Доля стран АТР во внешней торговле Дальнего Востока в млн. долл. США
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ АТР Условия для развития внешнеторгового сотрудничества
В настоящее время нет единой точки зрения и единого подхода к определению границ Азиатско-Тихоокеанского региона. Рассмотрим некоторые из них. Политический подход – научно необоснованный, конъюнктурно-зависимый. Географический подход. Согласно ему в зону АТР входят страны, выходящие к Тихому океану. При этом некоторые страны оказываются в зоне нескольких океанов одновременно. Если же учитывать страны, расположенные чисто в Тихом океане, то придется исключить американские страны, Австралию, Индонезию, Малайзию, Таиланд, Южную Азию, Россию, Монголию. Экономический подход основывается по степени хозяйственной интеграции, т.е. по интенсивности взаимных торговых и финансовых потоков между странами. Учитываются в основном следующие параметры: - темпы роста ВВП и внешней торговли; - удельный вес внутри региональной торговли в экспорте и импорте этих стран; - прямые инвестиции США и Японии в регионе; - центры банковской и финансовой деятельности в регионе. Для объективной оценки необходимо сравнивать такие показатели с показателями других регионов. Российские ученые рассматривают АТР главным образом в следующем составе: Северная Америка, Япония, КНР, Дальний Восток России (ДВР), МНР, КНДР, НИС (Сингапур, Гонконг, Юж.Корея, Тайвань), страны-члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней), Новая Зеландия, Океания. Автору эта точка зрения наиболее всего импонирует / 6, с. 6,18, 30 /. Основные внешнеторговые партнеры
Рассмотрим внешнюю торговлю Дальнего Востока со странами АТР. Основными внешнеторговыми партнерами Дальнего Востока являются Япония, КНР, Республика Корея и США. Остальные страны занимают в торговле Дальнего Востока незначительную часть (до 1,5% за исключением Германии и Вьетнама). До 1997 г. экспорт по всем основным партнерам, кроме КНР, увеличивался, но с 1996 г. экспорт в КНР увеличился и на фоне снижения экспорта в остальные страны, Китай вышел на ведущее место в экспорте ДВ, Если в экспорте Дальнего Востока Японии традиционно принадлежат лидирующие позиции, то в импорте она занимает только 3-4-е место. Современная структура импорта Дальнего Востока из Японии, хотя и носит инвестиционный характер, не способна оказать достаточного влияния на осуществление структурных преобразований экономики региона. Кроме того, на протяжении рассматриваемого периода доля Японии, а также Китая сократилась, в то время, как доля США и Республики Корея значительно выросла. Оценим долю стран АТР во внешней торговле Дальнего Востока. Как было указано выше, рассматривать будем только страны, имеющие значительную долю во внешней торговле Дальнего Востока – Японию, Китай, Республику Корея. Доля совокупной торговли Дальнего Востока с этими странами отражена в таблице 2. Показатели, отраженные в таблице говорят о высокой доле стран АТР во внешней торговле Дальнего Востока, причем по экспорту в последние годы – в значительно большей степени, чем по импорту (91 процент по сравнению с 61 в 1999 и 2000 годах). Вместе с тем, доля Дальнего Востока во внешней торговле стран АТР весьма низка.
Таблица 1. Доля стран АТР во внешней торговле Дальнего Востока в млн. долл. США
Остановимся кратко на торговле стран АТР с Дальним Востоком. Доля российского товарооборота во внешней торговле Японии в настоящее время ничтожна – менее 0,5%. В импорте Японии из России преобладают сырьевые товары (лес, уголь, рыба и морепродукты), в экспорте – машины и оборудование, транспортные средства. Расширение внешней торговли между Японией и Дальним Востоком России планируется в основном за счет реализации крупных соглашений в топливно-энергетическом и горнодобывающем секторе / 7, c. 76-77/. Во внешнеторговом обороте Китая Россия занимает 1,7%. Из Китая в Россию традиционно ввозятся товары народного потребления, продовольственные товары для удовлетворения нужд населения Дальнего Востока. В импорте Китая из России растет доля поставок технической продукции, связанной в основном с реализацией межправительственных проектов. Между тем, как указывалось выше, масштабы этих проектов на порядок ниже осуществлявшихся до начала рыночных преобразований в России. Сохраняется значительный спрос на китайском рынке на российские древесину, целлюлозу, а также нефть и природный газ. Доля России во внешней торговле Республики Корея также невелика и составляет 1,3%. В экспорте из Кореи в Россию преобладают также как и в китайском – продовольственные товары и промышленные потребительские товары более высокого ценового уровня, а также продукция машиностроения. Импортирует Корея из России различные ресурсы: высока доля металлов, химического сырья (синтетический каучук, удобрения и др.), продовольственных товаров (в основном – рыба и морепродукты), древесины и целлюлозно-бумажной продукции. Кроме того, Корея импортирует с территории Дальнего Востока энергоносители: уголь, нефть и нефтепродукты /10, с. 79/. В связи с вышесказанным, для оценки перспектив экспорта Дальнего Востока в страны АТР, необходимо рассмотреть сравнительную конкурентоспособность дальневосточных экспортных позиций на рынках этих стран. Такая оценка обычно производится в отраслевом разрезе в связи с тем, что каждая отрасль обычно имеет свой общий набор конкурентных факторов, таких, как качество продукции, состав затрат и соотношение их с ценами на продукцию, наличие ресурсов, устоявшиеся тенденции и общая динамика потребления продукции отрасли, конкуренция со стороны других производителей, поддержка отрасли со стороны государства и др.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |