Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление коммерческого образования в России



2019-10-11 219 Обсуждений (0)
Становление коммерческого образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ходе финансово-экономических реформ выявилась необходимость более широкого распространения образовательного ценза для государственных служащих. К 1890-м годам образовательный ценз стал обязательным также для среднего и низшего звена финансовых чиновников и "банкослужащих". В соответствии с рядом указов директора отделений Госбанка и контролеры должны были иметь высшее образование; среднее звено, включавшее бухгалтеров, должно было обладать высшим или средним специальным образованием; на должности младших чиновников государственных кредитных учреждений могли быть приняты люди с образованием не ниже среднего специального. Под влиянием Министерства финансов в торгово-промышленных кругах России возрос интерес к организации коммерческих училищ, выражалась готовность выделить значительные средства на их организацию и содержание. Однако отсутствие законодательных норм мешало этому созидательному процессу. Отрицательно сказывалась и бюрократическая волокита со стороны Министерства народного просвещения, в ведении которого находились коммерческие училища. Как пример нежелания этого ведомства выпускать из-под контроля сферу коммерческого образования можно указать на обстоятельства, связанные с возникновением известного на всю Россию Александровского коммерческого училища в Москве. Инициатором его создания был председатель биржевого комитета, член правления Московского купеческого банка, известный промышленник и благотворитель Н.А. Найденов. Училище было задумано им в середине 1870-х годов, но Министерство народного просвещения тормозило дело почти десять лет. Это ведомство, озабоченное университетскими волнениями и проникновением радикальных народнических идей в гимназическую среду, прилагало немало усилий для "предотвращения вольнодумства". Проводя откровенно консервативную политику, министерство с неодобрением относилось к проявлению инициативы предпринимательских слоев в образовательной сфере. Только ходатайство министра финансов С.А. Грейга позволило Н.А. Найденову преодолеть все препятствия, и в мае 1883 г. Александр III подписал устав училища. Создание Александровского коммерческого училища стало важным этапом на пути к формированию системы отечественного коммерческого образования. Оно оказалось промежуточным звеном между первыми коммерческими училищами, в управлении которыми государство имело неоспоримый приоритет, и новыми коммерческими учебными заведениями, создаваемыми силами общественности и почти полностью независимых от власти. Министерство финансов, тесно связанное с торгово-промышленными кругами России, способствовало развитию этого типа учебных заведений, быстро откликавшихся на требования времени. В апреле 1896 г. Николай II подписал "Положение о коммерческих учебных заведениях"[5]. Реформа заключалась в том, что все коммерческие учебные заведения выводились из-под контроля Министерства народного просвещения, отличавшегося жесткой регламентацией деятельности подведомственных ему учреждений. Они передавались в ведение учебного отдела Министерства финансов, который возглавлял в 1896-1905 гг. известный деятель Русского технического общества И.А. Анопов. В ходе реформы создавалась трехступенчатая система, включавшая торговые классы, торговые школы и коммерческие училища. Министерство финансов, взяв под свою опеку коммерческие училища, гарантировало им материальную стабильность и условия для их количественного и качественного роста. Этому способствовало и максимально быстрое в условиях бюрократического государства утверждение уставов вновь открываемых коммерческих училищ. В результате, если за 1800-1880 гг. было образовано всего 8 коммерческих училищ, то с 1896 по 1902 г. в ведении учебного отдела Министерства финансов находилось уже 36 общественных и 16 частных коммерческих училищ. И процесс этот продолжался. По данным учебного отдела Министерства финансов, к концу 1902 г. начали работу еще 6 общественных и частных коммерческих училищ. Спустя десять лет после утверждения "Положения о коммерческих учебных заведениях" в России насчитывалось уже свыше 70 коммерческих училищ[6].


Заключение

 

Таким образом, рассмотрев тему «Купечество в социально-экономической структуре российского общества». И сделалав выводы,  что формирование купечества в XVIII — первой половине XIX в. происходило в рамках общего для всей страны процесса обособления и консолидации купеческого сословия на основе предоставления купцам сословных прав и привилегий на занятие торгово-промышленным предпринимательством. Основные капиталы купцов были задействованы в торговле, а основу коммерческих операций составляла скупка и реализация промысловой и сельскохозяйственной продукции в обмен на завозившиеся из Европейской России и зарубежных рынков промышленные товары. Торговля в рассматриваемый период еще не доросла до таких характерных для капиталистической эпохи форм организации, как биржи, магазины и т. п. Основная часть товарооборота у купцов приходилась на ярмарки, являвшиеся основным местом заключения оптовых торговых и кредитных сделок. Помимо торговли купечество устремлялось и в другие сферы предпринимательства-промыслы. Казенные подряды и откупа; транспортные перевозки; промышленность, к чему его понуждали, с одной стороны, торговые интересы, а с другой - характерное для эпохи первоначального накопления стремление использовать все доступные источники и способы накопления капитала, так как торговля в условиях недостаточно высокого уровня развития товарно-денежных отношений не обеспечивала желаемого уровня обогащения, тем более что в этой сфере купечество сталкивалось с наиболее острой конкуренцией со стороны предпринимателей из других сословий. Важнейшим фактором, определявшим развитие купеческого предпринимательства в рассматриваемый период, являлось также действие многочисленных регламентации и ограничений, накладываемых на предпринимательскую деятельность. Неотъемлемой чертой купеческого предпринимательства в рассматриваемый период было широкое использование порождаемых феодально-крепостническим строем методов внеэкономического принуждения (хотя сфера их применения на протяжении рассматриваемого периода и имела тенденцию к сокращению). Это проявлялось не только в использовании подневольного труда приписных работников из крестьян и ссыльнокаторжан на купеческих мануфактурах, но и в проникновении элементов кабалы во взаимоотношения купцов с наемными рабочими и приказчиками, наблюдавшемся практически во всех сферах купеческого предпринимательства.


Список литературы

1. Хорькова Е.П. «История предпринимательства и меценатства в России» Учебное пособие. – М., 1998

2.  Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. «Россия и мир» Учебное пособие. – М.,2002

3. Колоколов Т.А., Бондаренко Д.В. «Предпринимательство в России» Учебное пособие. - М., 2004

4. Степанова Н.А. «История России» М., 2004

5. Мироненко К.В., Розгон В.Н. «Сибирское купечество» М., 2005

6. Паллас П. Путешествие по разным местам Российского государства / Пер. с нем. 1770; Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествии по России 1824; Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, 1968.

 


[1] Е.Б. Черняк Анатомия истории «Великие люди России» М.,-1996

[2] В.И. Немирович-Данченко «Москва купеческая»

[3] О.В. Волобуев «Россия и мир» М.,-2002

[4] Хорькова Е.П. «История предпринимательства и меценатства в России» М.,-1998

[5] Степанова Н.А. «История России» М.,-2004

[6] Степанова Н.А. «История России» М..-2004



2019-10-11 219 Обсуждений (0)
Становление коммерческого образования в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление коммерческого образования в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)