Учения Гуго Гроция о государстве и праве.
Отцом новой философии права считается голландский юрист, гос.деятель и философ Гуго Гроций 1583-1645гг. Гроций с раннего детства обращал на себя внимание своими способностями, в 11 лет стал студентом университета; в 14 лет защищал ряд тезисов по юриспруденции, математике и философии; Французский монарх рекомендовал его как «Чудо Голландии». Во Франции Гроций начал писать произведения «о Праве Войны и Мира», книга имела успех: методологические приемы автора были новые, априорный путь исследования, систематичность и научная обоснованность. Этот путь рационалистической методы для современников Гроция и исследователей его творчества был особо привлекательной стороной. Гроций не был причислен к публицистом (это положительная черта), книгу можно назвать лучшим теоритическим руководством. Она имела большое моральное влияние в обществе. Она пропитана духом гуманности и справедливости, миролюбия. Гроций сумел привить эти качества Европейскому сознанию той эпохи, под влиянием 30летней войны, когда забывались начала гуманности, справедливости и человечности. Непосредственной задачей Гроция было – доказать, что в международных отношениях должны господствовать не корыстные цели, а правила справедливости и человеколюбия, для этого надо было установить начала естественного закона, которые могут служить нормой для самостоятельных гос-в. Основания естественного закона, по его мнению, следует искать в природе человека, которую он называет матерью естественного права. Она влечет нас к общению с подобными нам существами, а в этом общение заключается основание права. (как и Аристотель). Притом не ко всякому общежитию, а спокойному и разумному. Из сохранения общежития, соответствующего человеческому разума, вытекают требования: 1) Воздержание чужого и возвращение того, что принадлежит другим. 2) Исполнение обещаний (договоры необходимо соблюдать). 3) Вознаграждение за причинённые виной убытки. 4) Наказание преступлений. Эти начала Гроций считает неизменными. Будучи основанными на самой природе человека, они ясны, вечны и неизменны. Даже Бог не может их изменить, потому что даже Бог не может сделать так, чтобы 2*2 не было бы = 4. Гроций выводить нормы естественного права исключительно из человеческого разума, бес ссылки на Бога или человеческую природу, т.е. это предписания здравого разума. От естественного права Гроций отличает волеустановленное право, проистекающее из свободной воли лиц. Оно разделяется на Божественное и человеческое. 1) Воля Божья 2) устанавливается людьми. В отличии от естественного права оно всегда произвольно. Человеческое право (установленное людьми) бывает: - семейное право – предписание домашних властей - гражданское право – установленное властью государственной - международное право – воля всех или многих народов Гроций останавливается подробно лишь на изучении международного права, но также ему необходимо было дать понятия о гос-ве, формах правления и т.д. Гос-во есть - сознательная деятельность людей и возникает как следствие договора между людьми. Гос-во – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы (Цицерон), но Гроций добавил союз «совершенный» т.е. союз вечный и верховный. Вечный, потому что заключается союз на вечные времена, в отличии от других форм общежития. Верховный союз, потому что ее действия «не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению». Верховная власть по своему существу едина и не делима. Носителем верховной власти (суверенитета) явл-ся двоякий S: общий – государство, как союз людей и конкретный (собственный) – лица, облеченные властью. Гроций выступает против мнения тех, кто верховную власть приписывают народу. Как отдельный человек вправе выбирать для себя образ жизни, как и народ вправе выбирать образ правления. Может быть не мало причин, побуждающих народ перенести власть на 1 лицо, например – опасность, пример соседей, которые счастливо живут под единовластием, есть народы от природы более способны управляться под управлением 1ого лица, нежели управляться сами с собой; нет ни одного гос-ва, где бы все равно участвовали в правлении. Везде пролетарии, иностранцы, женщины исключаются из политической жизни. Гроций также отвергает право народа низлагать и карать государей, которые злоупотребляют своей властью. Народ имеет право на сопротивление, только если государь становится явно враждебным всему народу. 1 группа – вотчинное гос-во. Здесь государь владеет гос-во как своей вотчинной. 2 группа – гос-во, в котором верховная власть первоначально вручена правителю волею народа. Здесь государю следует сообразовывать свои действия с первоначально волею народа, перенесшего власть на известное лицо. В области МП Гроций выдвинул ряд передовых требований. Он выступает против того, что в международных отношениях все решает сила. Источником МП – правила справедливости и соглашения народов. 1 из принципов МП Гроций провозглашает – Незыблемость договоров между гос-вами. Война как таковая не противоречит естественному праву. Он различает Войны справедливые и несправедливые. Справедливые – это войны оборонительные, для сохранения целостности гос-ва и защиты имущества. Несправедливые – захватнические, в целях покорения других народов, овладения чужим имуществом. Их зачинщики должны нести ответственность. Если войны избежать не удалось, то вести ее надо в пределах ограниченных правом. Он требовал гуманности, щадить женщин и детей, человечно обращаться с военнопленными, они должны вестись ради заключения мира. Выведение права из разумной природы человека и рационалистический метод – вот основные направления Гроция. Гроций – основатель науки МП.
2. Политические воззрения Бенедикта Спинозы. – самостоятельно.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |