Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5.2. Личность и культура.



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Тема 5.2. Личность и культура. 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной ситуации культура перестаёт рассматриваться в качестве тормоза, транслятора и рассматривается как источник социальных изменений. Стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появление экранной культуры (кино, телевидения, видео), радио и звукозаписей, компьютерных и сетевых технологий в корне изменило представления о структуре и функциях культуры.

Влияние культуры на индивида сильнее, чем это может пока­заться на первый взгляд. Вопреки тому, что культуру обычно считают чем-то вторичным и эфемерным по отношению к нашей физической природе, естественное и культурное так тесно переплетены в индивидуальном восприятии, что культура может даже влиять на ощущения. Культура – система ценностей и регуляторов социального поведения, мифов, языка, обычаев опирается на идею стабильности социума. Культура предназначена для того, чтобы найти способы сосуществования различных групп. Фактор культуры проявляется с первой же попытки установить социальные взаимоотношения.

Культура – это способность общественной жизни производить (воспроизводить) самого человека. Ценности культуры передаются стихийно и целенаправленно. Так передается поток опыта. Разумеется, это не означает, что сам по себе высокий культурный уровень является гарантом от разного рода социальных отклонений в поведении.

Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов, что ведет к концентрации внимания на каком-то одном (случайно выбранном или наиболее доступном) виде деятельности.

Культура – регулирующая система. Она регулирует социальные отношения.

Культура – социальный институт. Она контролирует общество через систему позитивных и негативных знаний. Но политический институт утверждают и узаконивают государственным образом, а культурный – потребностью общества в сохранении этих культурных норм, традиции и ценностей.

«Сословность» способов потребления культуры в принципе преодолена. Хотя, конечно, не полностью – прежде всего, остались специфические зрелища, которые недоступны подавляющему большинству населения. С другой стороны, недоступны они лишь «в живом» виде.

Результаты культуры как сферы деятельности проявляются в обществе опосредованно и далеко не сразу. В достаточно широком смысле общество ощущает их лишь через 2-3 поколения.

Существенную часть элементов своей культурной компетенции человек усваивает еще в детстве и постоянно корректирует в ходе жизни. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культурные ограничения существуют в будущем ребенка: он рождается в культурно структурируемом мире. Так культурная среда позволяет людям «проектировать» прошлое в будущем.

Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в нее нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий.

Нельзя выпрыгнуть из той культуры, к которой принадлежишь, но, изучив ее духовные традиции, тупики и прорывы, можно известным образом дисциплинировать собственное сознание и поступки.

Глобализация культуры, обусловленная глобализацией отношений, приводит к введению стандартизованной культуры преимущественно по американскому образцу, что ведет к исчезновению культурных ориентиров в каждой национальной культуре и связывает свободу культуры со свободой коммерции.

В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость.

В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены категориями культуры, мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен – политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека по частям и в рамках политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы политического переустройства общества, оптимальные формы социальных взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются, прежде всего, чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя – человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Развитие они находят в обществе путём коммуникации, диалога, идее которого М.М. Бахтин придавал глубокое содержание. В работе «Проблемы поэтики Достоевского» он писал: «Человек никогда не найдёт всей полноты только в себе самом»[10].  

Люди созидают историю, но социальные последствия их действий складываются под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и закономерностей. Творчество культуры поэтому не совпадает с творчеством истории.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какую роль играет культура в социализации личности?

2. Что представляет концепция «массового общества»?

3. Могут ли сотрудничать люди, воспитанные в разных культурах?

4. В каком возрасте человек усваивает нормы культуры?

 

Основная литература.

 

1. Ионин Л. Социология культуры. – М., 1996.

2. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2004.

3. Коган Л. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.

4. Кокшаров Н.В. Культуры: культура и субкультура.- СПб, СПбГУ, 2011, 218с.

5. Кравченко СА. Динамика культурологического воображения; всемирная культура инновационного мышления. М.: Анкил, 2010. 392с.

6. Культурология 20 века. Словарь – 2 том.

7.  Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. М., Всероссийская политическая энциклопедия, 2007, т., 1392 с., т. 2, 1284с.

8. Маршак А.Л. Социология культурно-духовной сферы. М., Издательство Гуманитарной литературы, 2007, 424с.

9. Шендрик А.И. Социология культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, 495с.

Дополнительная литература.

1. Бодрийяр Ж. Архитектура: правда или радикальность? // Социологические исследования, 2011, №5, с. 114-123.

2. Быстрицкий Е.К. Конфликт культур и методология толерантности. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.74-86.

3. Гетьманенко Н.И. Восприятие русской культуры: прототипы и стереотипы. М.: Academia, 2010, 256 с.

4. Гребениченко С. Ф. К диалогу культур. // Социально—гуманитарное знание, 2011, №6, с. 21-34.

5. Григорьев С.И., Марченко Ю.Г. Культурология русского мира. Спецкурс. М., «Русаки», 2010, 387с.

6. Груздева Е.Н., Калмыкова В.В. «Властелин колец» как как миф постиндустриального сетевого и информационного общества. // Вопросы философии, 2011, № 8, с. 58-66.

7.    Дондурей Д.Б., Серебренников К.С. Культура должна работать на развитие. // Общественные науки и современность, 2010, № 2, с.86-93.

 

  1. Ильин А.Н. Массовая культура и субкультуры современного общества: специфика соотношения. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с.167-176.
  2. В.Г.Ланкин Книга как информационно-технологическая основа культуры. //Социологические исследования, 2009, №7, с.78-84.
  3. Лапшина И.А. Востребованность духовной культуры вузовского преподавателя. //Социологические исследования, 2011 №6, с. 89-93.
  4. Латышева Т. В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность толпы. // Социологические исследования, 2010, № 6, с. 93-101.

12. Лешукова Л.И. Феномен клубов элит. // Социологические исследования, 2009, № 9, с. 33-41.

13. Лубашова Н.И. Из истории социологии кино. // Социологические исследования, 2011, № 4, с.146-149.

14. Межуев В.М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.65-73.

  1. Мильдон В.И. Воспитание чувств как проблема европейской культуры. ( «Принцесса Клевская» и «Анна Каренина»). // Вопросы философии, 2009, №11, с.91-99.
  2. Немировский В.Г. Особенности социокультурной самоидентификации населения Восточной Сибири. // Социологические исследования, 2011, № 8, с.89-94.

17. Низамова Л.Р. Российские и западные трактовки мультикультуризма. // Социологические исследования, 2009, № 10, с.80-89.

  1. Полуэктова И.А. Динамика зрительской телеаудитории. // Социологические исследования, 2010, № 1, с.66-77.

19. Поляков Р.Ю. Казарменная субкультура курсантов. // Социологические исследования, 2009, № 12, с.117-120.

20. Попов Е.А. Что изучает социология культуры. // Социологические исследования, 2011 № 1, с.89-96.

  1. Попов Е.А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации. // Социологические исследования, 2012, № 4, с. 122-126.

22. Очкина А.В. Социальные механизмы воспроизводства культурного капитала семей в провинциальном российском городе. // Общественные науки и современность, 2010, №1, с.28-41.

23. Павелко Н.Н., Бухмиллер В.В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации. // Социально-гуманитарные знания, 2010, №4, с.293-298.

24. Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев (По материалам социологических исследований 1985-2009). // Социологические исследования, 2010, № 10, с.63-73.

25. Рогов А. Русская культура: национальные особенности. М.; Просвещение, 2009, 322с.

26. Самоненко И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников. // Социологические исследования, 2009, №4 с.137-142.

27. Сидорова Т.П. Массовая литература и читательские предпочтения 1960-х – начала 1980-х г.г. // Социологические исследования 2011, №2, с.128-136.

28. Cиземская Н.Н. Социокультурное пространство России: реалии и перспективы. // Общественные науки и современность, 2011, №4, с.20-28.

29. СМИ как фактор трансформации российской культуры. СПб: СПбГУП, 2010, 360с.

  1. Смирнов А.А. О подходе к сравнительному изучению культур. СПб, Изд.-во ГУП, 2009, 139с.
  2. Сидорова О.В. Семейная аудитория как объект музейно-педагогической деятельности. // Социологичские исследования, 2011, № 11, с. 126-130.
  3. Федотова В. Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации. // Вопросы философии, 2011, № 9, с.45-53.
  4. Хвостов А.А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов. // Социологичские исследования, 2011, № 11, с. 111-117.

34. Шемякина О.Д. Разрыв и преемственность в русской культурной традиции: опыт диалога. // Общественные науки и современность», 2011, №1, с.106-116.

  1. Ястребов Г.А. Инвестиции в человеческий капитал (эффект культурной преемственности vs эффект дохода. // Общественные науки и современность, 2010, № 2, с.70-77.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

 

Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в резуль­тате чего культура одного народа полностью или частично воспри­нимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консоли­дации. Термин впервые был использован американскими культур-антропологами в 1930-х гг.

Аксиология — теория ценностей, философское учение о приро­де ценностей, их месте в социальной действительности и о струк­туре ценностного мира.

Анимизм (от лат. anima— душа) — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в оду­шевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия (от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей пере­стает соответствовать нормам общественной жизни.

Аппроксимация — поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок.

Артефакт — 1. Процесс или образование, не свойственные объек­ту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архетип — прообраз, первичная форма, образец. В широкий обо­рот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом историче­ского развития человечества. Архетип соотносится с коллектив­ным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой твор­чески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художе­ственного воображения.

Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с кото­рой они находятся в непосредственном контакте.

Атараксия (от греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Бифуркация — стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм (от англ. bihaviour - поведение) — теорети­ческое направление в психологии, возникшее в конце XIX — нача­ле XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как сово­купность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт (от англ. Body art — телесное искусство) — художе­ственное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Верификация (от лат. verificatio - доказательство, подтверж­дение верности или истинности чего-либо) — установление истин­ности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о куль­туре в знании о культуре.

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт (от лат. video— вижу) — одна из форм современ­ной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами явля­ются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуаль­ные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность — искусственно созданная компью­терными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вторичные моделирующие системы («вторичные языки куль­туры», «культурные коды») — языки, «надстраивающиеся» над пер­вичными знаковыми системами культуры и образующие семиоти­ческие системы более высокого уровня. Ими являются языки та­ких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Генезис (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления развивающегося явления. Входит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социоге-нез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Герменевтика — традиция и способы толкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрожде­ния герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Гиперреализм — художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении дей­ствительности, стремящееся восстановить утраченную в модерниз­ме жизненную конкретность художественного языка за счет ими­тации образов фотографии.

Глобализация (от лат. globus — шар) — процесс перераста­ния какого-либо явления в явление мирового масштаба и его транс­формации во всемирную целостную среду.

Деконструкция — преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций ре­альности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация — предметное значение имен, смысловое содержа­ние знаков (символов).

Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) — какая-либо фи­лософская или научная концепция, обращенная к читателю или слу­шателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и зна­ка, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Диффузионизм — теоретическая модель историко-культурно­го процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Евразийство — направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920—1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической дея­тельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превос­ходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки — вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно свя­занных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

Западничество — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие куль­туры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак — материальный объект (артефакт), выступающий в ком­муникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством куль­туры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивиду­альной и общезначимой информации о человеке и мире в культур­ных текстах.

Знаковая система — совокупность знаков, обладающая внут­ренней структурой, явными (формализованными) или неявными пра­вилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идентичность — психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивиду­альной самотождественности и целостности.

Иконические знаки — «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инкультурация — процесс приобщения индивида (или груп­пы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттер­нов поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурная — процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокуль­турными группами и историко-культурными образованиями.

Интернет — глобальная система коммуникации, передачи и хра­нения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.

Информационная культура — 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках ин­формации.

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, кото­рое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии стра­дание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процес­се общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство (от греч. kinesis— движение) — художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Коммуникация социокультурная — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью переда­чи или обмена информацией посредством принятых в данной куль­туре знаковых систем.

Конвенциональные знаки — искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Коннотация — вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в яв­лениях культуры и искусства не только основные, явно присутству­ющие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неяв­но функционируют в сознании общества в виде образов и образ­цов (символических, аллегорических, метафорических по форме).

Контркультура — направление развития современной культу­ры, противостоящее атмосфере современного индустриального об­щества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход — подход в понимании происхож­дения культуры, в основе которого лежит представление о боже­ственном или ином сверхъестественном творении, что свойствен­но теологическому взгляду на культуру.

Культурантропология, культурная антропология — одно из направлений философской антропологии (учения о природе че­ловека), ориентирующееся на построение теории человека как субъек­та культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчи­вость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психоло­гию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы — зоны территориального распростра­нения определенных локальных культурных типов и черт. Куль­турные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распро­странения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез — процесс зарождения культуры.

Легитимация (от лат. legitimus согласный с законом, закон­ный, должный, надлежащий) — процесс социального или культур­ного «узаконивания».

Маргинальность культурная — 1. Положение и особеннос­ти жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркуль­турные проявления.

Ментальность, менталитет (от франц. mentalite — миро­ощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уро­вень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой сово­купность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем са­мым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм (от англ. Minimal art — минимальное искусст­во) — художественное течение, исходящее из минимальной транс­формации используемых в процессе творчества материалов, про­стоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоог­раничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определенный заранее результат процесса его произ­водства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульп­туре, музыке, театре, кинематографе.

Модерн, модернизм — одно из главных направлений европей­ской культуры сер. XIX — нач. XX в. Вместе с декадансом /дека-дизмом и символизмом выступает в виде специфического культур­но-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идео­логическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX—XX в. может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархи­чески-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах че­ловеческой деятельности.

Модернизм — термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины XX в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искус­ствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной бра­ни с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модер­низмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, ме­ханически и формально объединенные в одно целое лишь благода­ря их общей негативной установке к традиционным для новоевро­пейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции, антиреалиом, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

Морфология культуры — раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существова­ния, закономерности строения и процессы формообразования ис­кусственных объектов.

Мульти (от лат. multum— многое) — часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность.

Научно-техническая революция — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии на­уки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного разви­тия. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950-х гг.

Неогегельянство — течение в философии конца XIX — нач. XX вв., для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпрета­ции философии Гегеля.

Неокантианство — ведущее направление философской мысли Германии сер. XIX — нач. XX в., решавшее основные вопросы фи­лософии путем нового истолкования учения И. Канта.

Нигилизм (от лат. nihili - ничто) — 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. XX в.

Ноосфера (от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятель­ность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

Отчуждение — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчужде­ние означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма (от греч. paradeigma— пример, образец) — совокуп­ность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Партикуляризм (от лат.particularis — частичный, частный) — движение к обособлению каких-то частей.

Персонализм — направление в философско-культурологической мысли XX в., исходящее из представления, что первичной ре­альностью и главенствующей ценностью культуры является твор­ческая личность.

Перформанс (от англ. performance — исполнение, представле­ние) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искус­ства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отли­чается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.

Плюрализм (от лат. plures — множественный) — особая ми­ровоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценно­стей и ценностных ориентации.

Поп-арт — одно из направлений англо-американского искусст­ва «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура 1. Совокупность неоавангардистских взгля­дов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм — в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Аван­гардистской установке художественного модерна на новизну в пост­модерне противостоит стремление включить в современное искусст­во весь опыт мировой художественной практики путем его цитирова­ния. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию лю­бых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентации.

Постструктурализм — направление в философском и социо-гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, де-центрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание простран­ственно-временных границ феноменов.

Рационализм (от лат. ratio— разум) — система взглядов, ко­торая признает основой познания, поведения и мотивации челове­ческий разум.

Релятивизм культурный (от лат. relatioо — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с при­знанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истиннос­ти, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Релятивизм ут­верждает множественность культур, разнообразие путей их разви­тия, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Рок-культура — явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкально­го стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром являет­ся контркультура.

Сакральное (от лат. sacer, sacri — священный, запретный, про­клятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая ка­тегория, выделяющая области бытия и состояния сущего, восприни­маемые сознанием как принципиально отличные от обыденной ре­альности и исключительно ценные.

Семиотика, или Семиология (от греч. aemiotic — учение о знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ — знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Симулякр — образ отсутствующей действительности, правдо­подобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперре­алистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.

Синергетика — наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образова­ния и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отноше­нии устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, пред­полагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм (от греч. sinkretismos— соединение, объедине­ние) — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначаль­ную неразделенное, неразвитое состояние чего либо.

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизвод­ства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценно­стей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных тра­диций, коллективных представлений и верований и т.п.

Средство массовой информации — средство распростране­ния информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение ин­формации.

Стандартизация — процесс введения единой сетки общеобя­зательных стандартов.

Структурализм (от лат. structura — строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) — направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, исто­рии, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует струк­турный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделиро­вание, элементы семиотики, формализации и математизации. Струк­турализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирова



2019-08-13 254 Обсуждений (0)
Тема 5.2. Личность и культура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5.2. Личность и культура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)