Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.



2019-10-11 173 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок




                     Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.

 

 

       Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентации             Цели   Приоритеты регулирования   Оценка роли государства  На спрос   Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)   1. Налогово-бюджетная политика. 1. Кредитно-денежная политика   Поощрение  На предложение   Создание стимулов деятельности (микроэкономика) 2. 3. Кредитно-денежная политика 2. Налогово-бюджетная политика   Ограничение

 

                          В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

                         Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

                      Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

                   По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

                     Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

                      В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

                      Что же происходит в обратном случае, то усть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

                       Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности

                       В общем, и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

  

               6.1 Бюджетно-налоговые инструменты

 

Бюджетно-налоговая политика – инструмент текущей конъюнктурной политики государства, ориентированной главным образом на поддержание макроэкономической стабильности. Как и денежно-кредитная и валютная политика, она определяет состояние платежного баланса страны, уровень задолженности, темпы инфляции и экономического роста. Политика в области налогообложения, государственных расходов и заимствований влияет на поведение производителей и потребителей, а также на распределение доходов и богатства в экономике страны. Основные решения бюджетно-налоговой политики на очередной финансовый год (уровень и динамика налоговой нагрузки, бюджетного дефицита и государственного долга) помогают снизить и предотвратить развитие возникших дисбалансов в макроэкономике. Реализуются они в ходе составления и исполнения государственного бюджета, который соединяет в себе бюджеты всех уровней и должен быть полным финансовым отражением участия государства в экономике, его взаимодействия с обществом.

При оценке состояния государственных финансов, определении основных решений в области бюджетно-налоговой политики и расчётах государственного бюджета используется весь комплекс методов статистического и макроэкономического анализа, экспертных оценок, нормативный и балансовые методы.

Соответствующий раздел годового Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должен включать и предложения по реализации в предстоящем году намеченных в долго- и среднесрочных прогнозах структурных реформ в бюджетно-налоговой сфере.

Рекомендации по проведению структурных реформ во всех типах прогнозов разрабатываются отдельно по налоговой и бюджетной системам с учётом достигнутых к моменту составления прогноза результатов реформирования и конкретных проблем, возникающих в ходе практического применения бюджетного и налогового законодательства.

 

             Реформирование налоговой системы

 

Основы действующей в настоящее время налоговой системы Республики Беларусь были заложены в начале 90-х годов и ориентированы на переход к рыночной экономике. Однако принятые в 1991-1992 гг. налоговые законы во многом отражали прежние подходы к налогообложению и не отличались глубиной проработки. Сама специфика переходного периода, неопределённость будущих структурных преобразований в экономике, отсутствие опыта и знаний о международной практике построения эффективных налоговых систем, приспособленных к условиям рыночной экономики, явились главными причинами того, что налоговая система Республики Беларусь, как и других стран СНГ, изначально имела существенные недостатки. К ним, в частности, относятся:

- Искажённая налоговая структура за счёт неоправданно высокой доли косвенных налогов и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;

- Наличие различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- Не проработанность вопросов введения и взимания местных налогов и сборов;

- Неупорядоченность введения различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов.

- Учитывая необходимость радикальных перемен, была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы республики, в соответствии с которой изменены сами подходы к преобразованиям в налоговой сфере.

- В этих рамках в течение 1997-2000 гг. были проведены существенные преобразования практически всех основных налогов и сборов (введена зачётная система налога на добавленную стоимость, принята новая редакция законов об акцизах и подоходном налоге с физических лиц, существенные изменения внесены в законодательство о налогах на прибыль и доходы), предприняты меры по сокращению и снижению ставок ряда мелких сборов и отчислений, а также их консолидации в бюджете путём преобразования в целевые бюджетные фонды.

-  Цель дальнейшей налоговой реформы заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и на этой основе постоянно увеличивать государственные расходы и решать проблемы бюджетного дефицита, а в том, чтобы:

- а) по мере рыночных преобразований в экономике снизить общий уровень налоговых изъятий;

- б) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях, и улучшить налоговую структуру;

- в) повысить уровень нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям производителей и потребителей;

- При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

 

                   Реформирование бюджетной системы

 

За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль. Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация расходов и доходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

 Внесены существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизированы принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Ещё не завершённое формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами.

Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса ещё столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы. Требуется серьёзная реформа бюджетного законодательства. Основными целями этой реформы являются:

- обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

- прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

- создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

- снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;

- реформа меж бюджетных отношений на основе более чёткого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирование новых систем финансовой поддержки регионов. 

Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основой для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.

Общая схема расчётов и показатели бюджетно-налоговой политики

 

Бюджетно-налоговая политика разрабатывается, как правило, на очередной финансовый год. Её цели и направления непосредственно зависят от выбранного курса общей экономической стратегии и определяются прогнозируемым на предстоящий год состоянием экономической конъюнктуры. При высокой хозяйственной конъюнктуре (превышение совокупного спроса над совокупным предложением и превалирование инфляционных тенденций) целесообразно проведение жёсткой бюджетно-налоговой политики, предусматривающей повышение налогового давления, сокращение государственных расходов и бездефицитность бюджета. Такие меры в совокупности с жёсткой денежно-кредитной политикой и ограничительной политикой доходов позволяют связать избыточный спрос и подавить инфляцию. Напротив, если предполагается, что для экономики страны в прогнозируемом периоде будет характерна низкая хозяйственная конъюнктура (превышение предложения над совокупным спросом и избыточная безработица), целесообразна реализация мер мягкой, экспансионистской бюджетно-налоговой политики, направленных на снижение общего уровня налоговой нагрузки на экономику, увеличение государственных расходов и приемлемый уровень дефицита бюджета, что в конечном итоге стимулирует спрос и сбалансированный уровень производства.

Однако в реальной экономике тенденции не бывают столь однозначны и однонаправлены. Всегда требуется детальная проработка конкретных количественных параметров и характеристик бюджетно-налоговой политики в рамках выбранного исходя из состояния экономической конъюнктуры её основного направления. При этом следует иметь ввиду, что правильно сформулированная, построенная на общепринятых принципах налоговая система сама реагирует на колебания хозяйственной конъюнктуры за счёт “встроенных автоматических стабилизаторов” и, соответственно, нет необходимости в корректировках налогового законодательства для изменения конкретных значений общего уровня налоговой нагрузки на экономику. В этих условиях определяющее значение имеют решения о размерах и структуре бюджетных расходов, уровне и способах финансирования бюджетного дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга.

Разработка бюджетно-налоговой политики и осуществляемые на её основе расчёты бюджета предполагают определение конкретных количественных значений и качественных характеристик следующих основных показателей

1. Бюджетные доходы и поступления, формируемые главным образом за счёт налоговых платежей, поступлений от государственного имущества и других активов.

2. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику. Этот показатель рассчитывается как отношение фактических или прогнозируемых налоговых доходов государства к соответствующим значениям валового внутреннего продукта.

Однако, рассчитанный таким образом уровень налоговой нагрузки прямо влияет только на личный располагаемый доход населения. Кроме того, абсолютное значение этого показателя не всегда верно характеризует реальные тенденции налогового давления. Поэтому при прогнозировании конкретного комплекса мер и характеристик бюджетно-налоговой политики используется в основном показатель динамики общего уровня налоговой нагрузки, который непосредственно зависит от двух главных факторов, определяющих реальные тенденции изменений налогового давления на экономику: количества применяемых налогов и сборов и их ставок.

В странах с переходной экономикой помимо названных факторов принципиальными являются решения относительно пересмотра сложившихся методов построения и механизмов взимания каждого из применяемых налогов и сборов. В налоговых системах таких стран обычно присутствуют налоги, взимаемые непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), существенно увеличивающее реальное налоговое давление на экономику и за счёт допускаемого многократного налогообложения одних и тех же элементов стоимости, влияющие не только на динамику потребительского спроса, но и непосредственно на темпы производства, инвестиций и экспорта. Яркий пример такого налога – методы и механизмы взимания налога на добавленную стоимость, действовавшие в Республике Беларусь до введения с 1 января 2000 г. зачётной системы.

3. Объём и структура государственных расходов и обязательств.

4. Уровень и степень финансирования (ликвидации) бюджетного дефицита (профицита)

Это главные показатели бюджетно-налоговой политики, поскольку от их конкретных значений напрямую зависят возможности преодоления возникших в экономике дисбалансов.

Различают следующие методы финансирования бюджетного дефицита:

а) чистое иностранное кредитование (внешние займы);

б) займы у населения посредством продажи государственных ценных бумаг;

в) денежная эмиссия или имеющие те же последствия кредиты у национальной банковской системы. Наиболее сильная антиинфляционная мера – полное изъятие из обращения возникшего бюджетного избытка.

5. Уровень и динамика государственного долга.

Таким образом, содержательно весь комплекс конкретных решений и мер бюджетно-налоговой политики на текущую перспективу включает:

· выбор исходя из оценки состояния хозяйственной конъюнктуры и целей общего экономического курса основных направлений и задач бюджетно-налоговой политики;

· определение и количественную оценку необходимых изменений в динамике налоговой нагрузки на экономику и конкретных решений, обеспечивающих их достижение (изменения в налоговых ставках и количестве применяемых налогов и сборов, совершенствование методов построения и механизмов взимания конкретных налогов);

· оценку допустимых параметров уровня бюджетного дефицита (профицита), выбор и обоснование целесообразных способов его финансирования (использования).

· Определение возможных объёмов государственных расходов, выбор и обоснование приоритетов, определяющих их структуру в прогнозируемом периоде;

· Оценку допустимых параметров внутреннего и внешнего государственного долга. 

В соответствующем разделе годового Прогноза социально-экономического развития должны содержаться также предусмотренные в долго- и среднесрочных прогнозах меры реформирования налоговой и бюджетной систем, подлежащие реализации в предстоящем году.

 

    6.2 Денежно-кредитные инструменты

Современная денежно-кредитная политика зачастую вы­глядит "плаванием против течения", она призвана стимули­ровать деловую активность в условиях депрессии и стаби­лизировать экономический подъем, чтобы избежать пере­грева

Главной целью денежно-кредитной политики в 2001 году является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности курса по отношению к иностранным валютам. В 2000 году Национальному банку при поддержке Правительства Республики Беларусь удалось добиться положительных результатов в реализации относительно жёсткой денежно кредитной политики, что позволило перейти к единому обменному курсу белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, в определённой мере замедлить темпы инфляции, значительно увеличить государственные золотовалютные резервы.

Оценка сложившейся в 2000 году динамики макроэкономических показателей свидетельствует о том, что проводимая Национальным банком в 2000 году денежно-кредитная политика в целом оказала позитивное влияние на достижение параметров прогноза социально-экономического развития.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001 год включают основные итоги социально-экономического развития, денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы Республики Беларусь за 2000 год, анализ причин отклонений фактических параметров экономики и денежной сферы от прогноза на 2000 год, особенности развития экономики и целевые ориентиры, а также важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001 год.

В основу единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год положены макроэкономические характеристики, цели и задачи, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год.

Зависимость устойчивого экономического роста Республики Беларусь от внешнеэкономических связей, во многом определяемых курсом белорусского рубля, выдвигает в качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики обеспечение плавной предсказуемой динамики единого (унифицированного) курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2001 год

 

Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь и деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы.

Как составная часть экономической политики, важнейшими задачами которой являются закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, денежно-кредитная и валютная политика Республики Беларусь в 2001 году ориентирована на выполнение прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год”, Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Для обеспечения макроэкономической и финансовой стабилизации целью денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь в 2001 году является ограничение за счёт монетарных факторов инфляционных процессов на уровне не более 2.5 процента в среднем за месяц. На развитие инфляционных процессов существенное влияние в краткосрочном периоде оказывают факторы, находящиеся вне сферы денежно-кредитной политики (политика тарифов и налогов, политика регулирования цен на социально значимые товары и цен естественных монополий, разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов).

В качестве приоритетной задачи денежно-кредитной политики на 2001 год ставится обеспечение плавной, предсказуемой динамики единого (унифицированного) курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.

 

             Параметры денежно-кредитных показателей

 

В достижении цели и решении приоритетной задачи денежно-кредитной политики особая роль в 2001 году принадлежит формированию важнейших денежно-кредитных показателей в белорусских рублях, чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования в необходимых параметрах, а также обеспечению положительных реальных процентных ставок на денежном рынке. Проведение конкретных операций Национальный банк будет осуществлять на основе учёта складывающихся тенденций в развитии экономики и денежно-кредитной сферы, включая характеристики реального и номинального ВВП, условий внешней торговли и мировых цен, торгового и платёжного балансов, золотовалютных резервов, валютного курса, ситуации на денежном и валютном рынках.

При решении приоритетной задачи денежно-кредитные показатели в белорусских рублях являются индикативными. Однако в процессе проведения денежно-кредитной политики, исходя из зависимости курса белорусского рубля и инфляции от денежного предложения в белорусских рублях, денежно-кредитные параметры должны поддерживаться на определённых уровнях.

Важным условием также является увеличение и рациональное использование золотовалютных резервов государства, и, прежде всего чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования.

  Внутренние источники формирования иностранных активов за счёт покупки Национальным банком иностранной валюты будут ограничены в связи с направлением денежной эмиссии Национального банка на финансирование дефицита республиканского бюджета. Проблематичным также будет увеличение иностранных активов за счёт продажи акций и иного государственного имущества за иностранную валюту.

Масштабы изменения иностранных активов в связи с проведением Национальным банком интервенций на валютном рынке для удержания в предусмотренной динамике курса белорусского рубля будут зависеть от спроса и предложения на иностранную валюту. При увеличении денежного предложения в белорусских рублях на 59.1 процента и дополнительном реальном росте спроса на деньги для поддержания курса белорусского рубля в требуемой динамике валютные интервенции за 2001 год оцениваются в объёме 16.3 млн. долларов США. Если прирост рублевой денежной массы окажется большим, то проведение валютных интервенций потребуется в больших масштабах. При превышении предложения иностранной валюты над спросом на неё валютные интервенции проводиться не будут, создастся возможность увеличения чистых иностранных активов посредством покупки Национальным банком иностранной валюты.

    Таким образом, за 2001 год чистые иностранные активы увеличатся на 20.8 млн. долларов США и на 01.01.2002 составят 171.3 млн. долларов США, в том числе чистые иностранные активы в СКВ (или чистые международные резервы) – 160 млн. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной политики также подчинены обеспечению заданного курса белорусского рубля.

Особая роль при этом принадлежит процентной политике. Её основным ориентиром является формирование условий для обеспечения устойчивого превышения доходности по операциям в белорусских рублях над доходностью активов в иностранной валюте при положительном уровне процентных ставок в реальном выражении.

В 2001 году сохранятся, в основном, подходы к формированию обязательных резервных требований, сложившихся в 2000 году. Основным положением обязательного резервирования от средств, привлекаемых банками в белорусских рублях, останется механизм усреднённого поддержания требуемой величины резервов в течение месяца. Это позволит банкам на безэмиссионной основе использовать часть резервного фонда для регулирования своей текущей ликвидности, что будет способствовать сглаживанию колебаний ликвидных средств банков и процентных ставок межбанковского кредита. Норма обязательного резервирования в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования может использоваться при необходимости для поддержания денежного предложения и текущей ликвидности банков на уровнях, обеспечивающих достижение курсом белорусского рубля заданных параметров. В течение 2001 года будет поддерживаться, в основном, сложившийся на конец 2000 года уровень резервных требований. При этом отдельным банкам не будут представляться дополнительные льготы по резервным требованиям.

Ресурсную поддержку банков в 2001 году Национальный банк предполагает осуществлять в ограниченных объёмах и на условиях, которые соответствуют заимствованию у кредитора последней инвестиции, к ресурсам которого обращаются лишь в случае острой нехватки ликвидности в банковской системе в целом.

Проведение намеченной на 2001 год денежно-кредитной политики и эффективность её воздействия на развитие социально-экономических процессов в Республике Беларусь непосредственно зависят от создания соответствующих условий в сфере развития банковской системы, финансового рынка и реального сектора экономики, а также от реализации Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год и исполнения Закона Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год”.



2019-10-11 173 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)