Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной вопрос философии .



2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Основной вопрос философии . 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ

ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ.

 

1. Происхождение и предмет философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Философия и наука

4. Специфические черты философского знания.

5. Функции и методы философии.

6. Основной вопрос философии.

Происхождение и предмет философии.

Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые это понятие использовал древнегреческий ученый Пифагор(около 580-500 гг. до н.э.).

Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-200 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда.

Практически в одно и тоже время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества.

Предмет философии не локализован в пределах одной формы знания, такая локализация невозможна, т.к. человек познает мир в целом, а именно, причины и закономерности его развития, место человека в мире.

Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии.

Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:

онтология – учение о бытии, гносеология– учение о познании, антропологияучение о человеке, социальная философия– учение об обществе, философия истории– учение об основных закономерностях развития истории, аксиология– учение о ценностях, этика– учение о морали, эстетика– учение о красоте.

В целом философию можно определить как знание о мире как едином целом и месте человека в нем, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.

2. Философия и мировоззрение.

Философияносит двойственный характер и рассматривается во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.

Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру.

Различают три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1. Мифология– мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.

Основные черты мифа:

· очеловечивание и одушевление природы;

· наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком;

· отсутствие рефле/ксии, абстрактных размышлений;

· практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.);

· эмоционально-образная форма выражения; описательный характер.

2. Религия – это верав существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образноебездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно:

· наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм),

· жесткая религиозная организация

· обязательный религиозный культ (обряды и традиции).

Религия носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология.

3. Философия – это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук», включающей в себя все известную человеку информацию на данный исторический момент (знание о природе, обществе, о нем самом). Но в 15 веке начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретной области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опирается в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.

4. Специфические черты философского знания:

 

1. Двойственностьфилософское знание имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде;

2. Философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним;

4. Философское знание имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.)

5. Философское знание  носит предельно общий, теоретический характер;

6. Философское знание содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

7. Философское знание во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

8. Философское знание является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

9. Философское знание изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

10. Философское знание имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на само себя);

11. Философское знание испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

12. Философское знание динамично – постоянно развивается и обновляется;

13. Философское знание неисчерпаемо по своей сути;

14. Философское знание ограничено познавательными способностями человека, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

5. Функции и методы философии:

 

1. Мировоззренческая (генеральная функция) – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. Методологическая- заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. Гносеологическая– имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности;

4. Функция социальной критики– означает, что философия дает оценку сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль) с точки зрения их соответствия идеалу;

5. Функция отражения культуры, означает, что философия является стержнем («душой» духовной жизни общества. Она улавливает и формулирует наиболее типичные и значимые идеи и умонастроения, идеалы своего общества.

6. Социальная функция– объясняет причины возникновения человеческого общества, его эволюцию, современное состояние, структуру и движущие силы; вскрывает общественные противоречия и указывает пути их устранения или смягчения.

7. Воспитательно-гуманитарнаяраспространение гуманистических ценностей и идеалов, привитие их человеку и обществу, укрепление морали, помощь человеку в адаптации к окружающему миру и поиске смысла жизни;

8. Конструктивная функцияозначает способность философии предсказать новые общественные, политические и научные идеи.

9. Идеологическая функция – означает участие философии в выработке идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы.

10. Интеллектуальная функция – поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению.

Основные методы философииэто пути и средства с помощью которых осуществляется философское исследование:

Диалектика– это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика– метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, (сами по себе, а во взаимосвязи с другими объектами), статично(игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно(ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

 

Основной вопрос философии .

Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система. Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа – проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?Именно этот вопрос является главным для философии.

В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.

Материализм признает первичной материю, идеализм – дух.

Идеализм бывает объективный и субъективный.

Существует и третье направление – дуализм. Он признает равноправное сосуществование двух начал - тела и духа. Свойство тела – протяженность, свойство духа – мышление (Декарт, Аристотель).

 

 

План семинарского занятия

1. Специфика предмета философии.

2. Отличие философии от религии и мифологии?

3. Взаимосвязь философии и науки.

4. Специфические черты философского знания.

5. Функции и методы философии.

6. Основной вопрос философии.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:

1. Найдите определения следующих философских понятий:

· Наивный материализм

· Метафизический материализм

· Диалектический материализм

· Вульгарный материализм

· Объективный идеализм

· Субъективный идеализм

· Солипсизм

Используйте сайт словарей «Академик» - http://dic.academic.ru.

2. Раскройте специфику видов материализма и идеализма:

3. Самостоятельно по учебнику раскройте вопросы:

· философия и наука

· философия в информационном обществе

 

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – это первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри. К.Гельвеций и др.)

Диалектический материализм– представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений

Вульгарный материализм– сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей – материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Согласно идеализмупервично духовное начало(Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему. Идеализм также неоднороден:

Объективный идеализмпровозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализмутверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм(от лат.solus – один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений.

Литература

1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие, 2-е изд. Перераб. И доп. – Брянск: Кцурсив, 2000 – С. 8-24;

2. Марков, Б.В. Философия: учебник для вузов. – СПб: Питер, 2012 – С.18 – 27.



2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Основной вопрос философии . 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной вопрос философии .

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)