «Что есть благо?» - это и есть основной вопрос аксиологии.

Ценностью являлось в первую очередь само истинное бытие – бытие идей, бытие бога или бытие мирового духа. Существование конкретных вещей обладало ценностью в силу их причастности идеям или в той степени, в которой они отражали свою идеальную субстанцию. Это позволяло говорить об абсолютном характере ценностей и выстраивать четкую иерархию, где ценность явления была тем ниже, чем больше в нем было чисто природного, материального, и тем выше, чем больше в нем было социально, духовно значимого. Сам человек в рамках такого подхода обладает ценностью потому, что является одной из ипостасей нисхождения идеальной субстанции (бога, абсолютной идеи) в мир. Это приводит к ценностному приоритету духовной жизни человека перед телесной, материальной, а также к представлению о господстве человека как высшего существа над менее причастным бытию и потому менее ценным окружающим миром.

Можно выделить следующие основные подходы к определению природы ценностей:

I. Натуралистический психологизм (А.Мейнонг, Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Ключевым изъяном психологизма является то, что интерпретация ценности как опытно обнаруживаемого феномена означает сведение ценности к факту, т.е. смешение ценности с предметной реальностью.

II. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г.Риккерт). Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

III. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М.Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем.

IV. Культурно-исторический релятивизм. (Дильтей) В основе культурно-исторического релятивизма лежит идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу это есть критика самой программы общей теории ценностей как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной системы ценностей. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (Шпенглер, Тойнби, Сорокин).

V. Социологизм. М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс) понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Считалось, что социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д.  Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Ценности образуют сложную систему, специфическую для каждого конкретного типа общества. В ней выделяются следующие типы ценностей:

Þ смысложизненные;

Þ витальные;

Þ общественного признания;

Þ межличностного общения;

Þ политические;

Þ утилитарные.

ЧАСТЬ 2

Жан Бодрийяр. Прозрачность зла

- Оргия — это каждый взрывной момент в современном мире, это момент освобождения в какой бы то ни было сфере.

- Человечество спешит в пустоту, потому что все конечные цели освобождения остались позади.

- Существует 4 стадии ценностей: начальная, рыночная, структурная и стадия дробления.

- Общество клоническое, стремится к машинной жизни.

- Все становится сексуальным, все являет собой объект желания: власть, знания.

- Только буржуазия оказалась подлинным классом и смогла опровергнуть самое себя, заодно уничтожив капитал и породив бесклассовое общество.

- Современным механизмам информации, коммуникации, памяти, складирования, созидания и разрушения присуща ‘дьявольская беременность’, они столь избыточны, что заранее застрахованы от какого-либо использования.

- Большая проблема нашего времени: ничто не является само по себе источником наслаждения — надо заставить наслаждаться и самого себя, и других.

Я во многом солидарна с мыслями Бодрийяра касательно переисбыточности производства, поскольку на мой взгляд, сегодня действительно производится материальные блага производятся в таком количестве, что их не успевают потреблять. Касательно его идеи о всеобщей транссексуальности я также в большинстве своем согласна; с расцветом СМИ и развитием различных публичных сфер жизни общества человек начал стремиться к собственной идеализации, создании совершенной версии себя (причем, совершенной в первую очередь во внешнем отношении), а совершенство по сути своей уже не является естественным. Кроме того уже упомянутые медиа продвигают в массы общепринятый стандарт «совершенства», и человек осознанно или неосознанно стремится к соответствию с этим стандартом.

Т. Гоббс. Левиафан

- Неверные определения и обобщения – ненужная тенденция, которую нужно упразднить.

- 4 способа употребления речи.

- Из-за отсутствия метода, использования метафор вместо точных слов наблюдаются абсурдные умозаключения.

- В природе человека нет оснований для неравенства.

- Из-за равенства возможностей появляется равенство надежд, что привод к вражде.

- Естественное право- свобода человека делать всё, что он считает нужным для своей жизни.

- Государство-единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой большое количество людей.

- Церковь стремится к большей власти, поэтому выходит на политическую арену.

Касательно утверждений Гоббса относительно церкви я соглашусь, поскольку в нашей стране они проявляются очень ярко. Относительно идеи о природном равенстве я не могу полностью согласится; с одной стороны, при рождении мы все равны, но проявления человеческой индивидуальности так или иначе выделяют нас от других (талант, особенности психики и характера и т.д.)

Д. Белл. Социальные рамки информационного общества

- Телекоммуникации нужны для уклада нового социального строя.

- Информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества.

- Информацию можно получить множеством способов, что порождает конкуренцию.

- Информация — это власть. Доступ к информации есть условие свободы.

- 3 инфраструктуры, в последней (телекоммуникации и т.д.) произойдет революция, которая, возможно приведет к отказу от бумаги.

- От становления инфраструктуры зависят экономические и социальные изменения, что в свою очередь ставит сложные политические проблемы. Белл описывает несколько способов их решения.

- С развитием технологий упрощается полицейский контроль за человеком.

- В постиндустриальном обществе элита — это элита знающих людей.

- В связи с усилением международной коммуникации необходимо создать глобальную сеть банков данных и услуг.

В целом, я согласна с идеями Белла. Технологии, действительно, сегодня правят миром. Именно они являются движущей силой прогресса и развития всего нашего общества. Также я солидарна с Беллом относительно того, что «знание (информация) = сила».

И. Кант

- Императив-понятие, представляющее собой высший принцип нравственности.

- Благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий.

- Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, то есть не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.

- Человек является субъектом возможной безусловно доброй воли, он есть высшая цель.

- Для всех конечных существ, наделённых разумом, этот закон имеет форму принуждения и называется долгом, так как на них в то же время оказывают воздействие чувственные побуждения и потребности. У Бога это закон святости, так как его воля необходимо согласуется с моральным законом.

Кант, на мой взгляд, в своих утверждениях слишком усложняет и излишне возвышает представления о нравственности, однако общие положения его идей действительно актуальны и практически значимы; лишь объективные принципы, подходящие всем, могут стать законом, субъективизм здесь не нужен. Касательно того, что «человек есть высшая цель» я не согласна. Данный тезис является слишком обобщенным и принимает во внимание только одну сторону вопроса.

Лиотар. Состояние постмодерна

- По мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры — в эпоху постмодерна, изменяется статус знания.

- В эпоху постмодерна особую важность приобрел язык.

- Суть постмодерна — осознание разнообразия и плюрализма форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния.

- Знание – главная производительная сила.

- Экономическая «активизация» на современной фазе развития капитализма, поддерживаемая изменениями техники и технологий, сопровождается изменением функции государства.

- Бывшие полюса притяжения, созданные национальными государствами, партиями, профессиями, институтами и историческими традициями, теряют свою привлекательность

Идеи Лиотара во многом созвучны с идеями Белла, однако он на первые позиции ставит языковой метод, тогда же как Белл дальнейшее развитие технологий. Рассуждения о знании весьма занимательны, поскольку, с каждым днем область знаний человечества увеличивается. Знание – это не имеющая формы субстанция, которая движется и расширяется.

Маркс и Энгельс. Немецкая идеалогия

- Началом и двигателем истории является не мышлением абсолютного духа, а революционная практика.

- Главный недостаток – неактивность и созерцательность.

- В самом начале существует деятельность, которая порождает культуру, которая порождает видимую людям природу.

-  В деятельности материальное и идеальное еще не разделены, также как и субъективное и объективное.

- Особенностью людей является не то, что они мыслят, но что они производят, создают материальные условия своей жизни.

- Развитие производства приводит к разделению труда на земледельческий, промышленный и торговый. Также происходят отделение города от деревни и появление новых форм собственности.

- Способ производства определяет всю жизнь общества, все виды социальной деятельности представляют собой различные виды производства.

Всякая деятельность действительно ведет к развитию, а развитие – это жизнь, и да, бесспорно, для движения и прогресса простого созерцания реальности недостаточно, но Маркс и Энгельс развили эту идею в стремление к революции, что, по моему мнению, слишком преувеличено и гиперболизировано.

 



2019-08-13 362 Обсуждений (0)
Этика и аксиология. Специфика и функции морали. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этика и аксиология. Специфика и функции морали.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)