Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема общественного прогресса



2019-10-11 322 Обсуждений (0)
Проблема общественного прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникли еще задолго до появления философии – в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмоc.

Платон понимает человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.

Аристотель настаивает на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. В Новое время специфику человека усматривали в разуме. Человек – это разумное существо.

Для Декарта душа и тело не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.

Для Канта человек двойственен: принадлежит природе, где господствует необходимость, и нравственной свободе.

Гегель развивал идею историчности человека. По Гегелю, человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах рассматривает человека как чувcтвенно-телесное существо.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует его свойства. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог – проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем – проблема богочеловека.

В различных философских направлениях человека рассматривали в основном как единство телесного и душевного; душа – вот что выделяет человека из природы.

2. Человек – это разумное существо, субъект социальных отношений и общения. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков. Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств – развитие мышления и речи, различных форм общения на определенных принципах морали, ценностных ориентаций и т.д. Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Только в своем единстве генетическая и социальная программы формируют человека. Есть две крайности. Одна из них – в сведении человека к животному началу. Противоположный подход заключается в недооценке биологических основ существования человека. Они объявляются несущественными, но в то же время подчеркивается значение социального в человеке.

3. Смысл жизни – прежде всего стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени им осознаваемая. Смысл жизни – регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает свойственные мировоззренческой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В истории философии существовало множество концепций, пытавшихся дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.

Теологическая концепция – у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека в его бытии в качестве осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, Вл. Соловьев и др.).

Социоцентрическая концепция – смысл жизни человека в идее служения людям, обществу, нравственным идеалам (К. Маркс, В.И. Ленин и др.).

Антропологическая концепция – смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).

Нигилистическая концепция заключается в отрицании какого бы то ни было смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж.-П. Сартр).

4. Общество является объектом изучения многих наук. Социальная же философия изучает наиболее общие закономерности и тенденции взаимодействия социальных явлений, функционирование и развитие общества, целостный процесс социальной жизни. Общество выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения – главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Существуют различные теоретические модели общества: натуралистические и материалистические.

Натуралистический подход – общество является естественным продолжением закономерностей природы, мира животных и космоса (Монтескье, Л. Мечников, Л. Гумилев и др.).

Идеалистический подход – основой общества является некое духовное начало (Гегель и др.).

Материалистический подход к общественному развитию разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, суть его составляет положение: способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Фундаментальная проблема в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей – отражение их общественного бытия в ходе практики. Общественное бытие – реальный процесс жизни.

5. Современная философия рассматривает общество как единый целостный организм, как единую систему. Общество разделяют на сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера – единство производства, потребления, обмена и распределения. Социальную сферу представляют этнические общности людей, социальные группы и классы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии и т.д.). Государство, как и политические системы, очень дифференцированно. Духовная сфера включает философские, религиозные, политические, этнические и другие воззрения людей, а также эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

Основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

6. В самом широком смысле слова субъект – тот, кто действует, а объект – то, на что направлено действие. Субъектами могут выступать отдельные индивиды, социальные группы людей и общество в целом. Побудительной силой действия являются интересы. Группа может быть субъектом деятельности, если у нее общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальные общности, их организации, индивиды, выдающиеся личности. Источник общественного развития – социальные противоречия, его движущие силы многообразны.

7. Проблема периодизации исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей. Существуют различные критерии членения истории на отдельные периоды: географический фактор, материальный, духовный и т.д.

Вико создал теорию исторического круговорота, в котором общество проходит через три века: век Богов, век Героев, век людей.

Основой деления истории для Гегеля был географический фактор. В соответствии с географией Гегель делит историю на Восточный, куда входят Китай, Индия и т.д., Греческий, Римский и Германский миры.

Маркс в основу деления истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. В социальную философию для обозначения различных этапов в развитии общества он ввел новую категорию – «общественно-экономическая формация». Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Маркс разделил историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В современных философских трудах существуют разные концепции периодизации истории. Некоторые (Р. Арон) утверждают, что всю историю можно разделить на индустриальную и доиндустриальную эпохи.

8. Понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В философии Нового времени появились идеи общественного прогресса, основанные на представлении о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед. Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительности труда.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является определение его критерия. Выдвигаются различные критерии прогресса: человеческий разум, производительность труда, способ производства, принцип счастья и т.д. Все эти критерии важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного исторического развития. Общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности.




2019-10-11 322 Обсуждений (0)
Проблема общественного прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема общественного прогресса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)