Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России
По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности: -Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. (регулирует деятельность фондовых бирж) -Федеральная комиссия по товарным биржам. (осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам). -Министерство финансов РФ. (устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах). -Центральный банк Российской Федерации. (регулирует деятельность валютных бирж). Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен проект Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках, а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам. Ниже приведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевую деятельность в России. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 года. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации. Постановление Совета Министров РСФСР "О деятельности товарных бирж в РСФСР" от 20 марта 1991 года, которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено начало свободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных бирж по некоторым вопросам, в частности: -введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах; -запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж; -установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн. руб.; -введена выдача лицензий на биржевую деятельность. Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 года. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правилам биржевой торговли. Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 год № 78. В нём дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий. Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами ( разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 года стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах. Согласно документу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "товарная биржа" или "биржа" и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. В законе дается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой. Постановлением Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 года № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. Роль государства в регулировании биржевой деятельности в России довольно значительна. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" для осуществления государственного регулирования деятельности товарных бирж и контроля за ними при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур была создана Комиссия по товарным биржам (КТБ). В состав этой комиссии включаются председатель, представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов и объединений, брокерских гильдий и ассоциаций, эксперты и представители от общественных объединений предпринимателей. В ст. 34 Закона определены функции Комиссии по товарным биржам: -выдача лицензий на организацию биржевой торговли; -осуществление лицензирования биржевых посредников, биржевых брокеров на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле и контроль за ними; -контроль за соблюдением законодательства о биржах; -организация и изучение деятельности товарных бирж; -разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов; -рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребление и нарушение законодательства в биржевой торговле; -разработка предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах. В ст. 35 Закона установлены полномочия Комиссии по товарным биржам: -отказ бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли установленным требованиям; -аннулирование выданной бирже лицензии или приостановление ее действия, если биржа нарушает законодательство; -направление бирже обязательного для исполнения предписания об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству; -направление биржевому посреднику обязательного для исполнения предписания о прекращении деятельности, противоречащей законодательству; -применение к бирже или биржевому посреднику соответствующих санкций в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии; -назначение государственного комиссара на биржу; -организация по согласованию с органами финансового контроля Российской Федерации аудиторских проверок деятельности бирж и биржевых посредников; -требование от бирж, расчетных учреждений клиринговых центров и биржевых посредников представлений учетной документации; -направление в суд или арбитражный суд материалов для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передача материалов в соответствующие правоохранительные органы. Для непосредственного контроля за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства на биржу назначается государственный комиссар, который обязан: -содействовать всемерному развитию конкуренции в биржевой торговле; -обеспечивать соблюдение прав всех участников биржевой торговли в деятельности товарных бирж и биржевой торговле, а также в решениях органов управления товарных бирж; -предотвращать любые формы дискриминации какого-либо участника биржевой торговли. Государственный комиссар вправе: -присутствовать на биржевых торгах; -участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (биржи с правом совещательного голоса; -знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржи и их решения, в том числе конфиденциального характера; -вносить предложения и делать представления руководителям биржи; -вносить предложения в Комиссию по товарным биржам; -осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам. Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами. Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг: -регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; -лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; -аттестация специалистов инвестиционных институтов; -страхование инвесторов; -аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; -надзор и контроль за проведением фондовых операций; -регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций; -раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством. Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка. Для получения лицензии на организацию товарной биржи в Комиссию по товарным биржам представляют следующие документы: -заявление; -устав товарной биржи; -учредительный договор или заявку на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи; -свидетельство о государственной регистрации товарной биржи; -правила биржевой торговли; -документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы; -документ удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов; -список учредителей и распределение между ними долей (в %) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы. Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документом, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления. Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты принятия решения о выдаче ей лицензии. Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе: -материалов, осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности товарной биржи; -официальных уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений. При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд. Биржа может быть ликвидирована по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг. Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи. В следующем параграфе курсовой работы, будут рассмотрены особенности регулирования и организации деятельности К ним относят учредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли. В учредительном договоре должны быть указаны: -учредители биржи; -цель создания биржи и способы реализации поставленной цели; -ответственность учредителей по обязательствам биржи; -первоначальный размер уставного капитала, деление его на акции и порядок распределения между учредителями; -права и обязанности учредителей биржи; -порядок распределения прибыли и учреждение резервного фонда; -условия прекращения деятельности биржи; -местонахождение и реквизиты биржи. В уставе биржи должны быть определены: -структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; -размер уставного капитала; -перечень и порядок формирования постоянных фондов; -максимальное количество членов биржи; -порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; -права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; -порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений. Правила биржевой торговли должны включать: -порядок проведения биржевых торгов; -виды биржевых сделок; -наименование товарных секций; -перечень основных структурных подразделений биржи; -порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах; -порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки цен биржевых товаров; -порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров; -взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок; -меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом; -контроль над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены; -меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер; -меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржи; -перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания; -размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей. Таким образом, биржа может рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |