Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий



2019-08-13 468 Обсуждений (0)
Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий 0.00 из 5.00 0 оценок




Эллинистическая философия

Предпоследний период развития философии Древней Греции, последовавший за Сократом. Основные черты эллинистической философии: принцип иррелевантности, этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Скептицизм (основатель Пиррон IV - III в до н.э.)

Они занимались критикой философии. Отрицали возможность всякого познания. Атараксия - невозмутимость. Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Эпикурейство (основатель Эпикур IV - III в до н.э.)

Эпикур развил идеи атомизма. Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца. Центральная идея Эпикура - стремление к наслаждению (принцип гедонизма). Высшим благом для философа является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Стоицизм (основатель Зенон IV - III в до н.э.)

Идеал стоика — невозмутимый мудрец, свободный от страстей. Весь мир представляет единое тело (природа). Философия - пантеизм («все есть Бог (Логос)»)

Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Основой мироздания считались огонь и воздух. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире.

Неоплатонизм (основатель Плотин III в н.э.))

Источником всего прекрасного является Единое бытие(есть Бог). Бог не является личностью. Есть чистое, идеальное, невозмутимое бытие.

Единое - ум - душа -КОСМОС (цель человека вернуться к единому)

7) Средневековая философия (IV-V в – XI в)

Особенность философии Средних веков является ее теоцентризм. Она была тесно связана с религиозными мировоззренческими системами и зависела от них.

Блаженный Августин 354—430

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что Оно существует, есть благо. Зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Душа— нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Человечество образует в историческом процессе два “града”: светское государство — царство зла, греха, дьявола, а с другой — христианскую церковь — царство Божие на земле.

Арабская, среднеазиатская и еврейская философия

Авиценна. (ок. 980—1037) отрицал творение мира во времени. миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле).

Аверроэс — (1126—1198), исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Бог, “совечный миру”, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души.

Маймонид (1135—1204) был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира.

Абеляр (1079—1142) защищал оригинальную позицию в спорах об универсалиях, т.е. о природе общих понятий и их объективности.

Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) Принципом является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Философия-предметом являются «истины разума».

Индивидуальность человека — это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Личность есть “самое благородное” во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.

Роджер Бэкон (1214—1292) Принципы его философии - преодолеть преграды в сознании людей.

Препятствия к постижению истины, которые мешают всем и каждому и не позволяют достичь мудрости:

- пример жалкого и недостойного авторитета,

- постоянство привычки,

- мнение несведущей толпы

- прикрытие собственного невежества показной мудростью. 

Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. Схоластическим дедукциям он противопоставил метод познания, основанный на эксперименте и математике.

Дунс Скот (ок. 1265—1308) Он считал, что предмет богословия — Бог, а предмет философии— бытие. Философия может постигать Бога не в качестве Бога, а лишь в качестве бытия. Душа едина. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы — формы телесности, которая отличается от самой души.

Уильям Oккам (ок. 1300—1349). Боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции. Предмет всякого познания — только единичное, индивидуальное, различая при этом познания интуитивное и абстрактное.

Об универсалиях

Спор между реалистами (от лат. ealis-действительный) и номиналистами (от лат. nomen-имя, наименование). Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий. Универсалии существуют трояким образом: “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность, или форма и “после вещей”, т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

Номиналисты, считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование “до вещи”.

           8. Философия нового времени

Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

Эпоха научной революции. Главенствующее место в науке занимает механика. Своим развитием философия Нового времени обязана углубленному изучению природы, и все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.

Френсис Бэкон (1561—1626). Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. “Знание — сила”.Наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств.

Томас Гоббс. Принцип - реальны только тела, а их атрибуты — величина, движение и свойства — субъективны. Он отрицал свободу воли. Учение о теле, учение о человеке, учение о гражданине — вот предмет философии Гоббса. От деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и “здоровье государства”; его отсутствие приводит к “болезни государства”, гражданским войнам или даже смерти государства.

Ренэ Декарт (1596—1650), стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей.Фундаментальным понятием рационалистических воззрений является субстанция. Принципы для научной мысли: - движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. - Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным относится идея Бога как существа всесовершенного. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности непротиворечивости операции самого мышления, расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское воззрение, признающее (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Блез Паскаль (1623—1662) —первый в истории мировой научной мысли ученый, прошедший через опыт механистического рационализма. Его основная мысль: “Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреоборимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреоборимой идеей истины”. Он выводил основные идеи христианства из традиции синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического толка. Он постоянно утверждал идею трагичности и хрупкости человека и одновременно говорил о его достоинстве, которое состоит в акте мышления: человек — “мыслящий тростник”, “в пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее”.

Бенедикт Спиноза (1632—1677), решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.

Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о “творении из ничего”. Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога — природой. Под Богом, писал Спиноза, я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

(2) Монизм (от греч. monos — один-единственный) при сохранении основных его воззрений — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа.

Джон Локк (1632—1704) писал: “Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья”.

Локк отвергал точку зрения о врожденных идеях, обосновывал сенсуализм (познание из органов чувств) в противоположность рационализму Р. Декарта.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Готфрид Лейбниц (1646— 1716) Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его “виновником и господином”.

Он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.

Утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.

Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Беркли доказывает верную мысль — об относительности наших восприятии, их зависимости от состояния субъекта.

Дэвид Юм (1711—1776),относится к агностицизму.

Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток “впечатлений”, причины которых неизвестны и непостижимы.

В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

9.Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — “философия существования”, Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности”.

Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

 Представители экзистенциализма — М. Хайдеггер, К. Ясперс ,Ж.П. Сартр и др.

Мартин Хайдеггер (1880—1976)

В своем труде “Бытие и время” М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался “забытым” традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему “открыто бытие”, именно такое бытие — экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем — человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму(1), с которым его роднили тоска по “невыразимому” и “неизреченному”, склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению. Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое и в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек i просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и “делание”, которое предполагает “заботу”



2019-08-13 468 Обсуждений (0)
Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)