Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Позиция, не поддерживающая ношение хиджаба в школах



2019-10-11 263 Обсуждений (0)
Позиция, не поддерживающая ношение хиджаба в школах 0.00 из 5.00 0 оценок




Директором научно-исследовательского и аналитического центра при Комитете по делам религий Министерстве по делам религий и гражданского общества РК А .Әбдірәсілқызы, начиная с 2011 года был опубликован ряд актуальных статей по вопросу ношения хиджаба.Всесторонне изучив вопросы законодательства, автор впервые доказала совместимость правил о запрете хиджаба в школах с нормами Конституции и других законодательств РК. Систематизировав взгляды относительно хиджаба, автором проведен подробный анализ с историческо-традиционной, законодательно-светской и религиозной точки зрения.

Опираясь на изречение Пророка Мухаммада, выводы из классических трудов основателя ханафитского мазхаба - Абу Ханифы, автор основательно доказывает, что хиджаб не является прямым проявлением мусульманства «Истинное мусульманство проявляется не в форме, а в содержании. Ислам всегда возносил веру в сердце на первое место, тем самым осуждал все показное...Угроза для казахстанского общества не исходит из самого хиджаба, также не исходит она из распространенной религиозности, проявлямой посредством хиджаба. Угроза существует в чуждой – радикальной идеологии, скрытой под покровом религии. Эта угроза внедряясь в наш быт, разрушает национальную идентичность, самобытную культуру, внутреннюю стабильность и наносит непоправимый урон духовной безопасности», – считает А .Абдирасилкызы.

Согласно мнению религиоведа, к.ф.н. Е.М.Смагулова, цель системы образования в РК – это не только учеба, но и создание условий для полноценной реализации всех запросов личности, приобщение их к искусству, спорту, интеллектуальномуразвитию: «Практика показывает, что многие девушки-школьницы или студентки, надевшие хиджаб, не участвуют в общественной жизни, а учебу считают лишь второстепенным делом. Таким образом, выбирая хиджаб, многие девушки, даже не осознавая того, встают на путь самоизоляции, отказа от многих сторон обычной жизни молодежи. Необходимо понимать, что речь идет не о выборе между верой и неверием, на самом деле речь идет о полноценной реализации своего права на образование и развитие или самоизоляции, уходе от общества и противопоставлении себя школьному или студенческому коллективу».

Исламоведом К.Тышханом выражается определенная обеспокоенность, что в отдельных случаях родители отказываются от учебы детей из-за требований школ не использовать религиозные атрибуты, в т.ч. хиджаб. По мнению ученого такие родители ссылаются на шариат, согласно которому девочки с наступлением совершеннолетия должны покрываться. «Их ошибка заключается в том, что по их мнению совершеннолетие девочек наступает с 6-9 лет. При этом ими не учитывается ментальность, этнические особенности, духовные традиции того или иного народа. В этом возрасте дети еще не совсем сформированы как личности и не имеют устойчивых мировоззренческих позиций» подчеркивает К.Тышхан.

А.С арым, политолог: «На мой взгляд, детям, по крайней мере, до наступления совершеннолетия навязывать какие-либо религиозные или конфессиональные установки вообще не нужно. Это должен быть осознанный выбор человека, который на основании знаний, понимания придет к этому. Поэтому я против, когда маленьких детей заставляют читать намаз, либо носить хиджабы и прочие вещи».

Д.К ыдырбекулы, политолог: «Я считаю, что у нас светское государство, а потому у нас должны быть светские требования. Хотя, с другой стороны, запрет на ношение хиджабов противоречит демократическим нормам. Тем не менее, лично я считаю, что народ у нас верит, традиционно относит себя к исламу, и здесь ношение хиджаба – это не основная религиозная атрибутика».

По мнению казахстанского политолога, директора группы оценки рисков ДосымаСатпаева, если девушка пришла в школу или госучреждение в хиджабе, то это вполне можно расценить как ущемление прав другого человека, который не ходит в школу или на работу со своими религиозными атрибутами.

Депутат Сената Парламента РК В .Б обровЯ не могу комментировать действия руководителей учебных учреждений, потому что каждый случай индивидуален, но, в принципе, нарушать светские правила нельзя. Согласно Конституции у нас государство светское, и светские нормы должны соблюдаться со стороны представителей всех религий: христианства, ислама, иудаизма».

Депутат Мажилиса Парламента РК Г . БаймахановаШкола –этосветское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Кроме того, ношение хиджабов–этосвоеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию».

Депутат Мажилиса Парламента РК К . БурхановШкола есть школа, и форма сейчас универсальная, и я приветствую это, так как она дисциплинирует. Я против того, чтобы носили хиджабы или надевали одежду без разбора. Если в обществе вокруг этого будут вестись какие-то дискуссии и будет востребовано законодательное оформление, можно будет обсудить вопрос в Парламенте. Мне кажется, что сейчас особой такой необходимости нет. Не такая уж это проблема».

Депутат Мажилиса Парламента РК Жамбыл АхметбековТема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. Тем родителям следуют придерживаться всех правил».

Мнения экспертов, не поддерживающих ношение хиджаба, сводится к тому, что ношениехиджаба в школах не соответствует принципам светскости, отрицательно влияет на всестороннее развитие девушек и в определенной степени является ограничением прав и свобод ребенка и ущемлением прав других родителей, дети которых не носят хиджаб.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Подытоживая различного рода обсуждения и дискуссии по вопросу ношения хиджаба, следует отметить, что угрозу для казахстанского общества представляет не форма одеяния, а изменение формы религиозности и внедрение через нее  чуждой для светского государства идеологии. Потому что активизация проблемы ношения хиджаба отмечается в основном среди представителей НРТ. Дальнейшее обострение вопроса хиджаба со стороны представителей НРТ может послужить разжиганию межконфессиональной розни и нарушению внутренней стабильности общества, несет угрозу общей государственной безопасности.

Вместе с тем следует учесть историко-культурный аспект хиджабизации. Проникновение и распространение чужой культуры, прикрывающейся лозунгом религии, способствует стиранию границ идентичности, теряется национальный менталитет и нарушается единство народа, подрывается национальная и духовная безопасность общества.

Ношение хиджаба подразумевает отделение личности от остальных членов социума. Как показывает практика, хиджаб зачастую служит препятствием для участия женщины в социокультурной жизни общества, получении светского образования, работы в светских учреждениях, ограничивает активность женщин в сфере развития экономики, политики, науки, техники и производства.

На сегодняшний день в Республике Казахстан полностью сформирована правовая база по регулированию религиозной деятельности и государственно-конфессиональных отношений. В том числе правовое регулирование вопроса относительно хиджаба в общеобразовательных учреждениях обеспечивается на основе Конституции, Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Закона РК «Об образовании». Необходимость внедрения дополнительных норм по решению данного вопроса в законодательную базу в сфере религииотсутствует.

В целях соблюдения норм действующего законодательства РК о соблюдении школьной формы в средних общеобразовательных заведениях необходимо не допускать фактов ношения религиозной одежды в школах, и непосещения некоторых дисциплин по религиозным мотивам. Для этого требуется строгое исполнение норм законодательства.

В связи с вышеизложенным, рекомендуется:

1. За невыполнение соответствующих норм по соблюдению школьной формы следует разработать механизмы по привлечению кадминистративному наказанию родителей, с целью повышения личной ответственности родителей школьников, носящих хиджаб. При этом правовым основанием могут послужить следующие нормы.

В пункте 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»предусмотрено, что никто по мотивам своих религиозных убеждений не имеет права отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами РК.Согласно статье 49 Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители обязаны обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении, выполнять требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования, соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.

Несоблюдение отдельными лицами гражданских обязанностей влечет ответственность согласно законодательству РК, в том числе Административному кодексу РК. Поэтому граждане, выступающие против запрета ношения хиджаба в школе, а соответственно несогласные с проводимой государством политикой в сфере религии, должны нести ответственность согласно законодательству и привлекаться к административному взысканию (штраф). Данные положения следует изложить в статье 375 АК РК, внеся соответствующие изменения и дополнения, либо комментарии.

2. Духовное управление мусульман Казахстана, зарегистрированное как исламское религиозное объединение, не вправе вмешиваться в государственную политику. В компетенцию ДУМК должно входить, как и прописано в уставе объединения, обеспечение правильного и систематизированного проповедования исламской веры согласно ханафитскомумазхабу, проведение религиозных ритуалов в местах, предусмотренных соответствующими нормами законодательства, организация подготовки и переподготовки кадров исламских священнослужителей и др. Но вмешательство объединения в дела образовательных учреждений, которые носят государственный статус, означает нарушение конституционного принципа светскости. ДУМК необходимо четко обозначить и опубликовать собственную позицию по вопросу ношения хиджаба с обозначением своего невмешательства в проводимую государством политику в сфере религии, основанную на принципах светскости.

3. ДУМК рекомендуется разработать типовой образец женской мусульманской одежды, соответствующей национальной культуре и требованиям современного общества, и рекомендовать для женской части мусульманского джамаата в Казахстане. Несмотря на рекомендательный характер данной меры, она может послужить важным стимулом для поиска религиозной идентичности, вбирающей в себя традиционный образ мусульманки, национальные особенности и признаки местных культурных традиций.

4. МОН РК в целях исключения неоднозначных толкований и нарушений норм действующего законодательства, необходимо разработать и утвердить единую стандартную школьную форму для всех общеобразовательных учреждений РеспубликиКазахстан.

5. МОН РК необходимо рассмотреть обращения граждан относительно религиозной атрибутики в школьной форме учащихся централизованно и не возлагать эти обязательства на местные общеобразовательные заведения.

6. МОН РК совместно с МДРГО РК необходимо провести широкоформатную информационно-разъяснительную работу с сотрудниками общеобразовательных заведений и с родительской общественностью по недопущению религиозной атрибутики в школьной форме.При этом в состав специфической ИРГ для организаций образования не рекомендуется включать представителей ДУМК.

7. Нарастающее протестное настроение против соблюдения школьной формы свидетельствует о низкой правовой и религиозной грамотности граждан, в основном верующих. В связи с этим следует усовершенствовать и расширить информационно-разъяснительные работы в сфере религии, обеспечивая широкий охват населения, акцентируя внимание на сельские местности и отдаленные пункты. 

8. Происходящие в духовной сфере активные процессы и поиски граждан по самоидентификации, а также результаты проведенных исследований явно доказывают, что одним из основных средств противостояния экстремистской идеологии является возрождение традиционных духовных ценностей, основанных на нравственности и испытанных временем. Возрождение тысячелетней мусульманской практики и духовно-религиозных ценностей предков, применение их в соответствии с современными условиями может способствовать препятствованию внедрения чужой идеологии. В этой связи МДРГО РК совместно с МОН РК, МИР РК и другими заинтересованными органами разработать комплексный План мероприятий по возрождению традиционных духовных ценностей.

9. Для сохранения принципов светскости и совершенствования правового сознания граждан, в будущем следует рассмотреть вопрос о введении норм по соблюдению официального стиля одежды (дресс-кода) во всех государственных учреждениях, в том числе и среди преподавательского состава общеобразовательных учреждений.

10. Учитывая нарастающие угрозы проявления религиозного экстремизма, в целях сохранения общенациональной безопасности, рекомендуется рассмотреть вопрос запрета всех видов одежды, закрывающие лицо, в т.ч. и никаба. При этом данную норму следует сформулировать как «запрет на сокрытие лица».

11. Известно, что вопрос ношения хиджаба в школе в основном поднимается среди представителей НРТ. Приверженки НРТ не признают законодательные нормы, обязывающие соблюдение школьной формы и не проявляют намерения согласиться с этими требованиями. Как показали результаты индивидуальной работы с 208 приверженками НРТ, ни одна из них не согласна отпускать своих дочерей в школы без платка, напротив, они не раз заявили, что готовы даже переехать за границу, чтобы не допускать снятие платка в школах. В результате проведенной комплексной работы с приверженками НРТ, было выявлено, что переубеждение большинства из них (более 75%) не представляется возможным. Также было выявлено, что возможный возврат представителей НРТ не может положительно влиять на решение вопроса ношения хиджаба в школах. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос принятия законодательной меры по запрету идеологии нетрадиционного течения салафизма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV;

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III;

3. Требования к обязательной школьной форме для организацийсреднего образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 января 2016 года № 26;

4. Мектеп формасындағы діни атрибутикаға қатысты сұрақ-жауаптар // Вопросы и ответы относительно религиозной атрибутики в школьной форме. Қазақ және орыс тілд.. Құраст. А.Әбдірәсілқызы, ауд. С.Мадиева. – Астана: Дін мәселелері жөніндегі ғылыми-зерттеу және талдау орталығы, 2016. – 22 б.;

5. А.Абдирасилкызы. Главное, не оставить общество без присмотра // http://www.zakon.kz/4822098-ajjnur-abdirasilkyzy-glavnoe-ne-ostavit.html;

6. Международный опыт правового регулирования ношения мусульманской женской одежды и головных уборов в учебных заведениях, общественных местах, на государственной и военной службе /Информационно-аналитический справочник. – Астана: МЦКР КДР МДРГО РК, 2016. – 50 с.

7. Семенова Н.С. Соотношение права на образование и права на свободу совести на примере запрета на ношение хиджабов в школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М: РУДН, 2015, № 1. С. 50-63;

8. Носили ли хиджаб девушки в кочевых обществах Казахстана и Аравии? //http://kokshetau.asia/interesnoe/13191-nosili-li-khidzhab-devushki-v-kochevykh-obshchestvakh-kazakhstana-i-aravii;

9. Қазақстан мұсылмандары діни басқармасының хижаб туралы ұстанымы //http://fatua.kz/kz/post/view?id=768;

10. ҚМДБ мектептегі киім үлгісіне қатысты мәлімдеме жасады // http://abai.kz/post/view?id=10466;

11. ҚМДБ-ның мектептегі киім үлгісіне қатысты ұстанымы // http://azan.kz/article/show/id/9551.html;

12. Ислам в Казахском ханстве (XV-XVIII вв.) // http://azan.kz/islam/blog/id/3488.html;

13. С. Кузнецова. Усиление убийств на почве раскрепощения //http://kommersant.ru/doc/1349404.

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 



2019-10-11 263 Обсуждений (0)
Позиция, не поддерживающая ношение хиджаба в школах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Позиция, не поддерживающая ношение хиджаба в школах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)