Тема 5.2. Личность и культура.
В современной ситуации культура перестаёт рассматриваться в качестве тормоза, транслятора и рассматривается как источник социальных изменений. Стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появление экранной культуры (кино, телевидения, видео), радио и звукозаписей, компьютерных и сетевых технологий в корне изменило представления о структуре и функциях культуры. Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Вопреки тому, что культуру обычно считают чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и культурное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Культура – система ценностей и регуляторов социального поведения, мифов, языка, обычаев опирается на идею стабильности социума. Культура предназначена для того, чтобы найти способы сосуществования различных групп. Фактор культуры проявляется с первой же попытки установить социальные взаимоотношения. Культура – это способность общественной жизни производить (воспроизводить) самого человека. Ценности культуры передаются стихийно и целенаправленно. Так передается поток опыта. Разумеется, это не означает, что сам по себе высокий культурный уровень является гарантом от разного рода социальных отклонений в поведении. Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов, что ведет к концентрации внимания на каком-то одном (случайно выбранном или наиболее доступном) виде деятельности. Культура – регулирующая система. Она регулирует социальные отношения. Культура – социальный институт. Она контролирует общество через систему позитивных и негативных знаний. Но политический институт утверждают и узаконивают государственным образом, а культурный – потребностью общества в сохранении этих культурных норм, традиции и ценностей. «Сословность» способов потребления культуры в принципе преодолена. Хотя, конечно, не полностью – прежде всего, остались специфические зрелища, которые недоступны подавляющему большинству населения. С другой стороны, недоступны они лишь «в живом» виде. Результаты культуры как сферы деятельности проявляются в обществе опосредованно и далеко не сразу. В достаточно широком смысле общество ощущает их лишь через 2-3 поколения. Существенную часть элементов своей культурной компетенции человек усваивает еще в детстве и постоянно корректирует в ходе жизни. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Культурные ограничения существуют в будущем ребенка: он рождается в культурно структурируемом мире. Так культурная среда позволяет людям «проектировать» прошлое в будущем. Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в нее нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Нельзя выпрыгнуть из той культуры, к которой принадлежишь, но, изучив ее духовные традиции, тупики и прорывы, можно известным образом дисциплинировать собственное сознание и поступки. Глобализация культуры, обусловленная глобализацией отношений, приводит к введению стандартизованной культуры преимущественно по американскому образцу, что ведет к исчезновению культурных ориентиров в каждой национальной культуре и связывает свободу культуры со свободой коммерции. В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены категориями культуры, мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен – политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека по частям и в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д. В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения. Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно, в их внешней выразительности. Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы. Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Развитие они находят в обществе путём коммуникации, диалога, идее которого М.М. Бахтин придавал глубокое содержание. В работе «Проблемы поэтики Достоевского» он писал: «Человек никогда не найдёт всей полноты только в себе самом»[10]. Люди созидают историю, но социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Творчество культуры поэтому не совпадает с творчеством истории.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Какую роль играет культура в социализации личности? 2. Что представляет концепция «массового общества»? 3. Могут ли сотрудничать люди, воспитанные в разных культурах? 4. В каком возрасте человек усваивает нормы культуры?
Основная литература.
1. Ионин Л. Социология культуры. – М., 1996. 2. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2004. 3. Коган Л. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993. 4. Кокшаров Н.В. Культуры: культура и субкультура.- СПб, СПбГУ, 2011, 218с. 5. Кравченко СА. Динамика культурологического воображения; всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010. 392с. 6. Культурология 20 века. Словарь – 2 том. 7. Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. М., Всероссийская политическая энциклопедия, 2007, т., 1392 с., т. 2, 1284с. 8. Маршак А.Л. Социология культурно-духовной сферы. М., Издательство Гуманитарной литературы, 2007, 424с. 9. Шендрик А.И. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 495с. Дополнительная литература. 1. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социологические исследования, 2011, №5, с. 114-123. 2. Быстрицкий Е.К. Конфликт культур и методология толерантности. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.74-86. 3. Гетьманенко Н.И. Восприятие русской культуры: прототипы и стереотипы. М.: Academia, 2010, 256 с. 4. Гребениченко С. Ф. К диалогу культур. // Социально—гуманитарное знание, 2011, №6, с. 21-34. 5. Григорьев С.И., Марченко Ю.Г. Культурология русского мира. Спецкурс. М., «Русаки», 2010, 387с. 6. Груздева Е.Н., Калмыкова В.В. «Властелин колец» как как миф постиндустриального сетевого и информационного общества. // Вопросы философии, 2011, № 8, с. 58-66. 7. Дондурей Д.Б., Серебренников К.С. Культура должна работать на развитие. // Общественные науки и современность, 2010, № 2, с.86-93.
12. Лешукова Л.И. Феномен клубов элит. // Социологические исследования, 2009, № 9, с. 33-41. 13. Лубашова Н.И. Из истории социологии кино. // Социологические исследования, 2011, № 4, с.146-149. 14. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.65-73.
17. Низамова Л.Р. Российские и западные трактовки мультикультуризма. // Социологические исследования, 2009, № 10, с.80-89.
19. Поляков Р.Ю. Казарменная субкультура курсантов. // Социологические исследования, 2009, № 12, с.117-120. 20. Попов Е.А. Что изучает социология культуры. // Социологические исследования, 2011 № 1, с.89-96.
22. Очкина А.В. Социальные механизмы воспроизводства культурного капитала семей в провинциальном российском городе. // Общественные науки и современность, 2010, №1, с.28-41. 23. Павелко Н.Н., Бухмиллер В.В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №4, с.293-298. 24. Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев (По материалам социологических исследований 1985-2009). // Социологические исследования, 2010, № 10, с.63-73. 25. Рогов А. Русская культура: национальные особенности. М.; Просвещение, 2009, 322с. 26. Самоненко И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников. // Социологические исследования, 2009, №4 с.137-142. 27. Сидорова Т.П. Массовая литература и читательские предпочтения 1960-х – начала 1980-х г.г. // Социологические исследования 2011, №2, с.128-136. 28. Cиземская Н.Н. Социокультурное пространство России: реалии и перспективы. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с.20-28. 29. СМИ как фактор трансформации российской культуры. СПб: СПбГУП, 2010, 360с.
34. Шемякина О.Д. Разрыв и преемственность в русской культурной традиции: опыт диалога. // Общественные науки и современность», 2011, №1, с.106-116.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг. Аксиология — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Анимизм (от лат. anima— душа) — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни. Аномия (от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни. Аппроксимация — поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок. Артефакт — 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства. Архетип — прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Атараксия (от греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек. Бифуркация — стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса. Бихевиоризм (от англ. bihaviour - поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX — начале XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов. Боди-арт (от англ. Body art — телесное искусство) — художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест. Верификация (от лат. verificatio - доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) — установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре. Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам. Видео-арт (от лат. video— вижу) — одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок. Виртуальная реальность — искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами. Вторичные моделирующие системы («вторичные языки культуры», «культурные коды») — языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др. Генезис (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социоге-нез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др. Герменевтика — традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии. Гиперреализм — художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии. Глобализация (от лат. globus — шар) — процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду. Деконструкция — преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма. Денотация — предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов). Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) — какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности. Диффузионизм — теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований. Евразийство — направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920—1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России. Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими. Естественные знаки — вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»). Западничество — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути. Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах. Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. Идентичность — психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности. Иконические знаки — «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают. Инкультурация — процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Интеграция культурная — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями. Интернет — глобальная система коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства. Информационная культура — 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации. Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии. Кинетическое искусство (от греч. kinesis— движение) — художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Коммуникация социокультурная — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем. Конвенциональные знаки — искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение. Коннотация — вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в явлениях культуры и искусства не только основные, явно присутствующие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неявно функционируют в сознании общества в виде образов и образцов (символических, аллегорических, метафорических по форме). Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг. Креационистский подход — подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру. Культурантропология, культурная антропология — одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки. Культурные ареалы — зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур. Культурогенез — процесс зарождения культуры. Легитимация (от лат. legitimus согласный с законом, законный, должный, надлежащий) — процесс социального или культурного «узаконивания». Маргинальность культурная — 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления. Ментальность, менталитет (от франц. mentalite — мироощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы. Минимализм (от англ. Minimal art — минимальное искусство) — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе. Модерн, модернизм — одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX — нач. XX в. Вместе с декадансом /дека-дизмом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX—XX в. может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности. Модернизм — термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреалиом, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д. Морфология культуры — раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. Мульти (от лат. multum— многое) — часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность. Научно-техническая революция — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950-х гг. Неогегельянство — течение в философии конца XIX — нач. XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля. Неокантианство — ведущее направление философской мысли Германии сер. XIX — нач. XX в., решавшее основные вопросы философии путем нового истолкования учения И. Канта. Нигилизм (от лат. nihili - ничто) — 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. XX в. Ноосфера (от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера. Отчуждение — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение. Парадигма (от греч. paradeigma— пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Партикуляризм (от лат.particularis — частичный, частный) — движение к обособлению каких-то частей. Персонализм — направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность. Перформанс (от англ. performance — исполнение, представление) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт. Плюрализм (от лат. plures — множественный) — особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентации. Поп-арт — одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой. Поп-культура — 1. Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости. Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации. Постструктурализм — направление в философском и социо-гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, де-центрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов. Рационализм (от лат. ratio— разум) — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум. Релятивизм культурный (от лат. relatioо — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Релятивизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов. Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура. Сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, запретный, проклятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Семиотика, или Семиология (от греч. aemiotic — учение о знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков. Символ — знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики. Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Синкретизм (от греч. sinkretismos— соединение, объединение) — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенное, неразвитое состояние чего либо. Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п. Средство массовой информации — средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации. Стандартизация — процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов. Структурализм (от лат. structura — строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) — направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирова
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |