Методика расследования краж.
Согласно ст. 158 УК РФ под кражей понимается тайное хищение чужого имущества. Это наиболее распространенное преступление против собственности. К числу обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании краж, относятся: - имела ли место кража; - время, место и условия ее совершения; - предмет кражи (что похищено преступником), его стоимость, признаки; - кому принадлежало похищенное; - способ совершения кражи; - субъект кражи (кем она совершена); - не совершена ли кража преступной группой, если да — степень виновности каждого участника группы; - место, время и способ сбыта краденного; - обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность виновных; - причины и условия, способствовавшие совершению кражи. Способы совершения краж можно классифицировать следующим образом: а) кражи государственного или общественного либо личного имущества граждан из помещений; они могут совершаться как путем взлома, так и без взлома; б) кражи личного имущества граждан, не связанные с проникновением в помещение (кражи из сумок, карманные кражи, обирание пьяных и др.); в) кражи, совершаемые путем злоупотребления доверием (с проникновением в помещение и без проникновения); г) кражи из автоматических камер хранения; д) кражи транспортных средств; е) кражи из автомобилей и др. Для первоначального этапа расследования краж наиболее характерны три типичных следственных ситуации: а) Лицо, подозреваемое в совершении преступления, задержано. При этой следственной ситуации задача заключается в собирании доказательств причастности лица к совершенному преступлению: задержание, личный обыск, при необходимости — освидетельствование подозреваемого; осмотр места происшествия; допросы потерпевших (либо материально ответственных лиц) и свидетелей; допрос подозреваемого; обыск по месту жительства подозреваемого. б) Лицо, подозреваемое в совершении преступления, не задержано, но о его личности имеется определенная информация. Основным направлением расследования является исследование материальной обстановки совершенного преступления, собирание и закрепление доказательств о заподозренных лицах, похищенном имуществе или ценностях, иных обстоятельствах преступления: допрос потерпевших или материально ответственных лиц; осмотр места происшествия; допросы свидетелей; назначение судебных экспертиз; оперативно-розыскные мероприятия. в) Сведений о лице, совершившем преступление, в распоряжении правоохранительных органов нет или почти нет. Действиям следователя свойственна преимущественно исследовательско-поисковая направленность. Для этой ситуации помимо следственных действий, перечисленных выше, характерны оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лица (лиц), совершившего преступление; розыск похищенного; осуществляется проверка по способу совершения преступления, по обнаруженным на месте происшествия следам, приметам похищенного имущества с использованием криминалистических учетов и другие мероприятия. Последующий этап расследования краж характеризуется проведением следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на развернутое доказывание. Важный фактор данного этапа — возможность тщательной подготовки следственных действий, подробного изучения личности обвиняемого и правильного выбора момента проведения тех или иных действий. Первая ситуация характеризуется достаточно полным объемом данных, полученных на предыдущем этапе и необходимых для доказывания всех обстоятельств и эпизодов преступной деятельности, а также изобличения лица, которое совершило кражу и признает свою вину. При этом следователь не имеет каких-либо сведений о совершении обвиняемым других преступлений. Поэтому его основная задача сводится к проверке и оценке имеющихся доказательств, а также информации, полученной при допросе обвиняемого. Вторая ситуация определяется тем, что собранных на начальном этапе расследования доказательств достаточно для предъявления обвинения лицу, совершившему кражу, и его изобличения, однако это лицо не признает себя виновным. В описанной ситуации деятельность следователя должна быть направлена на проверку доводов обвиняемого, выдвинутых в свою защиту, и их опровержение на основе имеющихся доказательств. Третья ситуация характеризуется тем, что собранных на первоначальном этапе доказательств недостаточно, но обвиняемый признает себя виновным и дает правдивые показания. Это происходит, как правило, при явке с повинной, когда потерпевший остается неизвестным. В подобной ситуации основная задача следователя — закрепление полученной от обвиняемого информации соответствующими доказательствами и дальнейшее собирание и исследование доказательств его причастности к совершенной краже. Четвертая ситуация характеризуется тем, что собранных на первоначальном этапе доказательств недостаточно и обвиняемый не признает свою вину. Такие ситуации возникают, например, при задержании лица во время реализации им похищенного имущества, когда преступник ссылается на законное его приобретение. Основной задачей следователя в этом случае является дальнейшее собирание и исследование доказательств причастности обвиняемого к совершенной краже и проверка, уточнение и опровержение доводов, выдвинутых обвиняемым. Пятая ситуация складывается, когда доказательств достаточно относительно одного или нескольких эпизодов кражи, но имеются данные, свидетельствующие о совершении обвиняемым других преступлений. В большинстве случаев на последующем этапе расследования проводятся: допрос обвиняемого, очные ставки, дополнительные допросы свидетелей, потерпевших, обвиняемых, следственный эксперимент, проверка и уточнение показаний на месте, предъявление для опознания, назначение судебных экспертиз.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |