Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный эксперимент



2019-10-11 198 Обсуждений (0)
Контрольный эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов

 

Цель: сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Задачи:

1. Проведение методики для выявления и сравнения с ранее полученными результатами диагностики уровня сформированности операции классификации у дошкольников;

2. Обработка полученных результатов.

Для проведения контрольного эксперимента мы воспользовались методикой, которую использовали для проведения констатирующего эксперимента, но при этом мы изменили содержание карточек и свели до минимума помощь оказываемую дошкольнику.   

Техника проведения:

Для работы необходимы следующие карточки из стандартного набора предметной классификации; 1-море, 2-коза, 3-платье, 4-ромашка, 5-заяц, 6-куртка, 7-колокольчик, 8-повар, 9-пингвин, 10-груша, 11-книги, 12-стрекоза, 13- ребенок, 14-елка, 15-чайник.

Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно разделена на этапы.

I этап. Перед ребенком на столе раскладываются первые четыре карточки. Затем следует инструкция: «Вот перед тобой лежат четыре картинки (называется каждая). Сейчас я буду давать тебе другие картинки, а ты будешь мне говорить, куда их класть, к какой из этих картинок, которые лежат на столе, они подходят. Бот заяц. Куда ее нужно положить? К этой? Или к этой?

а) Если ребенок объединяет предметы по конкретно-ситуационному или случайному признаку, то ему дается краткое пояснение.

б) Если ребенок собирает группу правильно, но в объяснении опирается на несущественные признаки или не может дать название группы, то психолог дает верное объяснение или название.

в) Если при предъявлении следующей карточки (куртка) ребенок опять кладет ее не туда, куда следует, целесообразна следующая помощь - уточняющий вопрос: «Может быть, лучше положить ее в другое место? Подумай, куда лучше ее положить?

Если этот прием не помогает, то: «Посмотри, мы положили вместе свинью и лису. Почему мы так сделали? Потому что они животные! А это что? (показывая на куртку и платье)».

В последующем можно обращаться к любой правильно собранной группе. Все виды помощи, перечисленные выше, необходимо строго дозировать, дифференцировать и четко фиксировать в протоколе.

II этап. Предъявляется карточка - «груша». Ребенка предупреждают, что названия уже собранных групп могут меняться из-за новых картинок. Поскольку методика построена по типу констатирующего эксперимента, помимо дозированной помощи, в ее структуру специально введена сложная группа, состоящая из разнородных предметов и в большинстве случаев собираемая психологом. Цель - проверка усвоения ребенком более общего понятия и применение его на практике. Ребенку предъявляется картинка с книгами, которая должна быть сгруппированной вместе с прежде собранной группой «одежда» и названа «вещи». Психолог вмешивается в работу ребенка в указанном выше порядке (уточнение, организующая помощь, полный обучающий урок).

III этап. Начинается с последних 4 картинок (с 12-й по 15-го). На этом этапе допустима лишь «уточняющая» помощь (то есть уточнение словесных формулировок), так как именно здесь и выявляются окончательные показатели обучаемости ребенка на материале данной методики. Помощь детям ограничивается в основном подсказками в назывании собранных групп, легкой коррекцией ситуативных связей.

По результатам проведения методики оцениваются индивидуальные показатели обучаемости детей:

· высокий уровень – на выполнение методики было затрачено не более 5 минут, ребенок самостоятельно классифицировал группы;

· средний уровень – на выполнение методики было затрачено 5-8 минут, ребенок выполнял методику с незначительной помощью психолога;

· низкий уровень – на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут, ребенок выполнял методику с помощью психолога, затруднялся в названии групп предметов и вещей;

Полученные данные контрольного эксперимента отражены в таблице №4.

Таблица №4

 

   

Уровень

 
Дошкольник

Низкий

Средний

Высокий

Маша Ж.

Х

 

 

Лена У.

 

Х

 

Юля О.

 

Х

 

Лолита Г.

 

 

Х

Кирилл П.

 

 

Х

Данил Б.

 

 

Х

Никита Д.

 

Х

 

Сергей З.

 

 

Х

Денис Д.

 

Х

 

Артем М.

 

Х

 

           

 

При анализе полученных данных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов мы видим, что не все дети старшей группы имеют достаточно сформированный процесс классификации, но при соответствующей работе с ними этот процесс можно сформировать. Об этом свидетельствуют результаты вычисления общего числового показателя обучаемости, которые отражены в таблице №5

 

Таблица №5

 

   

Общий числовой показатель обучаемости

     
 

Высокий

 

Средний

Низкий

 

Кол-во

%

Кол-во

% Кол-во

%

4

40%

5

50% 1

10

                       

 

Данные таблиц №4 и 5 свидетельствуют о том, что показатели обучаемости дошкольников выросли, так, например, Лена У. и Артем М. имели низкий уровень обучаемости до проведения формирующего эксперимента, а в ходе контрольного эксперимента нами был выявлен средний уровень обучаемости у данных детей.

 

 

Заключение

 

Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:

Экспериментальные занятия по овладению операцией классификации в ДОУ №27 г. Ельца были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - выработать ряд методических приемов, включенных в обычные программные уроки и позволяющих овладевать приемами продуктивного мышления, а именно операцией классификации, следовательно облегчать усваиваемость материала и активизировать умственные способности дошкольников.

Анализ учебного материала, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способом, в соответствии с целями исследования. Полученные результаты эксперимента подтверждают наши предположения о том, что не у всех детей удалось сформировать операцию классификации. У одного ребенка Маши Ж. оказались сложности в овладении операцией классификации, но в тоже время, ввиду недостаточности времени по формированию данной операции мышления, мы не можем утверждать, что этот ребенок не обучаем. Возможно, при более длительном обучении у него можно сформировать данную операцию.

Результатом проведенной работы являются несколько методических рекомендаций:

В целях совершенствования овладения операцией классификации целесообразна дальнейшая разработка новых методик и использования нестандартных задач.

Систематически использовать на занятиях задания, способствующие формированию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных упражнений, учить их наблюдать, пользоваться аналогией, сравнениями и делать соответствующие выводы.

Учитывать индивидуальные особенности дошкольника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них, используя задания различного типа.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа над формированием навыков классификации дошкольников дело важное и необходимое. Поиск новых путей активизации умственной деятельности дошкольников является одной из неотложных задач современной психологии и педагогики.

Воспитателям детских садов можно рекомендовать использовать различные методики на развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, сериации, обобщения и т.д., формирование всех сторон мышления, в первую очередь – развивать обучаемость детей. Также формирование всех произвольных процессов (внимание, память) способствует повышению уровня обучаемости.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.

4. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей у ребенка. //Вопросы психологии. – 1983. - №2.

5. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения. Антонова Г.П. Икунина З.И. //Вопросы психологии, 1999, №2.

6. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. – Собр.соч., т.2 М., Педагогика, 1982.

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

8. Г.С. Абрамова Практикум по возрастной психологии, - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии//. М., 1966.

10. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992., кн.1.

11. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М., Высшая школа, 1966.

12. Д.Б. Богоявленская Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Детский психолог №6 Приложение к газете Приазовский край, Изд. Приазовский край, Ростов-на-Дону, 1993.

14. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. Т. II.

15. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. – В сборнике: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., Л., 1960.

16. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1976.

17. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // В кн.: З.И.Калмыкова (Ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

18. Кондратенко Т.Д., Котыло В.К., Ладывич С.А. Обучение старших дошкольников. – Киев, 1986.

19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

20. Краткий психологический словарь: сост. А.А.Карпенко. Под общей редакцией А.В.Петровского М.Г.Ярошевского. Москва: Политиздат. 1985г.

21. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1983.

22. Люблинская А.А. Ранние формы мышления ребенка. – В книге: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966 г.

23. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: 2-е изд. - Московский психолого-социальный институт, 2003.

24. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. /Под ред. Петровского А.В./ Москва, Просвящение, 1977 г.

25. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М., 1985.

26. Немов Р.С. Психология, книга 2, М.: 1999.

27. Новоселова С.А. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.

28. Обухова Л.Ф. Концепция Жака Пиаже: за и против. МГУ., 1981

29. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

30. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М., 1987.

32. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

33. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва 1967г.

34. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.      

35. Психологический словарь /Под. общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: 1990.

35. Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н.Н.Поддъякова/ Москва, 1985г.

36. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /под ред. Запорожец А.В./ М., 1965.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.

38. Ульенкова У.В. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей. – Дошкольное воспитание., 1989, №3, 4.

39. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. /под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А./ М., 1978.

40. Хрестоматия по психологии. М., Просвещение, 1977.

41. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960.

42. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М. 1978.

 

 

 

 



2019-10-11 198 Обсуждений (0)
Контрольный эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)