Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Речевая логическая задача



2019-10-11 423 Обсуждений (0)
Речевая логическая задача 0.00 из 5.00 0 оценок




Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.

Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Наметив дидактические цели, воспитатель составляет речевые логические задачи, учитывая при этом опыт детей. Материал для составления задач он найдет в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» Д. Кайгородова, «Вести из леса» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова, а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.

Содержание и дидактическая цель логической задачи намечаются в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести детей к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственным путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления их причины. Наиболее трудны речевые логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.

Приведем примеры, в которых можно проследить, как постепенно усложняется содержание логических задач.

Усложнение содержания задачи и задания, предлагаемого ребенку, естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа: от односложных ответов (отгадка, определение) дети должны переходить к подробным, развернутым (описание, рассказ) с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.

Речевые логические задачи воспитатель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения.

Например, весной на участке детского сада много цветущих одуванчиков. Дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенностей этого цветка — не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Чтобы они обратили внимание на такое интересное явление, воспитатель предлагает им послушать первую часть рассказа М. Пришвина «Золотой луг»: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел».— Я прочла только начало рассказа, — говорит воспитатель. — Дальше писатель объясняет, почему луг становился то золотым, то зеленым, но я хочу, чтобы вы сами догадались. Педагог просит детей в течение нескольких дней понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона, на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. «Когда солнышко проснется, одуванчики тоже просыпаются»,— говорят дети. Теперь воспитатель читает конец рассказа М. Пришвина, подтверждающего правильность детских рассуждений:

«Тогда я пошел отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым».

Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.

Используя момент заинтересованности детей, педагог предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. Так завязывается интересная переписка, которая продолжается в старшей и подготовительной к школе группах. Письма от имени лесника составляет воспитатель. В них он включает загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года.

В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова «Полевой звоночек»:

Тихой раннею порой

После теплой ночи...

Вдруг—

Над самой головой,

Над колхозною землей

Зазвенел звоночек!

Весь в потоках света,

В дымке синеватой,

Солнцем обогретый.

Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит

И звенит, звенит, звенит!

Стал не больше точки

Полевой звоночек.

Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем «подталкивает» ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.

В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи.

Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.

Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.

Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.



2019-10-11 423 Обсуждений (0)
Речевая логическая задача 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Речевая логическая задача

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)