Произведения для контрабаса
Сочинения Боттезини отличаются от подобных сочинений его современ-ников стройностью и логичностью. Его сочинения – пример правильного со-отношения между показом и развитием темы. Виртуозный блеск в частности его концертов в сочетании с чисто итальянской напевностью делают их значительнейшими, национально-самобытными концертными образцами в контрабасовой литературе. Концерт ля мажор носит характерное название “Бравурный концерт”. Это достаточно развитый трехчастный цикл. Первая часть состоит из ряда разно-образных по характеру музыки и темпу, подчас речитативных эпизодов. А вторая часть, так же как и ряд других произведений Боттезини, пронизана сплошной инструментальной колоратурой. В «Венецианском карнавале» написанном Боттезини для контрабаса, автор отдаёт дань великому скрипачу Н. Паганини, одноимённое произведение которого было в то время символом романтизма в инструментальной музыке. Тем самым Боттезини как бы подчеркивает свою приверженность к романти- ческому направлению в исполнительности. Интересно отметить совпадение основных тональностей вариаций у Паганини и Боттезини — си-бемоль мажор. Но у Паганини эта тональность достигается за счет поднятия строя скрипки на полтона вверх, а Боттезини достигает той же тональности за счет поднятия строя контрабаса не на тон выше, как это он делал обычно, а на малую терцию. Партия солирующего инструмента написана в интродукции в довольно высоком регистре и основана на одной теме. В конце интродукции из бравурных пассажей солиста образуется каден-ция.Тема, как и ее сопровождение, в основном совпадает с темой “Венецианс-кого карнавала” Н. Паганини. В вариациях привлекают внимание разнообразные фактуры и обилие флажолетов.“Венецианский карнавал” Боттезини известен не только тем, что в нем автор блестяще использует возможности инструмента, но и оригинальным развитием темы. Чисто инструментальная трудность этого сочинения требует очень высо-кого уровня исполнительного мастерства, поэтому после смерти Боттезини оно исполняется не часто. А другое яркое произведение —Тарантелла уже при жизни автора завоёвывает прочное место в концертном репертуаре контрабасистов. Тарантелла неоднократно издавалась во всем мире, а в1975 году она стала обязательным произведением в программе I-го международного конкурса контрабасистов в Марлойкирхеле. В 19 в. популярность Тарантеллы была настолько велика, что в 1859 году появилось её переложение для скрипки. Другой популярной пьесой является Элегия ре мажор, близкая по духу ноктюрнам Шопена, её поэтичность ставит это сочинение в число лучших произведений мировой контрабасовой литературы. Следует отметить и другие произведения Боттезини: Вариации на тему Паизелло «Прекрасная мельничиха», пьесы: Мелодия, Старый Робин Грей, а такжеБольшой концертный дуэт для скрипки и контрабаса, Фантазия на темы оперы Беллини «Сомнамбула»,Фантазия на темы оперы «Лючия де Ламермур». Д. Боттезини – автор 10 концертов для контрабаса с оркестром, из которых известны концерты ля мажор, фа-диез минор, си-минор. Кроме произведений для солирующего контрабаса известны дуэты для двух контрабасов. К раннему периоду относятся три «Больших дуэта», посвященные профессору Луиджи Росси. Все эти дуэты масштабны и насыщены виртуозными пассажами, двой-ными нотами и флажолетами. Среди ансамблей с контрабасами одно из самых значительных произведений – «Большой концертный дуэт» для скрипки и контрабаса с оркестром ля мажор. Этот ансамбль ставит перед исполнителями ряд технических и ансамблевых задач, с помощью которых показано много-образие возможностей этих контрастирующих друг с другом инструментов. Как и в большинстве других концертных сочинений, диапазон контрабаса расширен до предела. В «Большом … дуэте …» встречаются арпеджио 32-ми, триоли, двойные ноты. Одним из самых интересных произведений являются Вариации на тему Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Цикл в ариаций открывается восьми-тактным вступлением оркестра Andante mosso, после чего у контрабаса прово-дится тема Паизелло – чудесная пасторальная мелодия на шесть восьмых. Вариации построены на сложных авторских штрихах, на виртуозных пассажах триолями, в коде на фоне сложной фигурации контрабаса 32-ми в оркестре проводится основная тема вариаций. И вновь в последний раз у контрабаса умиротворенно звучит тема Паизиелло. По выразительности музыкального материала по широкому исполь-зованию всех виртуозных и певучих возможностей контрабаса, эти Вариации являются одним из лучших сочинений великого виртуоза. Их исполнение и в наши дни представляет для контрабасиста весьма большие трудности. Фантазия “Лючия” обнаруженная в архиве Болонской музыкальной библиотеки также является шедевром композитора Боттезини. Фантазия состоит из интродукции, в которой после вступления фортепиано контрабас исполняет свободный речитатив, за тем следует эпизод Moderato, где излагается у контрабаса тема, потом следует Adagio, со сложной партией солиста, содержащей скачки по всему грифу. Затем следуют два Allegro. В первом проходят виртуозные пассажи по всем струнам, во втором — широко развер-нутом — партия солиста наиболее виртуозна. Именно в этом разделе впервые появляется тема арии Лючии. Другая тема оперы Доницетти проводится в финальном разделе — в виртуозном Presto и в этой части проходят виртуозные гаммообразные пассажи по всему грифу инструмента. Помимо собственных композиций Боттезини осуществлял транскрипции произведений других авторов. Из них наиболее известны две — это Элегия Эрнста, изданная в начале 1970-х гг. в Италии под названием “Адажио меланконико эд аппасионато” и Медитации или Ария Баха — транскрипция широко известной Арии из сюиты ре мажор. Последняя пьеса имеется в двух авторских версиях клавиров и партитур в библиотеке консерватории Пармы. О ней известно, что в сентябре 1860 г. она звучала на концерте Боттезини в театре “Ла Скала” в Милане как новая композиция маэстро. Кроме того, Боттезини в 1848 г. на Кубе играл Попурри на креольские темы, написанные для него Л. Ардити. Даже беглый обзор пьес для контрабаса, входивших в репертуар Боттезини, показывает, насколько они были разнообразны по характеру и масштабу.
Выступления в России Сведения о Джованни Боттезини публикуются на рубеже 40-х – 50-х гг. 19 века. Многие русские композиторы ездили в Италию и Австрию, где Боттезини выступал уже в 1840-46 годах. Неизвестно, приезжал ли в эти годы Боттезини в Россию. Возможно первый приезд состоялся только в 1866 г. Начало 1866 г. в Санкт-Петербурге было насыщено концертами. В это время выступают виртуозы: скрипачи Ф. Лауб, Ф. Давид, О. Буль и Г. Венявский, виолончелисты отец и сын Серве, К. Давыдов, арфисты Цабель и Балота, гитарист Петтолети. И, наконец, в этом сезоне Петербург услышал знаменитого контрабасис-та. Выступление солиста-контрабасиста было редкостью. Старшее поколение любителей-меломанов еще помнило рассказы о концертных выступлениях в Петербурге контрабасистов-виртуозов Йозефа Кемпфера, и Доменико Франца Даль’Окка. Концерты Боттезини развеяли сомнения скептиков. Газета “Голос” писала: “…Инструмент Боттезини – контрабас; он играет на нем как Поганини на скрипке, певучие мелодии льются из под пальцев, смычок поет и баритоном и тенором, флажолеты льются соловьем. …Каждая из пьес обладает своим характером и трудно представить, что контрабас предназначенный для одного только оркестра, мог заключать в себе столько сокровищ, мелодий и так лелеять слух…” Известно также, что Боттезини приезжал в Россию и во второй раз, в 1872 г. Он посетил уже не Петербург, а Одессу. Культурная жизнь в этом городе была достаточно активна. Одесский оперный театр ставил такие оперы как “Макбет”, “Трубадур”. Концерт Боттезини состоялся 8 мая 1872 г. В программе концерта, опубликованной в газете “Odessauer Zeitung” значились следующие произведения: фантазия “Сомнамбула”, “Элегия”, “Тарантелла”. В конце программы Боттезини и скрипачи Консоло и Фельдау исполнили “Анданте” из трио доминор Ф. Мендельсона. На “бис” Боттезини сыграл “Венецианский карнавал”. Участники концерта Фельдау и Консоло были хорошо известными в Одессе музыкантами. Рудольф Фельдау был одним из самых известных одесс-ких пианистов. Фредерико Консоло успешно выступал как скрипач в европей-ских странах. Возможно, Боттезини выступал не только в Одессе, но и в других городах расположенных по пути из Каира в Одессу.
4. Роль Джованни Боттезини в развитии исполнительного искусства
Новые приемы открытые Боттезини в его виртуозных пьесах позволили превратить контрабас в солирующий инструмент, расширить исполнительские возможности, открыли новые краски в контрабасовом искусстве. В отличие от своих современников-контрабасистов Боттезини сочинял не просто виртуозные произведения, а сочинения, которые звучат как подлинные шедевры. Например, Тарантелла является как раз таким сочинением, котрое отражает народный итальянский характер, благодаря удачно найденному раз-меру на шесть восьмых, использованию натуральных флажолетов, пассажей на струне “ре”, с одновременно звучащей струной открытой “соль”. Яркая вступи-тельная каденция танцевальная тема и средний раздел Meno Mosso — где характер меняется. Оживленное движение сменяется распевной кантиленой. Далее вновь звучит танцевальная музыка. Эта пьеса выгодно отличается от тогдашних контрабасовых сочинений (19в.), в которых стремительные пассажи были только самоцелью. В Тарантелле автор использовал новые технические приемы. В частнос-ти, впервые в столь быстром движении применяются форшлаги, флажолеты, двойные ноты. Тарантелла — одно из самых эффектных произведений концерт-ного контрабасового репертуара. В Большом концертном дуэте скрипка и контрабас выступают как два равноправных инструмента. Партия контрабаса изобилует техническими трудностями. Здесь и двойные ноты и характерные для Боттезини арпеджио. Интересно сочетание флажолетов и скрипки и контрабаса, играющих в сексту. В расходящихся пассажах скрипка часть играет ниже чем контрабас. “Большой концертный дуэт” в числе самых популярных произведений с большими техни-ческими трудностями для контрабаса и его “состязание” со скрипкой. Исполнитель добившийся “ничьей” в соревновании со скрипкой — это Испол-нитель, которого можно по праву назвать виртуозом. Из всего перечисленного можно отметить стремление автора к блестя-щим пассажам, к натуральным флажолетам и арпеджио. Джованни Боттезини является автором собственной “Методы” т.е. “Школы” игры на контрабасе, в этом смысле является крупной фигурой в области педагогики. В первую половину 19 в. в Европе наметились два направления в области методики игры на контрабасе. Представители первого направления считали, что нотный материал следует распологать в учебниках по позициям. Этот метод в дальнейшем утвердился по всей Европе. Одним из создателей этого метода был профессор Пражской консерватории по классу контрабаса В. Гаузе, который в 1928 г. издал свою “Школу”. Одним из представителей второго направления — бес позиционного изложения нотного материала в 19 в. был Боттезини. Принципиально эти два направления расходились, прежде всего, по аппликатурной системе. Боттезини, его предшественники, его последователи считали невозможным охват на контрабасе полутона 1-2 пальцами, поэтому в первых трех позициях охват полутона они осуществляли 1-3 и 1-4 пальцами, а выше третьей позиции — 1-3 и 1-2 пальцами, а целый тон 1-4 пальцами. Метода Боттезини была издана в 80-х гг. 19 в. Она состоит из двух час-тей. Первая часть рассматривает оркестровую игру на контрабасе, вторая — сольную игру. В первой части Боттезини излагает общие методические принципы, после чего следуют практические указания. Предлагаются упражнения: ведение смычка по открытым струнам, для левой руки в одной позиции, освоение интервалов, украшение мелодичности голоса, переходы по струне, pizz. Во второй части “Методы” рассматривается сольная игра на контрабасе. Указывается строй (Ля-Ре-Соль) трехструнного контрабаса и приводится диапазон инструмента по его реальному звучанию от Си контроктавы до Си второй октавы. После изложения натурального звукоряда контрабаса Боттезини приво-дит натуральные флажолеты на всех струнах. Приводятся специальные упражнения для legato на высоких позициях струн Ля и Ре, даны двух октавные гаммы. Большое значение Боттезини придает штрихам, в частности большое значение Боттезини придавал выработке штриха — 2 раза вниз смычком. Заканчивается вторая часть “Школы” Боттезини т.н. “Мелодическими этюдами” с сопровождением фортепиано. При изучении “Школы” Боттезини выясняется насколько неестественна аппликатура хроматических ходов. Парадокс состоит в том, что: итальянская школа считала охват полутона 1-2 пальцами неудобным, а охват 3-4 пальцами — естественным. Но обратим внимание на постановку левой руки Боттезини с опущенным локтем и висящей кистью. Если учесть, что он держал контрабас наклонно, то это в связи с постановкой левой руки объясняет использование такой аппликатуры. Во всяком случае такой аппликатурой играли величайшие контрабасисты, в том числе и сам Боттезини. Вся “Метода ” Боттезини построена на гаммах и упражнениях к ним в соответствующей тональности.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |