Глава 5. Рентабельность и прочие показатели деятельности фирмы
Для оценки качества работы предприятия и ее руководства используются различные показатели. Их число в отдельных странах доходит до 80, что понятно: чем более всесторонний анализ проводится, тем больше информации (или тем больше объективности будет у информации) получат потенциальные инвесторы и кредиторы. Мы ограничимся только несколькими показателями, которые можно использовать для оценки эффективности управления: Показатели ликвидности: Общий коэффициент покрытия – показывает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы ей для погашения своих краткосрочных обязательств. Рассчитывается: отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам). От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании. Коэффициент срочной ликвидности – показывает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам. Рассчитывается: отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам. 1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств - показывает степень зависимости платежеспособности компании от материально - производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств. Рассчитывается: отношение материально - производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств (0,5 - 0,7). Показатели финансовой устойчивости: Соотношение заемных и собственных средств - показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Рассчитывается: отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы и кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу). Значение соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности). Коэффициент маневренности собственных оборотных средств – показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Рассчитывается: отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия. 0,2 - 0,5. Чем ближе значение показателя к верхней рекомендуемой границе, тем больше возможностей финансового маневра у предприятия Интенсивность использования ресурсов: Рентабельность чистых активов по чистой прибыли – показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Рассчитывается: отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов. Рентабельность чистых активов по чистой прибыли должна обеспечивать окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров. Рентабельность реализованной продукции – показывает эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции. Рассчитывается: отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции. Показатели деловой активности: Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала – показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период или сколько рублей оборота (выручки) снимается с каждого рубля данного вида активов. Рассчитывается: отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг. Нормативного значения нет, однако усилия руководства предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения деятельности. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала - показывает скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры. Рассчитывается: отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала. Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости означает бездействие части собственных средств, то есть свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости. Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета предприятия. Сложность сегодняшней ситуации состоит в том, что на многих предприятиях работники бухгалтерской службы не владеют методами финансового анализа, а специалисты, ими владеющие, включая и руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. Этой работой, как правило, занимается специальная служба предприятия (помимо ее аудиторов
Заключение
Благополучное финансовое состояние предприятия – это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования в условиях рынка. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования. Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия (производство, его потенциал, организацию, реализацию, финансовые операции, движение денежных потоков и т.п.) для выявления глубинных причин изменения финансового положения. Применение многостороннего комплексного анализа финансового состояния предприятия создает реальные предпосылки для управления отдельными показателями, и соответственно и для усиления их воздействия на улучшение финансового климата. Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.
Список литературы. 1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2000. 2. Мелихов С.А. Фирма и ее роль в рыночной экономике. – М.: Инфра-М, 2000. 3. Николаева И.П. Основы микроэкономики. – М.: Юнити, 2000. 4. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. 5. Соколов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М, 2001 6. Экономика и статистика фирмы: Учебник. / Под ред. проф. Ильенковой М.- М.: Финансы и статистика, 2000. 7. Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. – 2002. - № 2. С. 95-98. 8. Глазунов В. Управление доходами фирмы. // Финансы. – 2001. - № 8. С. 20-21. 9. http://www.finansy.ru/ 10. http://ek-lit.agava.ru/ 11. http://economicus.ru/ 12. http://eup.ru/
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |