проблемно - развивающего урока
Традиционного УРОКА
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО. 2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе. 3.Темаиосновныецелиурока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом. 4. Организация урока; - тип урока; - структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; - виды учебной деятельности; - сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке; - плотность урока, рациональное использование времени. 5. Содержание урока: - научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся; - воспитательная направленность урока; - правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.; - соответствие содержания урока требованиям программы; - связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность; - связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного; - межпредметные связи; - использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности; - качество знаний обучающихся, их умений и навыков. 6. Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание; в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов; г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность; ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся. 7. Организация познавательной деятельности обучающихся: - роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке; - место учебника и наглядных средств; - место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся; - характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов. Психологические основы урока: - развитие и поддержание внимания; - развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности; - наличие психологических пауз и разрядки; - эмоциональная атмосфера урока. 9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке. Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач. 11. Работа и поведение учащихся на уроке: - активность класса, качество ответов учеников; - заинтересованность детей материалом урока; - дисциплинированность и организованность; - речь учащихся, характер задаваемых вопросов. 12. Поведение учителя на уроке: - выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками; - умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся; - требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся; - эмоциональность; - речь учителя; - внешний вид. Выводы и предложения.
Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока (схему можно использовать и для самоанализа)
готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя); £ внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку; £ организационные действия учителя (при необходимости); £ планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; £ актуализация знаний и способов деятельности школьников; £ какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение); £ применение проблемных методов в учении школьников; £ соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся; £ объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ; £ учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития; £ подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения; £ постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения; £ владение учителем способами создания проблемных ситуаций; £ соблюдение правил постановки учебной проблемы; £ использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним; £ соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения; £ формирование специальных и общих учебных умений обучающихся; £ наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения; £ умения обучающихся осуществлять логические операции; £ развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает); £ затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены; £ соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление); £ учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий; £ что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления; £ общая результативность урока.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ (схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения: £ школа, класс, дата проведения урока; £ тема урока, задачи урока.
Оборудование урока: £ какие средства обучения использовал учитель; £ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства; £ как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока: £ соответствует ли содержание программе, задачам урока; £ проведена ли его дидактическая обработка; £ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует; £ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке; £ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся; £ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались; £ как осуществлялись межпредметные связи; £ соблюдались ли внутрипредметные связи; £ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока: £ какой тип урока избран, его целесообразность; £ место урока в системе уроков по данному разделу; £ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками; £ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь; £ соответствие структуры урока данному типу; £ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения: £ принцип направленности обучения на комплексное решение задач; £ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой; £ как реализовывался принцип доступности обучения; £ с какой целью использовался каждый вид наглядности; £ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков; £ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся; £ как осуществлялось руководство учением школьников; £ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке; £ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий); £ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения; £ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения: £ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока; £ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали; £ какие методы способствовали активизации учения школьников; £ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся; £ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке: £ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе; £ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная; £ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся; £ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся; £ правильно ли оценивались знания и умения учеников; £ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы); £ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся; £ как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя: £ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины; £ показ учащимся рациональных способов учебной работы; £ определение объёма учебного материала на урок; £ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность; £ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся: £ организованность и активность на разных этапах урока; £ адекватность эмоционального отклика; £ методы и приёмы работы, уровень их сформированности; £ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию; £ уровень усвоения основных знаний и умений; £ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока: £ выполнение плана урока; £ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока; £ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся: 1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания; 2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации; 3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое; £ общая оценка результатов и эффективности урока; £ рекомендации по улучшению качества урока.
На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |