Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коэффициент оригинальности на начало учебного года



2019-08-13 213 Обсуждений (0)
Коэффициент оригинальности на начало учебного года 0.00 из 5.00 0 оценок




п/п

Имя ребенка

Коэффициент оригинальности
на начало года
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Алина Ш. Дима Т. Владик П. Саша С. Яна Т. Вика З. Полина Ш. Богдан Г. Вероника Ш. Милана Г. 5 5 4 3 5 5 3 5 3 7

 

Количественная обработка:

средний КО – 4,5;

низкий уровень – нет;

средний уровень – 90 %;

высокий уровень – 10 %.

Качественная характеристика уровней:

низкий уровень – нет;

средний уровень – 90 %;

высокий уровень – 10 %.

Таким образом, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (90 %).

Методика № 2. «Придумай рассказ» [65, С.68].

Цель: проанализировать уровень развития творческого воображения детей старшей группы.

Ход методики.

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов.

 

Таблица 3

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
1. Скорость при- думывания рас- сказа Ничего не при- думал за 1 мин. На придумыва- ние ушло от 30 сек. до 1 мин. Придумал рас- сказ не более, чем за 1 мин.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа Ребенок механи- чески пересказы- вает то, что ког- да-то видел или слышал Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя Сюжет полностью Придуман самим Ребенком, необы- чен и оригинален
3. Разнообразие образов, использу- емых в рассказах Говорится об од- ном персонаже (событии, вещи), с очень бедными характеристиками Встречаются два- три персонажа (вещи), и все они характеризуются с разных сторон Имеются четыре и более персона- жа (вещи, собы- тия), характеризу- емые с разных сторон
4. Проработан- ность и детализа- ция образов, представленных в рассказе Персонажи (собы- тия, вещи и т.п.) только называют- ся и никак не характеризуются Не только назы- ваются, но и еще указываются один или два призна- ка Объекты, упомяну- тые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками
5. Впечатлитель- ность, эмоцио- нальность обра- зов, имеющихся в рассказе Рассказ не произ- водит впечатле- ния на слушателя и не сопровож- дается эмоциями со стороны рас- сказчика У рассказчика эмоции едва вы- ражены, а слуша- тели эмоциональ- но слабо реаги- руют на рассказ Рассказ и его пе- редача рассказ- чиком эмоцио- нальны и вырази- тельны, а слуша- тель явно заряжа- ется эмоциями

 

Таблица 4

Шкала оценки уровня развития воображения

Уровни развития Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
Оценка в баллах 0 2-3 4-7 8-9 10

 

Анализ результатов.

Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.

Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в таблице 5.

 

Таблица 5

Оценка уровня воображения на начало учебного года

п/п

Ф.И. ребенка

 Признаки

Общее

кол-во

баллов

1 2 3 4 5
1. Алина Ш. 1 1 1 1 2 6
2. Дима Т. 1 2 1 2 1 7
3. Владик П. 2 0 1 1 2 6
4. Саша С. 2 0 1 1 2 6
5. Яна Т. 2 2 1 1 2 8
6. Вика З. 1 1 1 0 1 4
7. Поля Ш. 1 2 1 2 1 7
8. Вероника Ш. 1 1 1 0 0 3
9. Богдан Г. 2 2 1 0 2 7
10. Милана Г. 1 0 1 1 1 4

 

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:

- низкий уровень развития воображения был выявлен у 10 % детей;

- средний уровень развития воображения составили 80 % детей от общего количества;

- с высоким уровнем – 10 %.

Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой.

 

2.2 Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

 

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

· фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) [65];

· изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

· психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции [79];

· сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

· элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. ПОФАНТАЗИРУЕМ?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

· «Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

· Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов» [61, С.96-97].

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

· Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.

Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.

Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.

· Игра «Если бы…» [2, С.95-97].

Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».

Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем

Так все говорят! Любую обиду…

Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,

Не любят ребят? Не все замечают,

Очень любят! Как игрушки страдают,

Души в них не чают! Тоскуют,

Жаль,  Скучают…

Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают

Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),

Когда нас бросают – Как мы верно и преданно

Мы ведь знаем, Любим ребят!..

Что слезы  Ах, не так нам обидно,

От беды не спасают… Когда нас ломают,

Не заметишь обиды Как обидно,

По нашему виду – Что нас не всегда понимают.

· Игра «Изобретатели» [2, С.109].

В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.

После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 2. ДУМАЙ, УЧИСЬ, РАЗВИВАЙСЯ

Цель: развитие основных мыслительных операций, прогностического, практического, дивергентного видов мышления.

· Игра «На что похоже?» [2, С.50-52].

Материал: на начальном этапе игры необходим образный материал –разнообразные предметы (сосновая шишка, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.п.). В дальнейшем игра может проводиться только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность.

Детям предлагается ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?», «Чем?»).

Игра может проводиться в форме соревнования.

Командам ставится условие – кто назовет больше число вариантов ответа, тот побеждает.

· Игра «Что общего?» [2, С.62-63].

Эта игра представляет собой логическое продолжение предыдущей.

Материал: реальные предметы или картинки.

Детям предъявляются (или называются) два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьем и автомобилем? Оба могут двигаться, переносить тяжелые предметы и т.п. Или что общего между самолетом и карандашом? Оба оставляют след (карандаш – на бумаге, самолет – на небе), оба сделаны руками человека, корпус самолета напоминает форму карандаша и т.д.

· Синектическая вопросно-ответная игра «Волшебный башмачок» [55, С.212].

В качестве синектических методов можно использовать обычную игру в мяч, эвристические беседы с поэтапным усложнением вопросно-ответной игры, мозговые атаки и элементы проблемно-модельного диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно быть не столько важным и полезным для взрослых, сколько стоять в простых и понятных всем примерах нового использования самых обычных вещей, например, ботинка, карандаша и т.п. «Изобретения» детей должны быть связаны с повседневной жизнью, с предметами быта и разного рода приспособлениями, которые называют маленькими хитростями и полезными мелочами нашей жизни.

Вводя эту игру в процесс занятий, детям предварительно рассказывают историю: «В стародавние времена народных умельцев и мастеров благодарный люд уважительно называл розмыслами. Правда, красиво звучит, поэтично? Розмысел обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на весь накопленный опыт предшественников, но и на свой ум, смекалку, изобретательность, на мечту и фантазию.

Да, старые люди знали, что именно в практической деятельности мастеров каждая вещь всегда делалась немного по-новому, не совсем так, как раньше. В таком процессе небольшой переделке получалось что-то новое, что в одно прекрасное утро становилось самостоятельным открытием. Даже звездное небо изменила рука человека: сотни искусственных спутников Земли вертятся на орбитах».

Задания могут придумываться по ходу игры. Например, злой волшебник заморозил все дороги в Волшебной Стране, и чтобы ее жителям было удобно ходить, необходимо придумать волшебные башмачки, которые не скользят по льду.

· Игра «Ресурсный анализ» [2, С.63-64].

Поиск нескольких «похожих» предметов осуществляется ребенком в словесной форме на основе выявления соответствия выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где именно тот иной потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпичик имеет следующие свойства: он твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его можно использовать как строительный материал, вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно разделить на части. Но в то же время этими свойствами обладают и другие объекты: рисовать можно углем; фильтром может служить ткань, вата; делить можно яблоко, лист бумаги и пр.

Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ. В этой игре участвуют все мыслительные операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то есть происходит оптимальное развитие прогностического и операционного мышления.

Детям предлагаются разные ситуации, в которых необходимо выявить как можно больше ресурсов: «Маша пролила на пол варенье. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего?», «Ваня пошел гулять и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой?», «Аня разбила любимую мамину вазу. Как ей поступить?», «На занятиях в детском саду воспитатель ругает Катю за то, что она не слушала объяснений и не правильно выполнила задание. Что будет делать Катя? О чем она подумает?».

Наше занятие окончено. Всем спасибо!

Занятие 3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ!

Цель: развитие творческого воображения.

Достижению этой цели способствуют не только индивидуальные, но и групповые формы работы детей на занятии.

· «Волшебные картинки».

Материал: картинки со схематическими или стилизованными изображениями.

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать названия для них. С каждым разом предъявляемые детям изображения все более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается усложнение заданий. При этом дети могут не только давать названия рисунка, но и сами делать небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре.

В программу по изодеятельности включаются и другие приемы: отражение своего настроения в цвете, изображение своих цветовых ощущений от прослушанной музыки, конструирование из газет и мокрой бумаги, нетрадиционные приемы живописи (пальцевая живопись, рисунок поролоном и жесткой кистью).

Для развития воображения и умения передавать свой творческий замысел детям зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр» и др.) и предлагается представить и изобразить их. На следующем занятии дети обыгрывают действия нарисованных героев, вырезают их, придумывают сюжетные сценки.

В рамках работы по обучению творческому рассказыванию дети учатся придумывать сказки по предложенному взрослым началу, изменять заимствованные из сказок ситуации, придумывать новое окончание сказке, сочинять сказки «наоборот».

· Сочинение групповой сказки.

Начинать придумывать лучше всего с известной сказки, изменив ее конец. Постепенно для сказки добавляется по 3-4 дополнительных персонажа и так до тех пор, пока не будет задействован необходимый набор действующих лиц. Когда дети освоили придумывание сказок, можно приступать к сочинению вслепую. Это могут быть:

· Сказки «наизнанку».

Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка»); Колобок будет сделан не из теста, а из смолы («Колобок») и т.п.

· Сказки «задом наперед».

Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на картинки-иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

· Сказки «из собственного опыта».

Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.

· Сказка со «сменой места действия».

Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Колобок в космосе, козлята и волк на необитаемом острове.

· «Перевирание сказки».

Взрослый начинает рассказывать сказку, несколько изменяя ее повествование. Ребенок же в процессе восприятия включается в игру и уже самостоятельно начинает изменять течение событий, вводить новых героев и т.п. Например, сказка «Красная шапочка».

Взрослый (начинает): Жила-была Желтая шапочка.

Ребенок: Не желтая, а Красная.

Взрослый: Да, Красная, ее так папа назвал.

Ребенок: Не папа, а мама… и т.д.

· «Салат» из сказок.

Рождение новой сказки происходит за счет объединения двух или нескольких знакомых сказок.

· Сказочная путаница.

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко – дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

В конце занятия педагог благодарит за активную работу.

Занятие 4. КТО БЫСТРЕЕ? КТО ИНТЕРЕСНЕЕ?

Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей их творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.

· «Земля – воздух – вода».

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучит слово «воздух» – название птицы, во втором случае («земля») – животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».

Задание можно усложнять, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.

· «За и против».

«Каждый из вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».

После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.

· «Оптимисты и скептики» [2, С.117].

Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетания «не очень».

Например:

- Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно.

- Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть. Хорошо, если чайник большой – на всех чая хватит.

- Хорошо, да не очень. Долго закипает. Плохо, что мороженое холодное – горло может заболеть.

- Плохо, да не очень – летом холод приятен и т.д.

Используя опорное словосочетание «не очень», можно придумывать рассказы-рассуждения:

- По улице мужчина шел. Хорошо!

- Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо!

- Плохо, да не очень – грязь-то была лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо!

- Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он стал, как негр. Это плохо!

Можно рассказывать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».

- Жили-были три братца-поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Это хорошо!

- Это хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!

- Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!

- Хорошо, да не очень. Строить-то они не умели. Это плохо! И т.д.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную и коррекционную цели. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они часто любят делать наоборот. Но в некоторых конфликтных ситуациях, в которых ребенок стремится проявить свою самостоятельность, победителем обычно выходит взрослый. Победа последнего нередко дорого обходится ребенку, ибо она достигается за счет подавления еще неокрепшей, незрелой личности. Подлинные воспитательные победы, имеющие решающее значение для будущего детей, возможны только на другом пути – укрепления самостоятельности и инициативности ребенка, его критичности к себе, ситуациям, другим людям.

· «Что упало?»

Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. То, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее.

В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.

Поскольку это занятие – последнее в программе, то по его завершении педагог вместе с детьми подводит общие итоги, дети делятся своими впечатлениями, говорят об успехах своих и товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.

 

2.3 Формирующий эксперимент

 

Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений (в экспериментальной группе).

Формирующий эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте. Результаты оформлены в таблицы 6, 7, 8, 9.

 

Таблица 6

Протокол обработки полученных результатов по методике «Дорисовывание фигур» на конец учебного года

Ф. И.

ребенка

КО

Фигуры для рисования

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

10

1. Алина Ш. 5 ТV дом тарелка яблоня кошечка дудочка библио- тека ромашка башмак

жираф

2. Дима Т. 5 баня дом корабль дерево свинья человек кокос динозавр шарик

цифра 5

3. Владик П. 4 дом дом корабль дерево человек колпак шляпа буква М трактор

человек

4. Саша С. 3 ТV дом кораблик осина собачка гномик профес- сор зайчик змея

валенок

5. Яна т. 5 дом птица корабль дерево собака девочка принцес- са зайчик кровать

мама

6. Вика З. 5 решетка ворона шифонер дерево собака девочка девушка мальчик зонтик

валенок

7. Поля Ш. 3 дом девочка дом дерево кошка девочка священ- ник кочки ступени

труба

8. Вера Ш. 5 окно дом корабль яблоня корова девочка колобок волны павлин

лебедь

9. Богдан Г. 3 контей- нер домик дом липа утенок человек человек ракета автобус

машина

10. Милана Г. 7 домик замок кораблик яблоня кот девочка моряк заяц лошадь

теленок

                         

 

Таблица 7

Коэффициент оригинальности на конец учебного года

п/п

Имя ребенка

Коэффициент развития воображения
на конец года
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Алина Ш. Дима Т. Владик П. Саша С. Поля Ш. Вика З. Богдан Г. Вероника Ш. Яна Т. Милана Г. 7 7 4 4 5 6 5 6 7 7

 

Количественная обработка:

средний КО – 5,8;

низкий уровень – нет;

средний уровень – 60 %;

высокий уровень – 40 %.

Качественная характеристика уровней:

низкий уровень – нет;

средний уровень – 60 %;

высокий уровень – 40 %.

Сравнительные результаты диагностики по методике «Дорисовывание фигур» также представлены в таблице 8.

 

Таблица 8

Сравнительные результаты

п/п

Имя ребенка

Коэффициент развития воображения

на начало года на конец года
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Алина Ш. Дима Т. Владик. Саша С. Поля Ш. Вика З. Богдан Г. Вероника Ш. Яна Т. Милана Г. 5 5 4 3 5 5 3 5 3 7 7 7 4 4 5 6 5 6 7 7

 

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.

Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития творческого воображения дошкольника.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования (Приложение 4,5).

 

Выводы по второму разделу

 

В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:

1. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.

1. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях.


Заключение

 

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека – его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.

2. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

3. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения – создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

5. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

6. Театрализованная деятельность представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.

7. В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческое воображение детей.

8. Исследования в виде формирующего эксперимента позволяет с уверенностью сказать, что разработанный комплекс занятий эффективно влияет на развитие творческого воображения старших дошкольников. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

9. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

10. Но уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.


Список использованной литературы

 

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998. – 240 с.

3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – С.3.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. – М., 1956.

7. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

8. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 с.

9. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: МГУ, 1998. – 318 с.

11. Готовимся к аттестации // Методическое пособие для педагогов. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000. – 144 с.

12. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 1973.

13. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176с.

14. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. – М.: Наука, 1982. – 256с.

15. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5.

16. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.

17. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» – М., 1997. – 27 с.

18. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. – 197 с.

19. Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С.107-114.

20. Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. – М., 1990. – 31 с.

21. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. – 1999. - № 4. – С.3-4.

22. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000. – 423с.

23. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960.

24. Захарова Б.Е. Мастерство актера



2019-08-13 213 Обсуждений (0)
Коэффициент оригинальности на начало учебного года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коэффициент оригинальности на начало учебного года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)