Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка ключевых вопросов



2019-10-11 206 Обсуждений (0)
Постановка ключевых вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок




Корпоративная идеология

Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.

Нематериальное стимулирование

Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?

Самостоятельные поиски

Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:

1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.

2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)

3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.

4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)

5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.

Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.

В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.

Табл. 1 Группировка найденных категорий

Материальное Идеальное

Бытие

1. Реальное Потенциальное
2. Действительное Возможное
3. Практика Теория
4. Деятельность Недеяние
5. Содержание Форма
6. Пространство Время

Системность / Целокупность

7. Энергия Информация
8. Дробное Целое

Целостность

9. Неживое Живое
10. Частное Общее
11. Пустое Полное
12. Индивидуальное Коллективное
13. Дискретное Непрерывное 4. Протяженность
14. Изменчивое Неизменное

Изменчивость

15. Нестабильное Стабильное
16. Неуравновешенное Уравновешенное
17. Изменение Сохранение
18. Хаос Порядок
19. Различное Тождественное

Противоречивость

20. Противоречивое Непротиворечивое
21. Они Мы
22. Объективное Субъективное

Локализация и Направленность

23. Внешнее Внутреннее
24. Экстравертированное Интравертированное
25. Периферийное Центральное
26. Движение Покой

Активность

27. Пассивное Активное
28. Возбуждение Торможение
29. Процесс Результат
30. Реактивное Проактивное

Влияние / Субъектность

31. Объект Субъект
32. Подвергаемое воздействию Воздействующее
33. Непроизвольное Произвольное
34. Необходимость Свобода

Детерминизм и закономерности

35. Свобода Ответственность
36. Закономерность Случайность
37. Следствие Причина
38. Зависимость Независимость
39. Дифференциация Интеграция

Взаимодействие

40. Отражение Регуляция
41. Разрушение Созидание
42. Отталкивание Притяжение
43. Открытое Закрытое

Открытость / готовность к взаимодействию

44. Проницаемое Непроницаемое
45. Количество Качество

Мера

46. Единичное Множественное
47. Конечное Начальное

Время Периодичность

48. Одновременное Последовательное
49. Нерегулярность Регулярность
50. Осознанность Неосознанность

Познание / Информация

51. Анализ Синтез
52. Определенное Неопределенное
53. Постижимость Непостижимость
54. Опосредованное Непосредственное 16. Опосредованность
55. Относительное Безотносительное 17. Относительность
56. Сильный Слабый 18. Интенсивность

Табл. 2 Процессы взаимопереходов

Атрибуты

Процессы переходов

Атрибуты Материальное Идеализация Материализация, воплощение Идеальное Действительное ? ? Возможное Содержание Оформление Структурирование Форма Пространство ? ? Время Энергия ? ? Информация Дробное Интеграция Дифференциация Целое Частное Обобщение Конкретизация Общее Пустое Наполнение Опустошение Полное Индивидуальное ? ? Коллективное Дискретное Продолжение Прекращение Непрерывное Изменчивое Нестабильное Стабилизация, закрепление Дестабилизация, изменение Неизменное Стабильное Различное Обобщение? Различение, анализ? Тождественное Противоречивое ? ? Непротиворечивое Внешнее Экстериоризация Интериоризация Внутреннее Периферийное Централизация Децентрализация Центральное Пассивное Возбуждение Торможение Активное Объектное Реактивное подвергаемое воздействию Непроизвольное Перенос фокуса взаимодействия на объекты меньшей общности Включение во взаимодействие с более широкой общностью Субъектное проактивное подвергающее Произвольное Объектное Отражение? Регуляция? Субъектное Закономерное Дестабилизация Стабилизация Случайное Отталкивание ??? ??? Притяжение Открытое Проницаемое ??? ??? Закрытое Непроницаемое Количественное Идеализация новых свойств - атрибутирование Материализация сущностных свойств Качественное Единичное Воспроизводство Спецификация ? Множественное Нерегулярность Воспроизводство «депроизводство»? Регулярность Одновременное Структурирование Деструктурирование Последовательное Постижимость ??? ??? Непостижимость Относительное Перенос точки зрения внутрь Перенос точки зрения во вне Безотносительное

 


Табл.3 Системы координат

По сути – классификации объектов и явлений, находящихся на одном уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов.

Прошлое Настоящее Будущее    
Цель Средство Результат    
Хочу Могу Надо    
Тело Душа Дух    
Объект Субъект Предмет    
Пространство Время Энергия Информация Субстрат
Природа Человек Общество Техника Знаковая система
Биологическое Психологическое Социальное Культурное Духовное
Индивид Индивидуальность Личность Субъект деятельности Человек
Процесс Состояние Свойство   Явление
Игра Познание Общение Деятельность Активность
Активность Поведение Деятельность Работа Труд
Анализ Синтез Обобщение Абстрагирование Конкретизация
Ид Эго Суперэго   Личность
Аффективное Когнитивное Поведенческое    
Воздействие Взаимодействие ВзаимоСОдействие Недеяние (Обратная связь)
Онтология Аксиология Социология Диалектика Гносеология

 

Постановка ключевых вопросов

Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.

· С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

· Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?

· В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

· На каких принципах основывается построение системы категорий?


Часть 2. Теоретические возможности

Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

Категории Аристотеля

Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял Аристотель. Попробуем проследить его логику.

1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное.

· Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.

· Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.

· Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный".

2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи , другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".

3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий.

4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи.

Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".



2019-10-11 206 Обсуждений (0)
Постановка ключевых вопросов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка ключевых вопросов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)