Художественно-публицистический характер повести «Пожар» В. Распутина
Одной из наиболее публицистичных в творчестве В. Распутина считается повесть «Пожар». Повесть синтезирует в себе два начала: художественное и публицистическое. В повести В. Распутин говорит о том, что человечество неизбежно двигается к своему концу, и гибель эта заложена в простых, казалось бы, безобидных, вполне естественных формах потребительского отношения к окружающему миру и природе. Человек губит естественные ресурсы природы: поселок Сосновка живет тем, что заготавливает лес, вырубает и выкорчевывает его на корню, да так, что не скоро здесь что-нибудь снова народится. Само название поселка звучит издевательски, глупо и нелепо, что за Сосновка, ежели ни в поселке, ни в округе нет ни одного деревца. В «Пожаре» достаточно глубоко исследуется экономический вопрос. Можно сказать, что проблема поселка Сосновка возникла именно на экономической основе: свезли шесть, таких же, как Егоровка (деревня, откуда родом герой повести Иван Петрович), деревень в один поселок, официально утвердили и заставили жить в нем и работать. Оторванные от привычного земледельческого труда, бережного отношения к земле, переселенцы в «Пожаре» попросту живут за счет вырубки леса. Они, может, и не рады такой работе, да за них уже все решили, посчитали, взвесили, измерили. Все в поселке неразумно, бестолково. Ежегодно поссовет по рублю со двора собирает деньги на ремонт тротуаров, но каждый год, вопреки логике, тяжелой технике позволяется по весне снова их разбивать. По-публицистически четко и остро подмечает Распутин подобные безобразия. Верно, подмечает еще и потому, что подобные явления весьма типичны как для описываемого в повести времени, так и сегодня. Этот поселок - скопленного негатива В.Распутиным в результате его многолетних социологических наблюдений. Границы микромира Сосновки расширяются за счет характерных и типичных в масштабах страны явлений. Реалистичные эпизоды приводятся автором в сцене спасения ОРСовского хозяйства, когда после взлома уже занявшегося огнем склада, взору Ивана Петровича открылась ошеломившая его картина гастрономического и галантерейного изобилия: оказывается на складе было все, но в продажу ничего не поступало. Все проблемы поселка Сосновка вытекают из проблемы бездуховности человека и деградации его личности, живущей не по привычному, заказанному самой жизнью, закону народа, а по инстинкту современного человека - хищника, покорителя природы. Ситуация в повести объясняется по публицистически четко: вырвали земледельцев из родной среды существования и заставили рубить лес. А форма деятельности в данном случае определила и форму сознания. Кульминацией повести является глава , где из-за тряпок, которые взялся сторожить, погибает дядя Миша Хампо -герой с кристально чистой душой и редким чувством ответственности. воруют. Но чем крепче правило, тем неизбежнее исключение. Распутин настаивает: оглянитесь вокруг, найдите в окружении своем такого праведника, соразмерьте свои жизненные принципы и идеалы с его, тогда фальшь человеческого бесчувствия обнажится, многое встанет на свои места. Формализм современной жизни передается в повести удивительно «красочными» деталями: сфера противопожарной безопасности в поселке настолько запущена, что нет абсолютно никаких средств тушения пожара: все лишь на бумаге. На бумаге же и все благополучие поселка. На деле не функционирует ничего из заявленного. Писатель показывает, как быстро человек быстро привыкает к положению не сеятеля, а потребителя. И этот момент прекрасно передан В. Распутиным в повести («Лес вырубать - не хлеб сеять»). В словах этих боль писателя-публициста, несущего в себе всю тяжесть осознания человеческой бездумности, глобального наплевательства, варварства. Впору говорить, что на рубеже XX века человека посетил инстинкт самоуничтожения. Специфической особенностью «Пожара», являющегося по жанру художественно-публицистической повестью, является то, что публицистический материал осмыслен Распутиным с философской позиции. Повесть «Пожар» можно рассматривать как предостережение писателя-публициста В. Распутина человечеству, стране, конкретному гражданину. В. Распутин почувствовал недостаточность одного только художественного служения, тогда как душа и время требует решения острых общественных проблем. Это желание В. Распутина повлиять на решение проблем и определило состояние пограничности между собственно художественным творчеством и публицистикой в повести «Пожар». В повести «Пожар» публицистичность столь явственна, что позволяет сделать ряду исследователей заключение о преобладающем её характере над собственно-художественной частью. Публицистически остро и четко подмечает Распутин формальный подход к деревне со стороны государства, недобросовестность местных начальников, способных ради планов и сверхпланов истребить все лесное богатство края, не задумываясь о будущем.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |