Муниципальное управление и муниципальное хозяйство
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОТРАСЛИ
Рекомендовано к изданию Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Оренбург 2017
УДК 005.932(075.8) ББК 65.291.592я73 Л13
Рецензент - профессор, доктор экономических наук М. Г. Лапаева Лавренко, Е. А. Л 13 Муниципальное управление и социальное планирование в отрасли: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»/Е.А. Лавренко ; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 193 с. Основное содержание: теоретические основы содержания учебной программы дисциплины, вопросы для самопроверки, решение заданий, изучение ситуаций. Учебное пособие по курсу «Муниципальное управление и социальное планирование в отрасли» предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения. УДК 005.932(075.8) ББК 65.291.592я73
© Лавренко Е.А., 2017 © ОГУ, 2017 Содержание
Введение
Цель освоения дисциплины «Муниципальное управление и социальное планирование в отрасли»: сформировать целостное представление об организации процессов регулирования, методов и инструментариев, применяемых в управлении муниципальным хозяйством, формирование практических навыков и форм организации административной деятельности и путей их совершенствования. Задачи освоения дисциплины «Муниципальное управление и социальное планирование в отрасли»: - изучить положения об источнике муниципальной власти и ее социальных носителях, субъектах; изучить основные факторы, определяющие особенности муниципального хозяйства; - изучить задачи и цели муниципального управления; - изучить классификацию и структуру органов местного самоуправления; - изучить принципы построения структуры органов местного самоуправления; - изучить принципы взаимодействия органов и должностных лиц в органах местного самоуправления; - выделить основные этапы стратегического планирования в системе управления городом. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций: - ПК-1 умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения - ПК-23 владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций - ПК-25 умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов - ПК-27 способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления Изучение курса «Муниципальное управление и социальное планирование в отрасли» предполагает освоение теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими анализировать управленческие и социально-экономические процессы на конкретной городской территории, пользоваться методами научных исследований в различных направлениях местного самоуправления, а затем, в практической работе, принимать на основе полученных знаний оптимальные (объективные и субъективные) решения в области муниципального управления. Изучение дисциплины «Муниципальное управление и социальное планирование отрасли» базируется на знании таких дисциплин как «Социология», «Безопасность жизнедеятельности», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Демография», «Стратегическое управление муниципальным образованием», «Маркетинг», тесно связана с экономической географией, изучающей размещение производительных сил, и регионалистикой - территориальную организацию хозяйства, экономические районы. 1.Концептуально-методологические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства
Муниципальное управление и муниципальное хозяйство
Муниципальное хозяйство является составной частью муниципального образования, его объектом управления. Существуют две основные точки зрения на определение понятия «муниципальное хозяйство»: 1. Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство). Считается, что подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес к созданию условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории. 2. К муниципальному хозяйству относят всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит знак равенства между муниципальным хозяйством и местной экономикой, что фактически приводит к снятию вопроса о необходимости самого термина «муниципальное хозяйство», вместо которого можно использовать термин «местная экономика». Оба эти подхода имеют свои недостатки, поэтому при определении муниципального хозяйства вводят понятие «интереса», т.е. в чьих интересах действуют предприятия находящиеся на данной территории. Таким образом, муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на реализацию коллективных (общественных) интересов его населения. Специфика муниципального хозяйства. Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа определяют специфику муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (в части субъектов хозяйственной деятельности, использующих муниципальную собственность) с точки зрения ведения хозяйственной деятельности в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения возложенных на них общественных функций. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности по своей природе общественны. В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой своеобразное акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования, а «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде предоставления общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства: ведь жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых по их поручению органами местного самоуправления, и коллективными собственниками муниципального имущества. Вместе с этим органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, выполняющего государственные поручения, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых централизованными государственными структурами невозможно: производство различных услуг, отнесенных к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней. Кроме того, органы управления муниципальным хозяйством действуют и как заказчик тех услуг, которые отнесены к ведению муниципалитета, но не могут быть произведены предприятиями муниципальной собственности. Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности. Структура муниципального хозяйства. Рассмотрим структуру муниципального хозяйства и приведем классификацию связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Методика, предложенная для определения понятия «муниципальное хозяйство», базируется на том, что: 1. муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования; 2. деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов; 3. поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность - органы местного самоуправления. Исходя из вышесказанного, основной признак, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства,— роль и место данного элемента в реализации общественных интересов. С этой точки зрения можно выделить следующие элементы: - муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования; - иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований; - органы местного самоуправления. Роль каждого из этих элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию — регулируют деятельность двух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования. При построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они реализуют населению товары и услуги, а прибыль, полученная в результате их деятельности, также является собственностью данного местного сообщества. Следовательно, иметь хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгодно для муниципального хозяйства. Однако, для муниципальных предприятий, производящих социальные услуги, не свойственна ориентация на получение прибыли, ведь это означает зарабатывание средств для бюджета на слабообеспеченных категориях населения. Если муниципальные предприятия производят конкурентоспособную продукцию и высоко прибыльны, то они могут и должны быть выгодно проданы частным предпринимателям, поскольку требуют постоянной заботы о сохранении конкурентных позиций бизнеса и инвестирования в его развитие, что не соответствует целям муниципального управления. Таким образом, в структуре муниципального хозяйства должны доминировать организации, предприятия и учреждения, которые производят социально значимые услуги и продукцию. Деятельность этих предприятий нуждается в координации, чем на практике и занимаются органы местного самоуправления. Управление муниципальным хозяйством Содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления разделяется на два направления: властное и экономическое, т.к. методы деятельности этих органов по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми они вынуждены контактировать. Основные сферы жизни муниципального образования — производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления: - управление производством; - экономическое управление; - социально-политическое управление; - управление духовной сферой жизни территории. Этим видам управления соответствуют следующие виды управленческих отношений: 1. производственно-управленческие; 2. экономические; 3. отношения социально-политической организации населения; 4. отношения духовной организации населения. В реальной деятельности в процессе муниципального управления эти виды отношений выступают в единстве, основу которого составляют экономические отношения и отношения, складывающиеся при управлении социальными процессами. В связи с этим, правильнее разделить управленческую деятельность муниципалитета на хозяйственно-экономическую и социально-политическую составные части. Субъекты хозяйственной деятельности можно разделить: - на муниципальные предприятия и учреждения; - предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными. Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия; права же на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть. Для муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны. Органы местного самоуправления при управлении муниципальными предприятиями выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законным правом регулировать эту деятельность на своей территории. В процессе координации деятельности субъектов муниципального хозяйства органы местного самоуправления должны решать вопросы как общего взаимодействия с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и более глубокого регулирования хозяйственных отношений — для муниципальных предприятий и учреждений. Конечной целью всегда является реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. Следовательно, основной вид хозяйственной деятельности органов местного самоуправления — это подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан. Таким образом, — это деятельность органов местного самоуправления, направленная на реализацию общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства. Такое управление должно в обязательном порядке включать не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом. Муниципальное хозяйство имеет двойственную природу: муниципальный служащий должен обладать как знаниями, необходимыми для управления хозяйственно-экономической деятельностью (эти функции близки к предпринимательству), так и умением распоряжаться полученными средствами, реализуя общественные интересы (эти функции имеют характер, родственный государственной службе).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |