Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей



2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

1. План работы педагога-психолога на учебный год.

1. План работы на месяц.

2. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели).

3. Журналы учета видов работы.

· Диагностика.

· Консультирование.

· Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная).

· Развивающая и коррекционная работа.

· Просветительская работа.

· Организационно-методическая работа.

4. Аналитический отчет о проделанной работе.

5. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования.

5. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка.

6. Программа работы педагога-психолога с группой.

7. Сводные таблицы по скринингу.

8. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

9. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

10. Примерная схема психолого-педагогической характеристики.

11. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми.

 

       Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы педагога-психолога. Целенаправленное четкое планирование помогает избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и определить конкретные пути решения поставленных психолого-педагогических задач.

       Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

       Предназначение плана − упорядочить психолого-педагогическую деятельность, обеспечить планомерность, управляемость и систематичность процесса психолого-педагогического сопровождения, а также преемственность результатов. В самом общем представлении план - это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы. План выполняет следующие функции:

- направляющую, определяющую;

- прогнозирующую;

- координирующую, организаторскую, т.е. показывает, какими средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и объектом; а также указывает на порядок деятельности, её взаимосвязь с другими видами, определяет ее место, время, исполнителей;

- контрольную: контроль реализации поставленных целей;

- репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

       При грамотной организации планирования план становится не формальной  бумагой, а документом, доказывающим системный подход к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ.

       План должен соответствовать ряду требований.

1. План является целенаправленным, то есть планируемое содержание, и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач.

2. План является комплексным, предполагающим разнообразие содержания и форм работы.

3. План является конкретным и целесообразным, учитывающим особенности ученического и педагогического коллектива.

4. План является реальным для выполнения.

       Этапы планирования работы педагога-психолога:

1. Составление проекта плана (его контуров).

2. Коллективное планирование. Апробация, корректировка, проверка замыслов, сбор предложений, идей учащихся, родителей, педагогов, администрации.  Поскольку педагог-психолог входит в состав психолого-социально-педагогической службы ОУ, является членом школьного ПМПк, ШВР ОУ, необходимо обсудить планируемые мероприятия с социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, председателем ПМПк, согласовать план работы с заместителем директора, курирующим работу ПСП-службы ОУ. При планировании работы необходимо учесть такие мероприятия, как заседания педагогических советов, МО классных руководителей, заседания предметных кафедр, родительские и ученические собрания и другие.

3. Внесение корректив в проект плана с учетом результатов коллективного планирования.

4. Окончательное оформление плана работы.

       Педагог-психолог осуществляет планирование своей деятельности на основе перспективного плана работы образовательного учреждения, с учетом приоритетных направлений, исходя из запроса администрации своего учреждения, должностных обязанностей и объема нагрузки.

       Таким образом, при планировании работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса необходимо учитывать:

- материалы, советы и рекомендации в психолого-педагогической и методической литературе по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ОУ;

- воспитательные и педагогические задачи образовательного учреждения;

- предложения администрации школы, педагогов, учащихся, родителей;

- результаты работы за предшествующий период и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

- модель деятельности.

       Под моделью деятельности педагога-психолога в ОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с педагогами, родителями и учащимися), обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в ОУ и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять следующие функции педагога-психолога: информационную, профилактическую,  диагностическую, просветительскую,  коррекционную.

       Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не только и не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.

       В настоящее время осуществляется пять основных моделей работы педагога-психолога в ОУ:

I модель:  педагог - психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации. Позиция психолога — это позиция «стороннего» специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка, основная функция — консультативная.

II модель: позиция педагога - психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса.  К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики учащихся различного возраста по запросам администрации образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. Основные функции педагога-психолога — диагностическая и консультативная.

Важным направлением работы психолога в рамках данных моделей является диспетчерская деятельность. Психолог должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.

       III модель: позиция педагога - психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов. При высокой квалификации педагог - психолог на групповых занятиях с детьми формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами. Ставит задачи изменения стереотипов поведения, способов и форм организации коммуникации педагога с детьми на эффективные и конструктивные.

IV модель: позиция педагога - психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и просветительская. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений,  идеи уважения чести и достоинства каждого,  развитие личности каждого.

V модель: позиция педагога - психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствии с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для его развития. Функции психолога — диагностическая, профилактическая, организационно-просветительская. Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс.

В соответствии с приоритетными задачами в области образования, выделяются следующие основные направления психолого-педагогического сопровождения:

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

3. Выявление и поддержка одаренных детей.

4. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

5. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

Формы психологического сопровождения образовательного процесса остаются традиционными для психолога образовательного учреждения и включают:

Профилактику – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностику индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей, влияющих на процесс обучения и воспитания. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Развивающую работу (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционную работу (индивидуальная и групповая) - организацию работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое)детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

 

Виды и структура планов

       Формы планов могут быть разнообразны: текстовыми, графическими, в виде плана сетки. Главное, они должны помогать в работе, быть реальными, удобными в пользовании и отражать перспективы и развитие системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ.

       В годовом плане работы педагога-психолога необходимо:

- четко сформулировать цели (желаемый результат);

- задачи (конкретно проверяемый результат);

- технологии решения поставленных задач (как будут решаться поставленные задачи);

- содержание мероприятий;

- сроки выполнения;

- определить категорию участников.

       План педагога-психолога обсуждается, согласуется с заместителем директора, курирующим работу педагога-психолога, утверждается и заверяется руководителем ОУ.

Перспективный план может строиться как по направлениям деятельности педагога-психолога, так и быть тематическим. Тогда в строке направление деятельности указываем, например, «Работа в рамках ШВР» , «Работа в рамках Центра профориентации» и т.д. Ниже приведены различные формы годового плана работы.

Годовой (перспективный) план-сетка педагога-психолога ОУ (форма 1)

2019-08-13 437 Обсуждений (0)
Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)