Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы: 1. План работы педагога-психолога на учебный год. 1. План работы на месяц. 2. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели). 3. Журналы учета видов работы. · Диагностика. · Консультирование. · Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная). · Развивающая и коррекционная работа. · Просветительская работа. · Организационно-методическая работа. 4. Аналитический отчет о проделанной работе. 5. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования. 5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка. 6. Программа работы педагога-психолога с группой. 7. Сводные таблицы по скринингу. 8. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ. 9. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения. 10. Примерная схема психолого-педагогической характеристики. 11. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы педагога-психолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и определить конкретные пути решения поставленных психолого-педагогических задач. Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана − упорядочить психолого-педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность процесса психолого-педагогического сопровождения, а также преемственность результатов. В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы. План выполняет следующие функции: - направляющую, определяющую; - прогнозирующую; - координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и объектом; а также указывает на порядок деятельности, её взаимосвязь с другими видами, определяет ее место, время, исполнителей; - контрольную: контроль реализации поставленных целей; - репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени можно восстановить содержание и объем выполненной работы. При грамотной организации планирования план становится не формальной бумагой, а документом, доказывающим системный подход к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ. План должен соответствовать ряду требований. 1. План является целенаправленным, то есть планируемое содержание, и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. 2. План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и форм работы. 3. План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности ученического и педагогического коллектива. 4. План является реальным для выполнения. Этапы планирования работы педагога-психолога: 1. Составление проекта плана (его контуров). 2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка замыслов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, педагогов, администрации. Поскольку педагог-психолог входит в состав психолого-социально-педагогической службы ОУ, является членом школьного ПМПк, ШВР ОУ, необходимо обсудить планируемые мероприятия с социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, председателем ПМПк, согласовать план работы с заместителем директора, курирующим работу ПСП-службы ОУ. При планировании работы необходимо учесть такие мероприятия, как заседания педагогических советов, МО классных руководителей, заседания предметных кафедр, родительские и ученические собрания и другие. 3. Внесение корректив в проект плана с учетом результатов коллективного планирования. 4. Окончательное оформление плана работы. Педагог-психолог осуществляет планирование своей деятельности на основе перспективного плана работы образовательного учреждения, с учетом приоритетных направлений, исходя из запроса администрации своего учреждения, должностных обязанностей и объема нагрузки. Таким образом, при планировании работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса необходимо учитывать: - материалы, советы и рекомендации в психолого-педагогической и методической литературе по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ; - воспитательные и педагогические задачи образовательного учреждения; - предложения администрации школы, педагогов, учащихся, родителей; - результаты работы за предшествующий период и выводы, полученные в ходе анализа этой работы; - модель деятельности. Под моделью деятельности педагога-психолога в ОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с педагогами, родителями и учащимися), обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в ОУ и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Принято выделять следующие функции педагога-психолога: информационную, профилактическую, диагностическую, просветительскую, коррекционную. Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не только и не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой. В настоящее время осуществляется пять основных моделей работы педагога-психолога в ОУ: I модель: педагог - психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации. Позиция психолога — это позиция «стороннего» специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка, основная функция — консультативная. II модель: позиция педагога - психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики учащихся различного возраста по запросам администрации образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. Основные функции педагога-психолога — диагностическая и консультативная. Важным направлением работы психолога в рамках данных моделей является диспетчерская деятельность. Психолог должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется. III модель: позиция педагога - психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов. При высокой квалификации педагог - психолог на групповых занятиях с детьми формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами. Ставит задачи изменения стереотипов поведения, способов и форм организации коммуникации педагога с детьми на эффективные и конструктивные. IV модель: позиция педагога - психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и просветительская. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений, идеи уважения чести и достоинства каждого, развитие личности каждого. V модель: позиция педагога - психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для его развития. Функции психолога — диагностическая, профилактическая, организационно-просветительская. Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс. В соответствии с приоритетными задачами в области образования, выделяются следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения: 1. Сохранение и укрепление психологического здоровья. 2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. 3. Выявление и поддержка одаренных детей. 4. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями. 5. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают: Профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей, влияющих на процесс обучения и воспитания. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Просвещение и образование (психологическое)детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Виды и структура планов Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в виде плана сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными, удобными в пользовании и отражать перспективы и развитие системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ. В годовом плане работы педагога-психолога необходимо: - четко сформулировать цели (желаемый результат); - задачи (конкретно проверяемый результат); - технологии решения поставленных задач (как будут решаться поставленные задачи); - содержание мероприятий; - сроки выполнения; - определить категорию участников. План педагога-психолога обсуждается, согласуется с заместителем директора, курирующим работу педагога-психолога, утверждается и заверяется руководителем ОУ. Перспективный план может строиться как по направлениям деятельности педагога-психолога, так и быть тематическим. Тогда в строке направление деятельности указываем, например, «Работа в рамках ШВР» , «Работа в рамках Центра профориентации» и т.д. Ниже приведены различные формы годового плана работы. Годовой (перспективный) план-сетка педагога-психолога ОУ (форма 1) |
2019-08-13 | 437 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы