Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповые формы работы.



2019-08-13 250 Обсуждений (0)
Групповые формы работы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Формы и методы работы на уроках в начальной школе

 

В.А.Сухомлинский писал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

 

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

   Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

В соответствии с новыми стандартами в образовании ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника;

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Стремительное развитие информационного общества требует постоянного совершенствования учительских навыков. В возрасте 6-9 лет приоритетной для детей является игровая деятельность, поэтому формы и методы работы на уроке в начальной школе должны быть самыми разнообразными. Грамотно дополняя свои педагогические наработки, учитель должен применять разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе, о которых сегодня и пойдет речь.

Классификация методов

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

Предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения. Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

- цели обучения;

- уровня подготовленности учащихся;

- возраста учащихся;

- времени, отведенного на изучение материала;

- оснащенности школы;

- теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Формы работы

Игровая форма работы с учащимися особенно важна для периода адаптации ребёнка к школе. Ведь в дошкольном периоде основной деятельностью ребёнка была игра, таким образом он осуществлял познание мира и получение новых для себя знаний. В школе основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность и несомненно, ребёнок переживает сложный период становления себя, как ученика и нуждается в поддержке со стороны учителя. И такую поддержку учитель оказывает учащемуся используя на уроках элементы игровой деятельности. Это позволяет ребёнку более мягко и без лишних стрессов поменять основной вид деятельности и при этом не утерять мотивацию к учебной и познавательной деятельности, потому что учебная деятельность в этом случае как бы «вырастает» из игровой. Процесс игры формирует ребёнка как личность, развивая в нём качества необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде как сверстников, так и взрослых. Необходимость игры в качестве элемента обучения признают ведущие педагоги, вот как об этом говорит В. А. Сухомлинский: «…чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не должен закрыться перед ним дверью класса. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Введение элементов игры дает возможность учителю решить сразу несколько задач, потому что игра позволяет одновременно развлекать, учить и воспитывать. Играя, обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, что особенно важно для детей пассивных, у которых есть проблемы в обучении. Кроме того, игровая форма обучения позволяет выполнить больший объём работы, чем при обучении традиционными методами. Кроме того, игра укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе, как учащемся.

В современных уроках учителя используют как основной элемент игровой деятельности дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогами в целях обучения и воспитания детей. Как правило, они направлены на решение конкретных задач обучения детей. И к тому же это один из эффективных путей активизации познавательной деятельности младших школьников. При этом дидактические игры различаются по:

обучающему содержанию;

 познавательной деятельности детей;

 игровым действиям и правилам;

 организации и взаимоотношениям детей;

 по роли учителя.

В целом можно сказать, что чёткой классификации дидактических игр пока не разработано. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия необходимые для того, чтобы усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, развить наблюдательность;

игры-поручения в основе которых лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;

игры-предположения в основе которых лежит ситуация «а что было бы», таким образом перед детьми ставится задача и развивается ситуация, требующая дальнейшего осмысления последующего действия;

игры-загадки – проверяют знания, тренируют находчивость, формируют умение рассуждать, делать выводы;

игры-беседы в основе которых лежит общение, воспитывают умение слушать вопросы и ответы, учат сосредотачивать внимание на содержании, высказывать и защищать свою точку зрения, дополнять услышанное, принимать и слышать другую точку зрения на проблему.

Групповые формы работы.

В современном обществе растет тенденция востребованности специалистов не только хорошо образованных, но и обладающих развитыми коммуникативными навыками и умениями, способных наладить общение с коллегами и умеющих работать в команде. Таким образом, учащийся должен быть способен реализовывать себя во взаимодействии с другими людьми.       Способность находить взаимопонимание с другими людьми и организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, нарабатывается только опытным путем в результате общения. Таким образом, школа, отвечая вызовам современности, должна ввести в образовательный процесс такие формы работы, которые способны научить ребёнка умению общаться, работать в группе (команде), высказывать свою точку зрения и аргументировать её доказательствами. Именно групповые формы обучения могут дать ребенку вышеперечисленные умения.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;

- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

В заключение стоит добавить, что каждая из вышеперечисленных форм работы на уроке в начальной школе очень важна, учитель должен грамотно использовать их на уроках. Главное – знать меру, так как перенасыщение методов превращается в каламбур и дети не смогут запомнить важный для них материал....

 

Литература:  Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы. http://pedsovet.su

http://veselajashkola.ru

Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям [Текст]: издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.- 145 с.

«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. - 35 с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982 - 98 с.

Лийметс Х.И.  Групповая работа на уроке. -М. 1975

 



2019-08-13 250 Обсуждений (0)
Групповые формы работы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Групповые формы работы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)