Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


проблемно - развивающего урока



2019-08-13 334 Обсуждений (0)
проблемно - развивающего урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционного УРОКА

 

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3.Темаиосновныецелиурока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

- тип урока;

- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

- виды учебной деятельности;

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

- плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;

- воспитательная направленность урока;

- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

- соответствие содержания урока требованиям программы;

- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;

- межпредметные связи;

- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;

- место учебника и наглядных средств;

- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;

- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

Психологические основы урока:

- развитие и поддержание внимания;

- развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

- наличие психологических пауз и разрядки;

- эмоциональная атмосфера урока.

  9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

- активность класса, качество ответов учеников;

- заинтересованность детей материалом урока;

- дисциплинированность и организованность;

- речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

- выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;

- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;

- требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;

- эмоциональность;

- речь учителя;

- внешний вид.

Выводы и предложения.

Примерная схема комплексного анализа

проблемно - развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа)

готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);

£ внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;

£ организационные действия учителя (при необходимости);

£ планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

£ актуализация знаний и способов деятельности школьников;

£ какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

£ применение проблемных методов в учении школьников;

£ соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;

£ объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

£ учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;

£ подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;

£ постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

£ владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

£ соблюдение правил постановки учебной проблемы;

£ использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;

£ соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

£ формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;

£ наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;

£ умения обучающихся осуществлять логические операции;

£ развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

£ затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

£ соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

£ учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;

£ что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

£ общая результативность урока.

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ

 (схема анализа и самоанализа урока)

 

Общие сведения:

£ школа, класс, дата проведения урока;

£ тема урока, задачи урока.

 

Оборудование урока:

£ какие средства обучения использовал учитель;

£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

£ как подготовлена классная доска к уроку.

 

Содержание урока:

£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;

£ проведена ли его дидактическая обработка;

£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;

£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

£ как осуществлялись межпредметные связи;

£ соблюдались ли внутрипредметные связи;

£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

 

Тип и структура урока:

£ какой тип урока избран, его целесообразность;

£ место урока в системе уроков по данному разделу;

£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

£ соответствие структуры урока данному типу;

£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.

 

Реализация принципов обучения:

£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

£ как реализовывался принцип доступности обучения;

£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;

£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;

£ как осуществлялось руководство учением школьников;

£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.

 

 

Методы обучения:

£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

£ какие методы способствовали активизации учения школьников;

£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;

£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.

 

Организация учебной работы на уроке:

£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;

£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;

£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;

£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;

£ как подводил итоги этапов и всего урока.

 

Система работы учителя:

£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;

£ определение объёма учебного материала на урок;

£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;

£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

 

Система работы учащихся:

£ организованность и активность на разных этапах урока;

£ адекватность эмоционального отклика;

£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;

£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

£ уровень усвоения основных знаний и умений;

£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

 

Общие результаты урока:

£ выполнение плана урока;

£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:

1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

£ общая оценка результатов и эффективности урока;

£ рекомендации по улучшению качества урока.

 

  Этапы анализа Количество баллов
1 Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?  
2 Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.  
3 Какие способы мотивации применяет педагог?  
4 Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
 
5 Содержание урока
  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
 
6 Методика проведения урока
  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
 
7 Психологические моменты в организации урока
  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?
 

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.



2019-08-13 334 Обсуждений (0)
проблемно - развивающего урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: проблемно - развивающего урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)