Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общество: философские модели и типы



2019-08-13 238 Обсуждений (0)
Общество: философские модели и типы 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек как личность

Личность. Основные понятия

Индивид, индивидуальность, личность - понятия относятся только к человеку, ониконкретизируют понимание человека как существа, способного усваивать и создавать культуру.

Понятие "индивид" обозначает принадлежность человека к человеческому роду в целом и не включает в себя конкретных социо-культурных и психологических характеристик.

"Индивид"- это предельно простое и абстрактное определение человека: "человек в толпе".

Понятие "индивидуальность" - характеристика специфики, уникальности человека, неповторимости его социо-культурного бытия.

Понятие "индивидуальность" ук. на отличия конкретного человека от других людей, ставит его на одну плоскость с другими и на этой основе ук. отличия.

Человек, поскольку мы его знаем, т.е. отличаем от других, уже индивидуальность.

Понятие собственно "личность" - характеристика, которая подчеркиваетв человеке способность к самоопределению, к сознательному выстраиванию своей судьбы в контексте культуры.

Не все люди обладают этой способностью, поэтому не всякого человека можно назвать личностью в полном смысле слова, т.е. актуально, хотя всякий человек спрособен стать ею потенциально.

Личность -указание на волевое начало в человеке, способность не плыть по течению жизни, а сознательно определять ее цель, включая решение повседневных тактических задач в состав жизненной стратегии.

 

  Условия формирования личности

Формирование личность - процесс вмещения культуры в индивида, т.е. путь извне вовнутрь.

Культура складывается из двух гл. компонентов: орудия труда и способы общения людей друг с другом, благодаря которым люди обучаются использованию теоретических и практических орудий труда.

Поэтому формирование личности протекает как процесс обучения индивида правильному и творческому владению орудиями труда, по ходу общения более молодых поколенийсо старшими.

Итак, "человек в мире вещей" и "человек в мире людей" - основной контекст формирования личности. Этот процесс называют также процессом социолизации.

Социолизация бывает:

а) малая с. - усваоение индивидом опыта культуры через общение с первичным узким кругом людей, которые окружают его непосредственно.

б) большая с. - усвоение опыта общечеловеческой культуры, к-я в своем основаном объеме м.б. пережита человеком не лично, а только теоретическим опосмредованным путем, через знание осн. образцов.

Если малая с. вкл. в себя воспитание, усвоение ценностей, то боьшая с. предполагает обучение, т.е. освоение знаний, а ткже самовоспитание, воспитание взрослых.

Если малая с. строится несистематически, возникает изщ самого контекста повседневной жизни и не предполагает каких-либо специальных, социальных институтов (за искл. семьи), то большая с. осуществляется при посредстве особых соц. институтов по формированию личности, систематически с опорой на спец. методики освоения культуры.

Процесс с. никогда не является одномоментным, он совершается последовательно и непрерывно, и хотя не все люди проходят этот цикл до конца, т.е, становятся личностью, с. продолжается все время, пока живет человек.

 

  Этапы формирования личности

Ч. живет в культуре и всегда усваивает ее, формируя т.о. свою личность, однако этот процесс протекает в конкретных условиях,определяетсяуникальным сочетанием жизненных факторов и обстоятельств.

Главный среди этих факторов - др. люди, к-е встречаются человеку на его жизненном пути, эти люди представляют собой различные соц. группы, поэтому формирование личности - процесс движения индивида сквозь массив культуры, составленный раздичными соц. группами. На этом пути человек и становится самим собой, обьретае свое самосознание, свое Я как главное свойство личности. Данный процесс вкл. в себя ряд след. этапов:

- выбор, сознательное предпочтение одного жизненного варианта, конкр. соц. группы из множества возможных. Выбирает только человек, животное не способно к выбору, поскольку его существование жестко определено единствнным видовым вариантом.

Перед человекомвсегда открыт целый веер вариантов, где открывается возможность либо действие по имеющемуся стереотипу, либо действие по созданию нового стереотипа, т.е. творчество.

- ответственность. Делая выбор, Ч. вкл. в конкретные соц. группы, а вместе с этим принимает на себя соответствующие этим группам обязанности, т.е. он начинает отвечать за конкретные дела или другие люди доверяют ему.

- права. По мере взятых на себя обязаностей Ч. может требовать что-то от других, получать взаимную долю ответственности с их стороны.

В рез-те расширяется круг общения данного человка, поскольку др. люди становятся продолжением его активности.

- Т.е. права переходят в свободу.

Свобода человека не первична, а вторична, это результат исполнения взятых на себя обязанностей.

С др. стороны если Ч. полностью предопределен в своем поведении внешними условиями, то он не свободен и не отечает за свои действия.

-совесть. Т.к. свобода индивида реализуется только в мире др. людей, то она вкл. в себя внутренние самоограничения данного человека ради этих людей.

Такая свобода, обращенная вовнутрь индивида и есть совесть. Совесть - это как бы др. люди, которые вошли в индивида и стали мерой его отношения к миру, другим и к себе. Совесть - внутрений регулятор личности и показатель завершения опред. этапа ее развития.

-правда. Осмысленная согласованность индивид. поведения с полнотой культуры, к-я вопл. в обществ. нормах, т.е. в правилах взаимоотношений людей, определяется понятием правды.

Правда - закон совместного сущ-ния людей, основанный на совести как главном внуктр. регуляторе (правда - направлять - вести - совесть). Понятие правда не переводится на др. языки, где понятия правда и истина совпадают. Только в русском - то, что д.б., общественный идеал, реализуемый в будущем и истинный, ук. на то, что есть в данное время.

По завершению конкр. цикла личностного развития у человека открываются возможности нового выбора,поэтому развитие личности продолжается: Ч. входит в круг нового личностн развития и так, набирая круги, постепенно становится самим собой.

Пока Ч. жив он не завершен.

 

25.04

Тема 4. Смысл жизни

  Ценности и смыслы

Каждый человек живет в мире культуры, но при этом он всегда выделяет в ней что-то важное и значимое именно для себя. Такое отношение, в котором подчеркивается значимость, ценность чего-либо для человека и людей называется ценностным отношением.

Все многообразие культуры, вся совокупность составляющих ее матеральных предметов и духовных явлений может выступать предметом ценностного отношения, рассматриваясь при этом через соответствующие ценностные понятия - истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, вера, надежда, любовь, безверие, отчаяние и тд

Именно освоение ценностей позволяет человеку выделять и создавать в мире что-то сугубо человеческое, напр., увидеть красоту или творить добро.

Итак, ценности - это культура, проедставленная в ее отнесенности к человеку, сквозь призму сугубо человеческой, субъективной точки зрения. В этом плане культура - совокупность ценностей.

Обычно ценности разделяют на материальные и духовные, но при таком продходе слабо просматривается человеческое начало, кроме того, материальные ценности трудно отделять от духовных, поскольку и та, и другая группа обладают практической значимостью. Например, скульптура - духовная ценность, а слово может обладать практически-материальным воздействием.

Поэтому лучше разделять ценности:

1) предметно-практические

связаны с практическим использованием, с потреблением, с расходованием.

а) обращенные к биологической, физическеой природе человека - пища, ожежда, жилище, тепло и тд.

б) обращенные к социальной жизни людей

деньги, успех, здоровье

2) идеально-духовные

индивидуальные внутренне-психологические переживания человека

а) реальные события, конкретные предметы, прожитые или существующие в культуре

полет Гагарина в космос, победа в ВОВ

московский Кремль

б) чисто идеальные, духовные, теоретические явления

добро и зло, долг, любовь и тд

 

Педметно-практические ценности больше относятся к категории средств человеческого существования, а идеально-духовные - к категории цели.

ППЦ ориентируют человека на то, что есть, существует в настоящем времени или в самом близком будущем. ИДЦ - на то, что будет или должно быть.

ППЦ при использовании убывают, а ИДЦ - сохраняются и возрастают.

Ценности усваиваются в ходе воспитания, знания - в ходе обучения.

Ценности- главнй регулятор отношения человека к миру, к др. людям, к себе.

Ценности изучаются особым разделом - аксиологией.

 

Смысл - это тоже категория аксиологии. Смысл всегда указывает на что-то важное, главное. Т.е. смыслы - этр сжатые, сконцентрированныеп ценности, вкл-е идивидом в свой внтуренний мир, это усвоенные цуенности. Главным для человека выступает смысл жизни - некая ценость культуры, выделенная человеком из всего ее состава и превращенная в ориентир регулятор и цель его жизни.

 

  Смысл жизни: понятие и исторические варианты

СЖ - регулятивное понятие, истолковывающее ценности культуры с т.з. индивидуальнй жизнедеятельности человека, его неповторимой жизненной судьбы.

 

Понятие смысла вообще всегда подразумевает содержательность, охват: через смыслы человек входит в культуру, усваивает ее образцы и осваивает ее полноту.

Причем наличие смысла по отношению к тому аспеку культуры, который человек осваивает непосредсивенно влияет на эффективность деятельности по ее освоению: например, каторжник и геолог исполняют одну и ту же работу, копаясь в земле, но для одного - проклятье, а для другого - благо.

 

СЖ для каждого ч-ка - центральный среди всех других смыслов, т.к. обладать им - быть включенным в культуру, быть человеком.

 

В ответе на вопрорс о СЖ в истории культуры и фыилософии выработано 4 варианта:

1. эгоизм

СЖ направлен на личное благополучие, на индивид. ценности и цели как духовные, так и материальные.

Напр., обретение личного религиозного спасения в христианствеии или в буддизмн.Это может быть уход от мира, замыкние в узком кругу. Сад Эпикура в античности, потребительский индивидуализм.

Но такая сосредоточенность человека на частных целях, на дельгых аспечтах человеческрц личностт не дает человеку соотнести себя с целыъостным миром, понять свое назначение.Погоня за отдельными проявлениями культуры, порождает вечную неудовлетворенность и тд

2. альтруизм

СЖ гаправляется на внечеловеческие, внеиндивидуальные, сверхъестественые ценности. Напр., служение Богу, науке и тд при отказе человека от себя.

Здесь индивид рассматриваетсякак нечто вторичное, как средство для реализации внешних ценностей.

3. пессимизм

смысла нет и не может быть

Согласно Шопенгауэру с мире господствуют смерть, страдание и распад, а то, что люди уенят - обратая стоорона этих фундаментальных сущностей.

В 20 веке экзистенциалистцты утверждали, что совр. общество превращает человека в фцнкцию, в робота, лишает его СЖ. Это заставляет человека уходить от осознания этой бессмысоенноти через алкоголь, наркотики, секс, либо вообще из жизни. Таквсега происходит в кризисные периоды развития културы, но это только пизоды

4) оптимизм

СЖ есть, можноуказать пути его обретения

 

  Оптимистический вариант обретения СЖ

Если все прочие варианты ностят негативный характер, то здесь предпологается конкретизация, определенная программа действия, которая должна начинаться с простых очевидных вещей.

Настоящая жинь заключается не в том, чтобы просто существовать, пассивно двигаясь ъпо ходу событий, а в том, чтобы самому определять свою жизнь и жить свободно, осознанно, полноценно.

Это значит, что осмысленная жизнь д.б. содержательной, предполагая проживание мира в его целостности. Это д.б. неповторимая жизнь конкретного человека.

Значит в СЖ сочетаются 2 фактора: универсальность, т.е. полнота проживания мира и культуры, и уникальность.

Универсальное в уникальном - суть СЖ, к-япроявляется в самореализации.

СЖ- это самореализация, т.е. максимально полное воплощение человеком всех его задатков и способностей. Но такая самореализация предп. выполнение ряда конкретных условий:

чтобы обрести смысл через смореализацию, человек должен четко определить свои жизненные цели, ответив на вопрос, что ему нужно

но и сами по себе цели недостаточны для обретения СЖ, о чем свидетельствует псих. феномен "кризиса успеха". В этих случаях ч-к ставит "не свои" цели, а такие, к-е противополжны его личности и склонности. Поэтому ценности в качестве иориентиров для смысла жизни должны обладать и иными параметрами значимости. Значимость для себи предп. соответствие целей интересам и запросам данной личности - "моя" цель.

но этого недостаточно: ч-к живет в мире других людей и может реализовать себя только в этом мире, то его цель должна обладать не только индивидуальной, но и общественной значимостью. Достижение такой цели должна подтвердить осмысленность жизни данного индивида со стороны др. людей. Чем более соц. значимыми являются целии дела, с к-ми инивид связывает свою жизнь, чем большее число людей актуально и потенциально включается в его деят-ть, чем большее значение в жизни др. людей, тем содержательнее его бытие, осмысленнее, полноценнее.

Итак, чтобы обрести СЖ ч-к должен выбрать конкр. цель, значимую и для него лично, и для общества в целом и упорно двигаться к ее достижению.

 

28.04

  Историческая типология личности. "Зрелая любовь" по Фромму.

Типология - классификация по общему признаку.

Типология личности - по 2 принципам: по историческому (в процессе истории, развития культуры) и по психологическому (разные типы людей, сущ-е в одну и ту же эпоху).

Становление личности - усвоение фрагментов культуры, опыта культуры.

Выделяют типы личности, соответствующие историческим формациям:

•первобытная личность (не личность еще, только индивид, нет накопленного культурного опыта; носитель культуры - первобытная община, себя человек не выделяет, он сведен к выполнению функции в структуре общины)

•античная личность (индивид начинает превращаться в индивидуальность, в личность, но он тоже еще не выделен из окружения, из полисной общины)

•средневековая личность (христианство => ч-к начинает становиться частью мировой культуры, но это включение осуществляется только духовно; структура средневековой личности двойственна - тело темница души => аскетизм, умерщвление плоти, а значит, отказ от себя)

•личность Нового времени (распад средневековой культуры, общины; технический прогресс, ч-к становится свободнее, мобильнее. Но обретая свободу, ч-к скован рамками разделения труда, он не может себя реализовать, утрачивает ориентацию во всем объеме культуры, это ведет к распаду личности)

 

 

По Фромму, любовь - искусство жить в мире людей, причем осмысленно. Высшее проявлениеп полноценной жизни.

Потребность любить у люде реализуется в широком смысле. Любовь - преодоление человеческой разобщенности, избавление от одиночества.

Проблема в том, что и патологические способы избавления от одиночества:

-обращение к наркотикам, алкоголю, психотропным средствам, секс без обязательств (уход от обязательств, стремление забыться)

-конформизм (общество его не отвергает, в каком бы обществе не оказался)

-сверхактивность (свидетельство внутренней пустоты)

-симбиоз (как садисты и мазохисты, например)

 

Любовь - положительное отношение к себе и к миру. Результат внутренней работы человека. Он реализовывается в своем призвании и не уходит в патологию. Человек знает себя и знает, что ему нужно.

Зрелая любовь: братская, любовь к детям, к животным и тд. Т.е. любовь к ближним и любовь к дальним (сострадание чужим людям, братская любовь). Любовь детей к родителям отличается от любви родителей к детям ( более потребительская). Материнская любовь отличается от отцовской: всепрощающая и требовательная. Эротическая любовь требует полного слияния. Легко спутать с влюбленностью, считается, что влюбленность проходит, когда узнаешь человека, любовь не проходит.

Фромм подчеркивает, что истинная любовь к себе это не эгоизм, человек, к-й себя не любит, не способен любить других, если видит свою ценность, видит и ценность других. Жертвенность (не героизм в экстренных ситуациях) - свидетельство несовершенства личности (нельзя заключать всю свою жизнь в ком-то другом), неспобности любить.

Смысл жизни не в ком-то другом, а в себе самом.

Эгоизм и любовь к себе - абсолютно разные вещи. Эгоизм - неспособность любить никого вообще, отсюда сверхзабота о себе, утрата связи с другими, с теми, кто может подтвердить его значимость.

Человеку присуще не только заьота о ближних, как у животных, но и милосердие, сострадание к дальним.

Человек стремится обладать ("Иметь или быть" Фромма). Ч-к может существовать по двум принципам - принцип обладания и принцип бытия. Обладание - хочу всех и вся сделать своей собственностью (самого себя тоже). Ч-к ценен не за то, что он ч-к, а за то, чем он обладает.

Бытие - ничего четкого, вопрос у Фромма не прояснен. Есть категория "быть живым" - раскрыть все возможности, потенциал, способности.

Человек, раскрывший свои способности и нашедший свое место, способен к зрелой любви.

 

 

2.05

  Глава 4. Экзистенциальный вакуум

ЭВ - это психологическое состояние, которое возникает, когда у человека нет сил или возможностей обрести смысл жизни.

Данное состояние не зависитот возраста, олбразования, мат. положения и т.д., оно затрагивает все круги включенных в современную культуру и получает особое распространение во 2/2 20 века, когла огромное количество людей периодически или постоянно переживает ощущение тоски, одиночества,отсутствия понимания, в общем, депрессии разной степени интенсивности.

Главная причина ЭВ - утрата современными людьми смысла жизни., невозможность его обрести.

Это вызвано качественным изменением культуры: на протяжении всех предшестввющих тысячелетий ее существования в обществе всегда бфла ненхватка простейших средств физическеого выживания людей, т.е. педметно-практических ценностей.

Элементарные пища, одежда,жилище и др. проявления предметно-практических ценностей поэтому закономерно выступали для людей в роли главных жизненных целей. Именно в эту сферу и направлялась вся человеческая активность. Именно здесь люди реализовали себя и обретали смысл жизни. При этом жизнь конкретного человека в условиях традиционной культуры выступала лишь средством для воспроизводства племени, рода, общины и тд. Закономерно, что поэтому в традиционной культуре идеальные духовные ценности и соответствующие им смыслы либо оказывались на втором плане, либо либо признавались в своей значимости только среди немногочисленных высших классов.

В культуре современного типа по ходу ее формирования в 19 и 20 вв., особенно во 2/2 20 в. в процессе формирования общества массового потребления, нехватка предметно-потребительских ценностей либо существенно снизилась, либо исчезла вообще, а ориентация на их достижение в качестве жизненного смысла потеряла совю актуальность. С др. ст. идеальные духовные ценности выходят в современной культуре на первый план. Но в то же время, в культуре не было создано способа по научению людей обретать смысл жизни через усвоение этих идеально-духовных ценностей. Поэтому совр. люди и вынуждены жить в условиях отсутствия смысла жизни, его необретения - в ЭВ, в смысловой пустоте.

Но смысл жизни жизненно необходим человеку: он дает емуи понимание мира в целом и самого себя в этом мире. Будучи лищен смысла жизни, ч-к теряет ориентиры в окружающей действительности, у него обрываются связи с культурой, с др. людьми, вкл. собственную личность.

Такой ч-к начинает руководствоваться простейшими импульсами, примитивными влечениями, рефлексами, его повдение становится немотивированным, отзывающимся только на текущие раздражители, на "здесь и сейчас", чрезмерно эмоциональным, неустойчивым,отклоняющимся от общепринятых норм. В отношении к вненшнему миру у такого ч-ка преобладает агрессия,аксвоему внутреннему - депрессия. Стремление отключиться от этих негативных переживаний вообще поролждает склонность к алкоголю, наркотикам, патологическим развлечениям. Ч-к распадается как личность, деградирует, гибнет духовно и физически.

 

Глава 5. Пути выхода из ЭВ

Выход один - обретение человеком смысла жизни. Здесь есть два пути: воздействиена культуру в целом посредством выраьотки новых образовательно- воспитательных технологий, воздействующих на всех молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Для реализации этого пути необхолдимо понимание апологчиеского кризиса как глубинного механизма, вызывающего ЭВ. Данный путь еще не конкретизирован до конца. Второй путь - индивидуальная работа с конкретным человекеом, которая заключается в подборе адекватных для него ценностей, которые он мог бы превратить в свой смысл жизни. Этот индивидуальный путь представляет собой вариант психотерапии, к-ю разработали во 2/2 20 в. такие основатели гуманистической психологии, как Виктор Франкл, Маслоу, Роджерс.

Выделяются три группы ценностей, к-е в совкупности охватывают весь массив культуры, одну группу из к-х и должен при помощи психологов выявить ч-к для того, чтобы превратить ее в смысл жизни:

- ценности творчества, к-е ч-к способен создать сам для того, чтобы внести их в культуру,обретая приэторм смысл своей жизни;

- ценности переживания, к-е ч-к не творит сам, но к-е он способен переживать, поскольку они уже есть в культуре (природа, искусство, переживание уникальности др. людей - дружба, или уникальности др. конкр. ч-ка - любовь);

- ценности отношения, к-е ч-к использует в том случае, если он в силу сложившихся обстоятельств не способен ни продуктивно творить, ни переживать, но и в этом случае ч-к может отнестись к ситуации, к-ю в данное время он не способен преодолеть, чтобы как бы "натренировать" себя на проеодоление трудностей. В этом плане болезнь и даже смерть становятся ценностью: болезнь учит силе преодоления, смерть заставляет человека спешить реализовать себя.

 

Тема 5. Общество

 

 

12.05

Общество: философские модели и типы

1) Развитие представление об обществе. Основные концепции и модели.

2) Общество как целостная система. Консенсус и конфликт.

3) Основные сферы общественной жизни. Гражданское общество и государство.

4) Общество как исторически развивающееся явление. Формационная и цивилизационная концепция развития общества.

 

Проблемами общества первые занимались софисты и Сократ. Сократ говорил, что нужно знать истину (у Платона потом перерастет в мифы о пещере), суть вещей. Идеалистическая позиция (от идеи, эйдоса). Мнения не достигают цели, по мн. Сократа. Общество, чтобы не распасться, должно достигать каких-то результатов, целей. Софизм только временно может изменить чье-то мнение, но он никогда не изменит законов природы.

Платон - идеалистическая модель общества:

- обществом должны управлять философы, поскольку только они могут обрести знание, вспомнить мир идей, путем интеллектуалього созерцания увидеть другой день

три касты - ремесленники, воины и философы

-не должно быть частной собственности, но только у философов. Даже жены/мужья должны быть общими

-искусство, катарсис основополагающие для платоновского общества вещи

прричем, для обычных людей, как инструмент воспитания

Первая элитарная идеалистическая концепция общества, одна из первых утопий.

Ценность: первое теоретическое описание общества, имела попытки эксперимента, а также являлась частью более общей философской концепции.

 

Эллинизм.

Появляются эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, какое-то время кинизм.

Стоики - пневма, огонь, весь мир огненный и живой, огонь есть в людях. Делай, что должно, и будь, что будет. Не апология общества, сам решай, что должен делать. Есть судьба, но решать тебе.

Эпикурейцы - важна частная жизнь, это первичная реальность.

Неоплатоники - они реально понимали, что философы не возглавят государство, но обществом и миром управляют боги, они философы.

 

Аристотель. Если Платон шел от идей к проявлениям этих идей, то Аристотель шел от изучения мира к категориям. Исходить из реальных законов и вывести из них идеальные модели. У А. общество среднее, он представлял интересы среднего класса, большинства, умеренности. Сторонник демократии,опираться нужно на большинство.

 

Средневековая, христианская модель общества: модель патристики и схоластики.

Патристика: Град мирской и град божий. Мирской должен существовать по законам божьего. Бог постоянно вмешивается в дела людей. Мирским властям надо подчиняться пока они не преходят божьих законов, тогда можно восстать.

Схоластика: важен порядок, Бог нужен, когда что-то идет не так. Если общество нормально развиввется, Бог не вмешивается.

 

Возрождене.

Неклассическое возвращение к античности. Никаких полисов, время зарождения национальных государств.

Концепция Джордана Бруно, героического энтузиазма. Историю творят энтузиасты, они могут нарушать все правила. Концепция элитарна, но таким героем модет стать каждым. Некие базовые поступки, которые могут изменить мир, в т.ч.и общество.

Томас Мор, Томаз Кампанелла. Утопии.

Третья возрожденческая модель - Макиавелли. Изучения реальности общества. Республиканец. Все допустимо, если это интересах государя. Цель оправлывает средства. Сторонник республики, объединения Италии. Против нетерпимости, против монархии. Считал, что начинать строить общество надо не с идеальных моделей, а с реальности. Надо руководствоваться не идеальными законами, а реальными.

 

Реформация.

Ньютон.

Гоббс "Левиафан": продолжает мысль Макиавелли. Обществом правит сильнейший. Но надо ли это обществу? Нужны выборы, люди должны выбирать монарха, к-й мог бы ограничивать сильных, всех индивидуальных членов от имени общества. Механицизм, существуют законы общества - стремление к жизни, напр. Естественный договор.

По Монтескье, должна быть система противовесов - три власти.

 

Просвещение. Нужно воспитывать. Правителей вт.ч.

..., Адам Смит - пороки, нарушения приводят к развитию общества. Но общество не должно развалиться.

 

Модерн.

Фихте. Теория закрытого торгового гос-ва.

 

Постмодерн.

Марксизм. Есть предшествующее состояние общество, гражданское. Люди отчуждены от результатов. Постэкономическая формация придет, когда наука разщовьется достаточно.

 

Сферы общества:

социальная, экономическая, духовная, политическая.

Но есть и др. концепции:

экзистенциальная, Ясперса

цивилизационная, Гумилев, Тойнби

Вебер и его т. общества, тоже формационная, но не марксистская (существуют итдеальные типы людей, на развитие капитализма влиял не только прогресс, но и духовные установки)

 

 

16.05

Социальные группы. Социальные общности

СГ - социальные образования, которые выделяются в составе обществапо наличию одного или нескольких ведущих признаков, объединяющих людей в группу.В отличие от социальных уровней, принцип объединения которых направлен вовне (от ч-ка к ч-ву), в СГ этот принцип напарвлен вовнутрь (в состав группы).

Социальных групп может выделяться огромное множество - классы, нации, проф.группы, демографические образования (семья,население регионов, страны, чел-ва в целом), политические группы, малые группы (непосредственные личный контакт).

а) Этносы (нации)

Этнос - это группа людей, объединяющихся по опеделенному набору социо-культурных признаков, поэтому этнос это не раса, в этнос будучи педставителями одной нации могут входить представители разных рас.

Расовые признаки имеют генетическое происхождение, а национальные - социокультурные.

Основные прзнаки, хар-е этнос:

- территория

чтобы этнос сформировался, он должен не менее 200-300 лет прожить на однгой территории вусловиях относительно контактного существования

- язык

важнейшая социо-культурная хар-ка. Языки различаются по степени развитости, способности выражать смысл

- социально-психологические факторы

национальный характер, этническая психология и нацилнальное самосознание. Нац. хар-р - совокупность идеалных представлений и реального поведения, общность псих. склада. Нац. хар-р не наследуется генетически,но формируется в культуре в чрезвычайно сжатые ист. сроки - 2-3 покаления.

Из аспектов нац. самосознания самым важным является самоназвание ч-ка, включенного в конкретный этнос, т.е. имя этноса, к-е формируется только после того, как этнос прошел определенгый ист. путь взаимодейстия с др. народами и как бы поставил себя на одну платформу с ними, признав, что и они тоже люди. У самых примитивных этносов самоназвание совпаадет с понятием "человек" вообще.

Этнос проходит определенные стадии:

народность - примитивный народ, примитивное общлество

народ - формирование развитой трад. культуры на этапе феодализма

национальность - формирование нац., культурной государственности в условиях капитализма

нация - этнос выходит на мировой уровень, становится культурой, обладающей мировой значимостью

 

б) Классы

Соц. группы, к-е выделяются по экономическому признаку. В наст. время соц-классовая теория существует в двух версиях: марксистской и либерально-буржуазной.

В марксистской классово образующий признак - эк. фактор в виде отношения к собственности, которые закрепляются через власть, т.е. через политический фактор.

"Классами называются большие группы людей, к-е различаются по их месту в исторически определенной системе проиводства, по их роли в общественной организации труда, в системе разделения труда, по способам и размерам той доли общ. богатства, к-ю они получают." (Ленин)

"Классы - это такие группы людей, из к-х одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их местав системе хозяйства." Ленин

Согласно марксистской теории классов, классы образуют парные группы соответственно трем эксплуататорским общественно-эк. формациям (рабы-рабовладельцы, крепостны-феодалы, пролетарии-капиталисты). Классы отсутствуют при первобытно-общинном строе и должны исчезнуть при коммунизме, поскольку там исчезает неравенство людей по эк. признаку.

В либ-бурж версии главный классовообразующий признак тоже экономический, но не по отношению к собственности, а по уровню доходов. Три основных класса: высший, средний, низший. Высший - элита бурж. общества: миллионеры как представители финансовойи пром. буржуазии, управленцы высшего звена - 0,5-1-1,2%

Средний - подавляющее большинство населения современных развитых капиталистических стран, живущее за счет найма у государства и частных собственников, а также представители мелкого бизнесса. 50-70%

Низший - те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума, а также опускает их за черту бедности. 20-30%

В последнее вреям в составе низшего класса стали выделять группу маргиналов, т.е. людей, выпадающих из культуры, ведкщих асоциальный образ жизни в кругу преступности или на соц. дне. 10-12%

В Сов. России:

Высший- 1%

Седний - 10-15%

Низший - 70-80%

 

Понимание общества вкл. в себя раскрытие не только статики, но и динамики, т.е. ист.аспекта его существования.

 



2019-08-13 238 Обсуждений (0)
Общество: философские модели и типы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общество: философские модели и типы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)