Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология мониторинга



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Методология мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок




Города Москвы»

      1. Общие положения 

1.1 Настоящий Регламент мониторинга состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы (далее - Регламент) устанавливает общие правила организации и оценки результатов мониторинга состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы.

     1.2 Регламент разработан в соответствии с федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании»; Законом города Москвы «О развитии образования в городе Москве» от 20 июня 2001 г. №25; Приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009г. №59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников»; Приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 N 1365 (ред. от 29.08.2011) «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)»; Приказом Минобрнауки РФ от 09.10.2008 N 286 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях»; Письмом Минобрнауки РФ от 28.10.2011 N 09-15 «Об открытии аспирантур и докторантур»; Письмом Рособрнадзора от 02.08.2011 N06-413 «О государственной аккредитации образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура)»; Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.)  «Развитие образования города Москвы»  («Столичное образование»); иными нормативными правовыми актами, регламентирующими учебную и научную деятельность научной организации, Уставом МИРО, решениями Учёного совета, приказами и распоряжениями директора Института, иными локальными нормативными актами Института.

  1.3 Мониторинг состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы (далее Мониторинг) рассматривается как один из важных инструментов управления процессами в системе подготовки научных кадров высшей квалификации и обеспечения её качества. 

Методология мониторинга

Объектом мониторинга является система подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы.

Предметом мониторинга являются общие правила организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы, ориентированные на информационное обеспечение управления системой подготовки научных кадров высшей квалификации, позволяющие оценить ее состояние в любой момент времени и дающие возможность прогнозировать ее развитие.

Цель мониторинга: выявление количественно-качественной информации, позволяющей зафиксировать, насколько система подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ справляется с задачей обеспечения системы столичного образования необходимыми кадрами, и насколько полученные данные пригодны для принятия управленческих решений по повышению качества подготовки научных кадров высшей квалификации.

  Задачи мониторинга:

1. Анализ подходов и методов оценки качества и эффективности  деятельности аспирантур в отечественных исследованиях, создающих основу для определения показателей состояния подготовки научных кадров высшей квалификации.

2. Выявление ключевых критериев и показателей состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ с точки зрения ее эффективности и соответствия потребностям системы столичного образования в квалифицированных кадрах.

3. Сбор достоверной и объективной информации о состоянии подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ.

4. Анализ и оценка полученной информации в контексте ее соответствия потребностям системы образования Москвы в квалифицированных кадрах.

5. Формирование статистической базы данных, банков информации для осуществления оперативного наблюдения за состоянием системы подготовки научных кадров в подведомственных учреждениях ДогМ (фиксация актуального состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ и своевременное выявление изменений, происходящих в системе подготовки научных кадров, и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций в системе подготовки научных кадров высшей квалификации; краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов в системе подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ

6. Подготовка предложений и методических рекомендаций по вопросам реализации политики  Правительства города Москвы в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации кадров в подведомственных учреждениях ДогМ.

Для реализации данных задач мониторинга использована система методов: аналитический (сбор, анализ, систематизация и структурирование данных, всесторонне характеризующих деятельность);  контент – анализ; метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, отчетных и иных материалов; метод системного анализа; сравнительно-сопоставительного анализа (классификация и структуризация информационных, справочных и статистических данных); метод экспертных оценок.

Методы обработки и накопления информации: обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга, проводится сотрудниками лаборатории профессионального развития научных кадров ГБНУ МИРО на основе разработанной системы формализованных критериев и показателей (Приложение 1), сгруппированных в соответствующие формы отчетов образовательных учреждений подведомственных ДогМ, которые позволят проводить детальный анализ ситуации по подготовке научных кадров высшей квалификации, четко идентифицировать фактическое состояние выполнения установленных показателей за отчетный период, проводить анализ и оценку перспектив развития системы подготовке научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ.

Мониторинг состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы  осуществляется в соответствии со следующими организационно-методическими требованиями:

·  набор и формулировка показателей Мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;

·  критерии и показатели должны адекватно отражать положение дел в аспирантуре как научно – образовательной системы в совокупности всех составляющих ее элементов;

· критерии и показатели должны носить оценочный и одновременно прогностический характер с ориентацией на обеспечение эффективности системы  управления качеством профессиональной подготовки научных кадров высшей квалификации;

·  оперативность и достоверность получаемой в результате мониторинга информации должна обеспечивать возможность проверки всех возникающих вопросов по качеству профессиональной подготовки научных кадров высшей квалификации;

· периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора критериев и  показателей.

  Основные направления реализации мониторинга состояния подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы:

– мониторинг готовности образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы к реализации программ подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом имеющегося потенциала образовательного учреждения;

– мониторинг соответствия потенциала образовательных учреждений подведомственных Департаменту образования города Москвы, данным о потребностях в подготовке научных кадров высшей квалификации, заявленных данным образовательным учреждением;

– мониторинг объемов и качества образовательных услуг, оказанных по программам подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях Департамента образования города Москвы;

• мониторинг востребованности программ опережающего обучения, предлагаемых государственными образовательными учреждениями профессионального образования, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.

мониторинг востребованности научных кадров высшей квалификации системой столичного образования.

 Функции Мониторинга:

· Интегративная – оценка эффективности деятельности аспирантур носит комплексный характер и учитывает не только результаты, но и процессы, обеспечивающие устойчивое функционирование образовательной системы и достижение поставленных целей.

· Диагностическая – исследование состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации и происходящих в ней изменений в контексте ее соответствия потребностям системы образования Москвы в квалифицированных кадрах.

· Информационно-прогностическая – получение и распространение информации, позволяющей анализировать деятельность аспирантур и прогнозировать возможные пути развития системы подготовки кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ.

 

Осуществление системного Мониторинга должно обеспечивать формирование различные аналитических материалов и отчетов в целях принятия необходимых управленческих решений.

 Оперативность и достоверность получаемой в результате мониторинга информации должна обеспечивать возможность проверки всех возникающих вопросов по качеству реализации образовательными и научными организациями программ ППО.

Результаты могут быть использованы руководящими сотрудниками ДогМ, руководителями, учебно-методическими и научными подразделениями вузов и учреждений непрерывного профессионального образования городского подчинения для корректировки образовательной и управленческой деятельности

11. Мониторинг осуществляется в соответствии со следующимиметодологическими принципами:

· Принцип комплексности: набор показателей для оценки деятельности аспирантур должен содержать информацию о результатах подготовки научных кадров, потенциале подготовки научных кадров и процессных характеристиках реализации аспирантских программ.

· Принцип дополнительности:каждая из групп показателей комплементарна по отношению к другой, то есть дополняет информацию, получаемую из других индикаторов, что позволяет существенно повысить достоверность результатов мониторинга и их воспроизводимость.

· Принцип минимизации : количество индикаторов должно быть минимизировано, чтобы массив изучаемой информации и графическая интерпретация данных были удобными для обработки и восприятия, но достаточным для характеристики основных результатов, ресурсов и процесса подготовки научных кадров.

· Принцип сбалансированности: необходимость введения научно обоснованной весовой дифференциации показателей эффективности аспирантуры.

· Принцип доступности: возможность оперативного подсчета показателей эффективности или возможность экспорта показателей из отчетов ведомственной статистики.

· Принцип объективности информации: процесс мониторинга должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между научными и образовательными учреждениями и ………. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая в обратном направлении, также должна быть конкретной и полезной.

· Принцип достоверности данных:в качестве базовой информации о потенциале, активности и результативности деятельности аспирантур в подведомственных учреждениях ДогМ используются официальные отчетные статистические показатели.

· Принцип сравнимости данных: это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.

· Принцип адекватности: предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на осуществление образовательного процесса. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

· Принцип прогностичности: имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

· Принцип целевого назначения: предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности

 

12. Этапы мониторинга:

Этапы мониторинга Направления деятельности Способы реализации Результат
Аналитический   Анализ публикаций по вопросам оценки качества и эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации     Анализ источников информации. Выбор (обоснование) научно-методологического подхода к оценке деятельности аспирантуры. Выявление ключевых показателей результатов, ресурсов и процессов подготовки аспирантов
Разработ ческий - Разработка методики комплексной оценки деятельности аспирантуры. - Разработка регламента мониторинга состояния подготовки научных кадров высшей квалификации. Проектирование Методика комплексной оценки  деятельности аспирантуры. Регламент мониторинга.
Технологический - Сбор информации о состоянии подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ - Системный анализ и оценка полученной информации в контексте ее соответствия потребностям системы образования Москвы в квалифицированных кадрах. - Создание информационной базы данных Проведение мониторинга. Анализ и оценка состояния подготовки научных кадров. Обработка и сохранение данных. Результаты мониторинга. Информационная база данных.
Прогностический - уточнение - прогноз - подготовка выводов о … - подготовка предложений (методических рекомендаций) по изменению - принятия управленческих решений Прогноз. Обобщение данных исследования. Итоговый отчет

13. Ресурсное обеспечение мониторинга:

Мониторинг обеспечивается следующими видами ресурсов:

а) информационные ресурсы

· информационно-коммуникационные сети, программно-аппаратные комплексы подведомственных учреждений ДогМ.

· прогнозные потребности в научных кадрах высшей квалификации системы образования г. Москвы

б) кадровые ресурсы

· эксперты в сфере послевузовского профессионального образования из числа сотрудников ГБНУ МИРО;

· специалисты по разработке нормативной и организационно-методической документации подведомственных учреждений ДогМ;

· специалисты по разработке информационных баз данных из числа сотрудников ГБНУ МИРО

г) методические ресурсы

· положение о проведение мониторинга;

· план-график проведение мониторинга

· инструментарий для проведения мониторинговых исследований (система критериев, показателей и индикаторов);

· организационно-методические документы для проведения мониторинга (……………. Опросные листы для проведения ………… этапа мониторинга, методические рекомендации по реализации мониторинговых исследований, методические рекомендации по работе с базой данных, рекомендации по проведению анализа полученных результатов)

· оценочные средства для определения фиксации исходного состояния подготовки научных кадров высшей квалификации.

 

14. Организационная структура мониторинга и порядок взаимодействия участников и партнеров в процессе его реализации

  Для организации мониторинга разрабатывается и используется совокупность показателей и индикаторов (приложение 1), характеризующих состояние подготовки научных кадров высшей квалификации в подведомственных учреждениях ДогМ (результативность и ресурсную базу аспирантуры, а также качество процессов отбора кандидатов на обучение в аспирантуре и подготовки аспирантов).

    Среди них выделяются качественные показатели и индикаторы, фиксирующие наличие или отсутствие определенных характеристик и процессов подготовки научных кадров, и количественные, определяющие меру или степень их выраженности. Показатели и индикаторы также необходимо дифференцировать на результативные, характеризующие результаты деятельности аспирантур, и процессные, которые отражают состояние процедур и условий подготовки научных кадров.

Собираемый массив данных в разрезе как количественных, так и качественных показателей и индикаторов будет использоваться в дальнейшем анализе с целью минимизации рисков реализации программ ППО и принятия своевременных и взвешенных управленческих решений.

……………… Представленные в приложении 1 показатели и индикаторы сгруппированы в зависимости ………

Для реализации данных задач мониторинга разработана система формализованных показателей, сгруппированных в формы планов и отчетов учреждений …… , которые позволят проводить детальный анализ ситуации на местах, четко идентифицировать фактическое состояние выполнения установленных показателей за отчетный период, проводить анализ и оценку рисков реализации программ ППО

         Мониторинг состояния подготовки научных кадров высшей квалификации включает в себя весь комплекс процедур, позволяющий выявить динамику  системы в подведомственных учреждениях ДогМ в определенный временной период.

В целях мониторинга должно быть осуществлено взаимодействие ……………

По результатам проведенного мониторинга проводится анализ ……………………, определяются лучшие практики ………, проводится разработка методических рекомендаций по улучшению взаимодействия сторон с целью распространения лучших практик …………….. 

Результаты мониторинговых исследований, прошедшие обсуждение…………….., являются основанием для принятия управленческих решений ………………………….

 



2019-10-11 187 Обсуждений (0)
Методология мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология мониторинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)